МЕТОДИКА:
Индекс активностей повседневной жизни Бартела
(Barthel ADL Index)
(Dorothea Barthel)
(по F. Mahoney, D. Barthel 1965;
C. Granger и соавт., 1979, D. Wade 1992).
ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Оценка Activities of Daily Living (ADL) - "активности повседневной
жизни", "функции повседневной жизнедеятельности", "повседневная актив-
ность" - показывает степень зависимости/независимости клиента в его пов-
седневной жизни. Она позволяет эрготерапевтам и социальным работникам оце-
нить способности человека к самостоятельному существованию. Это дает воз-
можность дифференцировать виды и объемы социальной помощи в зависимости от
состояния здоровья и функционального статуса клиента.
Активность повседневной жизни (ADL) - это действия и виды деятельнос-
ти, которые человек совершает ежедневно в течение всей жизни.
Активность повседневной жизни условно разделяется на персональную
(PADL) и инструментальную (IADL).
Персональная активность повседневной жизни включает в себя выполнение
задач, связанных с самообслуживанием - прием пищи, одевание, туалет и дру-
гие гигиенические мероприятия, причесывание, поддержание функциональной
мобильности, коммуникация.
Инструментальные активности повседневной жизни связаны с независимым
функционированием человека дома, в школе или на работе, в обществе.
Активность в повседневной жизни включает в себя:
мероприятия по личной гигиене (уход за волосами, умывание, использо-
вание туалета и др.);
одевание;
прием пищи;
соблюдение правил, необходимых для поддержания и сохранения здоровья;
социализацию;
функциональную коммуникацию и подвижность;
возможность быть мобильным в обществе;
удовлетворение сексуальных потребностей.
Активность в работе и продуктивной деятельности:
выполнение домашних обязанностей (уход за одеждой, уборка квартиры,
приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание в кварти-
ре);
заботу о других людях;
возможность обучаться чему-либо новому;
исследовательские виды деятельности (выбор специальности, поиск рабо-
ты,
выполнение работы, планирование ухода на пенсию, добровольное участие
в чем-либо).
Активность в игре, отдыхе и увлечениях:
возможность выбора игры, отдыха, увлечений;
возможность выполнять необходимые действия во время отдыха и игры.
Группы тестов, измеряющие нарушение жизнедеятельности (disability)
делятся на
1 - измеряющие независимость клиента в повседневной жизни, или, сог-
ласно дословному переводу с английского, измеряющие "активности повседнев-
ной жизни" (Activities of Daily Living, или ADL), под которыми обычно по-
нимают "элементарное телесное" самообслуживание.
2 - измеряющие, помимо телесного самообслуживания, еще и возможность
пользования предметами обихода, что необходимо для проживания в обычных
условиях (extend ADL, или расширенные активности повседневной жизни).
3 - измеряющие локально функции, расстройство которых приводит к на-
рушению жизнедеятельности клиента (focal disability) (например, баланс,
ходьбу, функцию кисти и др.).
4 - совмещающие измерение повседневной активности и ролевых ограниче-
ний.
Необходимая информация может быть получена или путем самостоятельного
заполнения клиентом специальных опросников, или в результате наблюдения за
клиентом, либо опросом клиента или ухаживающего за ним лица.
Общим требованиям к шкалам ADL является регистрация действительного
состояния клиента, а не его предполагаемых возможностей.
Все шкалы ADL обладают рядом общих недостатков:
эти шкалы часто включают пункты, которые соответствуют уровню "пов-
реждение" (impairment) - например, пункты, отражающие состояние функций
тазовых органов;
многие пункты таких шкал не являются независимыми друг от друга;
шкалы ADL не отражают многих аспектов нарушения жизнедеятельности та-
ких, как ориентация, общение и др.;
по результатам тестирования невозможно узнать, каким способом достиг-
нута независимость в повседневной жизни: за счет восстановления утраченных
функций клиента, либо за счет улучшения условий окружающей обстановки;
почти все шкалы ADL относятся к ординальным, поэтому неправомерно
проводить сравнение результатов, достигнутых в различных реабилитационных
учреждениях, основываясь лишь на динамике оценок, которые получены при по-
мощи данных шкал.
Независимость в повседневной жизни (ADL).
В основе методов измерения нарушений жизнедеятельности чаще всего ле-
жит оценка независимости индивидуума от посторонней помощи в повседневной
жизни, при этом анализируются не все ежедневные действия, а только наибо-
лее значимые, наиболее общие из рутинных действий человека. Под ADL обычно
понимают основные физические функции, которые лежат в основе нормальной
жизни. Представления о том, какие функции следует относить к основным, мо-
гут несколько расходиться.
Если опросник, помимо основных (базовых) функций, отражает еще и воз-
можность использования клиентом предметов обихода, то его называют расши-
ренной шкалой или опросником нарушения жизнедеятельности (extend disabili-
ty).
Индекс активностей повседневной жизни Бартела, или Индекс независи-
мости в сфере повседневной жизнедеятельности Бартела (Barthel ADL Index) -
популярная среди эрготерапевтов шкала, которую рекомендуют в качестве луч-
шего инструмента для оценки независимости в повседневной жизни.
