МЕТОДИКА:
Индекс активностей повседневной жизни Катц
(Katz Activities of Daily Living)
(S. Katz)
(по S. Katz и соавт., 1963, 1976; Г.Филленбаум, 1987; D. Wade, 1992).
ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Оценка Activities of Daily Living (ADL) - "активности повседневной
жизни", "функции повседневной жизнедеятельности", "повседневная актив-
ность" - показывает степень зависимости/независимости клиента в его пов-
седневной жизни. Она позволяет эрготерапевтам и социальным работникам оце-
нить способности человека к самостоятельному существованию. Это дает воз-
можность дифференцировать виды и объемы социальной помощи в зависимости от
состояния здоровья и функционального статуса клиента.
Активность повседневной жизни (ADL) - это действия и виды деятельнос-
ти, которые человек совершает ежедневно в течение всей жизни.
Активность повседневной жизни условно разделяется на персональную
(PADL) и инструментальную (IADL).
Персональная активность повседневной жизни включает в себя выполнение
задач, связанных с самообслуживанием - прием пищи, одевание, туалет и дру-
гие гигиенические мероприятия, причесывание, поддержание функциональной
мобильности, коммуникация.
Инструментальные активности повседневной жизни связаны с независимым
функционированием человека дома, в школе или на работе, в обществе.
Активность в повседневной жизни включает в себя:
мероприятия по личной гигиене (уход за волосами, умывание, использо-
вание туалета и др.);
одевание;
прием пищи;
соблюдение правил, необходимых для поддержания и сохранения здоровья;
социализацию;
функциональную коммуникацию и подвижность;
возможность быть мобильным в обществе;
удовлетворение сексуальных потребностей.
Активность в работе и продуктивной деятельности:
выполнение домашних обязанностей (уход за одеждой, уборка квартиры,
приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание в кварти-
ре);
заботу о других людях;
возможность обучаться чему-либо новому;
исследовательские виды деятельности (выбор специальности, поиск рабо-
ты,
выполнение работы, планирование ухода на пенсию, добровольное участие
в чем-либо).
Активность в игре, отдыхе и увлечениях:
возможность выбора игры, отдыха, увлечений;
возможность выполнять необходимые действия во время отдыха и игры.
Группы тестов, измеряющие нарушение жизнедеятельности (disability)
делятся на
1 - измеряющие независимость клиента в повседневной жизни, или, сог-
ласно дословному переводу с английского, измеряющие "активности повседнев-
ной жизни" (Activities of Daily Living, или ADL), под которыми обычно по-
нимают "элементарное телесное" самообслуживание.
2 - измеряющие, помимо телесного самообслуживания, еще и возможность
пользования предметами обихода, что необходимо для проживания в обычных
условиях (extend ADL, или расширенные активности повседневной жизни).
3 - измеряющие локально функции, расстройство которых приводит к на-
рушению жизнедеятельности клиента (focal disability) (например, баланс,
ходьбу, функцию кисти и др.).
4 - совмещающие измерение повседневной активности и ролевых ограниче-
ний.
Необходимая информация может быть получена или путем самостоятельного
заполнения клиентом специальных опросников, или в результате наблюдения за
клиентом, либо опросом клиента или ухаживающего за ним лица.
Общим требованиям к шкалам ADL является регистрация действительного
состояния клиента, а не его предполагаемых возможностей.
Все шкалы ADL обладают рядом общих недостатков:
эти шкалы часто включают пункты, которые соответствуют уровню "пов-
реждение" (impairment) - например, пункты, отражающие состояние функций
тазовых органов;
многие пункты таких шкал не являются независимыми друг от друга;
шкалы ADL не отражают многих аспектов нарушения жизнедеятельности та-
ких, как ориентация, общение и др.;
по результатам тестирования невозможно узнать, каким способом достиг-
нута независимость в повседневной жизни: за счет восстановления утраченных
функций клиента, либо за счет улучшения условий окружающей обстановки;
почти все шкалы ADL относятся к ординальным, поэтому неправомерно
проводить сравнение результатов, достигнутых в различных реабилитационных
учреждениях, основываясь лишь на динамике оценок, которые получены при по-
мощи данных шкал.
Независимость в повседневной жизни (ADL).
В основе методов измерения нарушений жизнедеятельности чаще всего ле-
жит оценка независимости индивидуума от посторонней помощи в повседневной
жизни, при этом анализируются не все ежедневные действия, а только наибо-
лее значимые, наиболее общие из рутинных действий человека. Под ADL обычно
понимают основные физические функции, которые лежат в основе нормальной
жизни. Представления о том, какие функции следует относить к основным, мо-
гут несколько расходиться.
Если опросник, помимо основных (базовых) функций, отражает еще и воз-
можность использования клиентом предметов обихода, то его называют расши-
ренной шкалой или опросником нарушения жизнедеятельности (extend disabili-
ty).
Индекс активностей повседневной жизни Катц - разрабатывался начиная с
1963 г. S. Katz c соавторами. В отличие от многих других эта шкала стала
фундаментом для последующих разработок аналогичных тестов многие пункты
данного индекса включают обычно и в многоаспектные опросники. Оценка ак-
тивностей повседневной жизнедеятельности основывается на шести основных
видах жизнедеятельности - способности клиента выполнять такие функции, как
купание, одевание, посещение туалета, перемещение с кровати и со стула и
обратно, контролирование мочеиспускания и дефекации, прием пищи. Авторы
опросника считали, что указанные виды жизнедеятельности связаны между со-
бой иерархически, отражая стадии развития навыков у детей. Для реабилито-
логов эта иерархичность, однако, не имеет принципиального значения. В от-
личие от других данная шкала не оценивает ходьбу клиента.
Индекс независимости в сфере повседневной жизнедеятельности выражает-
ся буквами от А до О (англ.) или от - А до Ж (рус.). Буквенное обозначение
степеней функциональной зависимости или независимости лишний раз напомина-
ет о том, что шкала не является интервальной.
Индекс независимости в повседневной жизни (классификация степеней не-
зависимости в сфере повседневной жизнедеятельности).
Выделяются семь различных категорий индекса независимости в повсед-
невной жизни. Для каждого конкретного клиента категория определяется на
основании установления его "независимости" либо "зависимости" в отношении
шести функций (купание, одевание, посещение туалета, перемещение, контроль
мочеиспускания и дефекации, питание), при этом "независимость" для каждой
из функций соответствует тем уровням осуществления данной функции, после
номера которых стоит знак"*".
Обозначения индекса:
A А Независимость во всех вышеуказанных функциях.
B Б Независимость во всех вышеуказанных функциях, кроме одной.
C В Независимость во всех вышеуказанных функциях, кроме функции купа-
ние и еще одной.
D Г Независимость во всех вышеуказанных функциях, кроме функции купа-
ние, одевание и еще одной.
E Д Независимость во всех функциях, кроме функции купание, одевание,
посещение туалета и еще одной.
F Е Независимость во всех вышеуказанных функциях, кроме функции купа-
ние, одевание, посещение туалета, перемещение и еще одной.
G Ж Зависимость в отношении всех шести функций.
O З Зависимость в отношении по крайней мере двух функций, но не попа-
дает под определения C, D, E или F.
Опросник состоит из 6 пунктов оценки.
Примерное время тестирования 5 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Индекс активностей повседневной жизни Катц
(Katz Activities of Daily Living).
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диагностическая шкала.
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────────╢>
<──────[-]─────><──────[=]─────><──────[+]─────>
Структура оценочных шкал.
*
2 ┼ ▄┌▄────┐▄
│ █│█ │█
1 ┼─▄─█┘█ ▄ ▄└█─*
│ █ █ █ █ █ █
0 ┼─+─+─+─+─+─+─*
1 2 3 4 5 6
Оценочные показатели:
1. Купание = 1*
2. Одевание = 2*
3. Отправление естественных потребностей = 2*
4. Перемещение = 1
5. Способность контролировать мочеиспускание
и дефекацию = 1
6. Питание = 2*
--------------------------------------------------
Интегральный показатель - ADL = "O"
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Купание (обтирание губкой, или купание в ванне, или ис-
пользование душа):
* получает помощь лишь при мытье одной части тела, например,
спины или ноги.
2. Одевание (доставание одежды из шкафов и ящиков, включая
нижнее белье и верхнюю одежду, застегивание застежек и подтяжек,
если таковые используются):
* достает вещи и полностью одевается без помощи.
3. Отправление естественных потребностей (посещение уборной с
целью опорожнения мочевого пузыря или кишечника, выполнение после
этого необходимых гигиенических процедур и приведение в порядок
одежды):
* посещает уборную, выполняет после этого необходимые гигие-
нические процедуры и приводит в порядок одежду без помощи. Может
использовать для поддержки костыль (трость) или инвалидное кресло,
ночью может пользоваться ночным горшком или судном, опорожняя их
утром.
4. Перемещение:
ложится в постель и встает с постели, садится на стул и
встает со стула с посторонней помощью.
5. Способность контролировать мочеиспускание и дефекацию:
допускает отдельные "инциденты".
6. Питание:
* принимает пищу самостоятельно.
Интегральный индекс: O (З).
Зависим в отношении по крайней мере двух функций, но не
попадает под определения C, D, E или F.
|