Индекс Бартела был предложен и начал использоваться с 1955 г. в Бал-
тиморе. В дальнейшем было установлено, что индекс Бартела наиболее эффек-
тивен для клиентов с параличами. Изучалась и подтверждена высокая предска-
зательная валидность этого теста в отношении предполагаемой длительности и
исходов реабилитации этих клиентов, доказана высокая надежность теста
(тест-ретестовая, межрейтинговая), а также его чувствительность: динамика
оценки в 4 и более баллов (в случаях, когда максимальным баллом является
20) может считаться существенной, тогда как изменения оценки менее чем на
4 балла возникает чаще в связи с ошибкой измерения. Недостаток теста в
том, что он нечувствителен к небольшим изменениям в состоянии клиента. Од-
нако данный инструмент прост, понятен, требует нескольких минут для запол-
нения, может выполняться путем расспроса клиента при непосредственном кон-
такте с ним или по телефону, а также путем наблюдения за клиентом.
Индекс Бартела охватывает 10 пунктов, относящихся к сфере самообслу-
живания и мобильности. Оценка уровня повседневной активности производится
по сумме баллов, определенных у клиента по каждому из разделов теста. В
авторской версии большинство пунктов имеют оценочные ранги "0" (невозмож-
ность выполнить задание) - "5" (требуется помощь в выполнении задания и
"10" (полная независимость в выполнении задания); два пункта имеют ранги
"0" (выполнение задания невозможно либо требуется помощь) и "5" (полная
зависимость); два пункта имеют оценочные ранги "0" (полная зависимость),
"5" или "10" для случаев, когда необходима помощь, и "15" (полная незави-
симость).
По сумме оценка варьирует от 0 до 100.
0 - 20 баллов - полная зависимость клиентов.
21 - 60 баллов - выраженная зависимость.
61 - 90 баллов - умеренная зависимость.
91 - 99 легкая зависимость.
Предлагаются и другие оценочные шкалы, когда суммарный балл варьирует
от 0 до 20 баллов.
При заполнении индекса Бартела необходимо придерживаться следующих
правил:
1. Индекс отражает реальные действия больного, а не предполагаемые.
2. Необходимость присмотра означает, что больной не относится к кате-
гории тех, кто не нуждается в помощи (больной не независим).
3. Уровень функционирования определяется наиболее оптимальным для
конкретной ситуации путем расспроса больного, его друзей/родственников,
однако важны непосредственное наблюдение и здравый смысл. Прямое тестиро-
вание не требуется.
4. Обычно оценивается функционирование больного в период предшество-
вавших 24-48 часов, однако иногда обоснован и более продолжительный период
оценки.
5. Средние категории означают, что больной осуществляет более 50% не-
обходимых для выполнения той или иной функции усилий.
6. Категория "независим" допускает использование вспомогательных
средств.
7. Шкалой удобно пользоваться как для определения изначального уровня
активности пациента, так и для проведения мониторинга с целью определения
эффективности ухода.
Опросник состоит из 10 пунктов оценки.
Примерное время тестирования 5 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Индекс активностей повседневной жизни Бартела
(Barthel ADL Index).
Ф.И.О:_______________
Доп. данные:_________
Диагностическая шкала.
╟─░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────╢>
<──[--]──><───────[-]────────><─────[=]─────><[+]>
Структура оценочных шкал.
*
15 ┼ ┌───┐
│ │ │
10 ┼────┐ ┌▄──┘▄ ▄└───┐
│ │ │█ █ █ │
5 ┼ ▄ ▄└▄┘█ ▄ █ █ ▄ └▄
┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █
0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*
A B C D E F G H I J
Оценочные показатели:
1. Контролирование дефекации - A = 5
2. Контролирование мочеиспускания - B = 5
3. Персональная гигиена - C = 5
4. Посещение туалета - D = 10
5. Прием пищи - E = 5
6. Перемещение - F = 10
7. Мобильность - G = 10
8. Одевание - H = 5
9. Подъем по лестнице - I = 0
10. Прием ванны - J = 0
-------------------------------------------
Интегральный показатель - ADL = 60
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Контролирование дефекации.
Случайные инциденты (не чаще одного раза в неделю) либо тре-
буется помощь при использовании клизмы, свеч.
2. Контролирование мочеиспускания.
Случайные инциденты (максимум один раз за 24 часа).
3. Персональная гигиена (чистка зубов, манипуляции с зубными
протезами, причесывание, бритье, умывание лица).
Независим при умывании лица, причесывании, чистке зубов, бри-
тье (орудия для этого обеспечиваются).
4. Посещение туалета (перемещение в туалете, раздевание, очи-
щение кожных покровов, одевание, выход из туалета).
Не нуждается в помощи (при перемещениях, снятии и одевании
одежды, выполнении гигиенических процедур).
5. Прием пищи.
Частично нуждается в помощи, например, при разрезании пищи,
намазывании масла на хлеб и т.д., при этом принимает пищу самосто-
ятельно.
6. Перемещение (с кровати на стул и обратно).
При вставании с постели требуется незначительная помощь (фи-
зическая, одного лица), или требуется присмотр, вербальная помощь.
7. Мобильность (перемещения в пределах дома/палаты и вне до-
ма; могут использоваться вспомогательные средства).
Может ходить с помощью одного лица (физическая поддержка либо
присмотр и моральная поддержка).
8. Одевание.
Частично нуждается в помощи (например, при застегивании пуго-
виц, кнопок и т.д.), но более половины действий выполняет самосто-
ятельно, некоторые виды одежды может одевать полностью самостоя-
тельно, затрачивая на это разумное количество времени.
9. Подъем по лестнице.
Не способен подниматься по лестнице, даже с поддержкой.
10. Прием ванны.
Нуждается в помощи.
Интегральная оценка ADL:
Выраженная зависимость от помощи окружающих.
|