МЕТОДИКА:                                  
                Аризонский опросник когнитивных нарушений                   
                            для родственников                               
                 (Banner Sun Health Research Institute).                    
 
      В 2012 году американские специалисты из Аризоны разработали тест, ко- 
 торый, по их мнению, позволяет выявить  когнитивные  нарушения  на  ранней 
 стадии. По оценке создателей тест позволяет выявить заболевание в 90% слу- 
 чаев.                                                                      
 
      Когнитивные функции - наиболее сложные функции головного мозга, с по- 
 мощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспе- 
 чивается целенаправленное взаимодействие с ним.                            
      Процесс рационального познания мира  и  целенаправленного  взаимодей- 
 ствия с ним включает в себя четыре основных взаимодействующих  компонента, 
 с каждым из которых связана определенная когнитивная функция:              
      восприятие информации - гнозис обработка и анализ информации - внима- 
 ние, обобщение, выявление сходств и различий, формально-логические  опера- 
 ции, установление ассоциативных связей,  вынесение  умозаключений  (интел- 
 лект);                                                                     
      запоминание и хранение информации - память;                           
      обмен информацией, построение и  осуществление  программы  действий - 
 речь;                                                                      
      праксис (целенаправленная двигательная активность).                   
 
      При легких когнитивных нарушениях  показатели  психометрических  шкал 
 могут оставаться в пределах среднестатистической возрастной нормы или  от- 
 клоняться от нее незначительно, однако больные осознают снижение когнитив- 
 ных способностей по сравнению с преморбидным уровнем и выражают  беспокой- 
 ство по этому поводу. Легкие когнитивные нарушения  отражаются  в  жалобах 
 больного, но не обращают на себя внимания окружающих; не вызывают  затруд- 
 нений в повседневной жизни, даже в наиболее сложных ее формах.             
      Согласно рекомендациям МКБ-10, данный диагноз  может  быть  выставлен 
 при наличии следующих условий:                                             
      снижение памяти, внимания или способности к обучению;                 
      жалобы пациента на повышенную утомляемость при выполнении  умственной 
 работы;                                                                    
      нарушения памяти и других высших мозговых функций не вызывают  демен- 
 цию и не связаны с делирием;                                               
      указанные расстройства имеют цереброваскулярную природу.              
      Клинические проявления легкого когнитивного расстройства соответству- 
 ют стойкому церебрастеническому синдрому. Церебрастенический синдром,  не- 
 смотря на внешнюю сохранность больных, отсутствие грубых нарушений  интел- 
 лектуальных, критических и прогностических способностей,  иллюзию  нестой- 
 кости, проходимости астенических расстройств, по существу,  является  пси- 
 хопатологическим синдромом, отражающим "повреждение" различных сфер психи- 
 ки, в том числе и когнитивных функций, к которым относятся не  только  ин- 
 теллект, но и память, внимание.                                            
      Cогласно преобладающим в последнее время представлениям о  клинике  и 
 динамике различных расстройств цереброваскулярного генеза, характерные для 
 психопатологического синдрома церебральной астении симптомы фактически ко- 
 пируют таковые при 1-ой стадии дисциркуляторной энцефалопатии. Т.е. на на- 
 чальной стадии дисциркуляторной энцефалопатии доминируют субъективные рас- 
 стройства в виде головных болей и ощущения тяжести в голове, общей слабос- 
 ти, повышенной утомляемости, эмоциональной лабильности, снижения памяти  и 
 внимания, головокружения - чаще несистемного характера, неустойчивости при 
 ходьбе, нарушений сна, которые сопровождаются хотя и легкими, но достаточ- 
 но стойкими объективными неврологическими расстройствами в виде  анизореф- 
 лексии, дискоординаторных явлений, глазодвигательной недостаточности, сим- 
 птомов орального автоматизма, подтвержденных  при  клинико-психологических 
 исследованиях снижении памяти и астении.                                   
      Для диагностики ЛКН наиболее часто используются критерии,  предложен- 
 ные R.Petersen и соавт. (1999), акцентирующие внимание на нарушениях памя- 
 ти при сохранности других когнитивных функций. Эти критерии включают нали- 
 чие:                                                                       
      жалоб на нарушения памяти;                                            
      нормального общего состояния когнитивных функций;                     
      нормальной активности в повседневной жизни;                           
      наличие объективно выявляемых нарушений памяти с  учетом  возраста  и 
 уровня образования больного;                                               
      отсутствие деменции.                                                  
 
      Умеренные когнитивные нарушения (расстройства).                       
      Когнитивные нарушения, выходящие за пределы возрастной нормы,  но  не 
 достигающие степени деменции.                                              
      Согласно критериям МКБ-10, синдром умеренных когнитивных  расстройств 
 (УКР; англ. mild cognitive impairment, MCI) может быть выставлен при усло- 
 вии наличия:                                                               
      снижения памяти, внимания или способности к обучению;                 
      жалоб пациента на повышенную утомляемость при  выполнении  умственной 
 работы;                                                                    
      нарушения памяти и других высших мозговых функций, не вызывающих  де- 
 менцию и не связанных с делирием;                                          
      органической природы указанных расстройств.                           
 
      Диагностические критерии  синдрома  умеренных  когнитивных  нарушений 
 (УКН) по J. Touchon, R. Petersen (2005):                                   
      когнитивные нарушения по словам пациента и/или его ближайшего окруже- 
 ния (последнее предпочтительнее);                                          
      признаки ухудшения когнитивных способностей по сравнению с  индивиду- 
 альной нормой для данного индивидуума, которое произошло в недавнее время; 
      объективные свидетельства когнитивных нарушений полученные с  помощью 
 нейропсихологических  тестов  (снижение  результатов  нейропсихологических 
 тестов не менее чем на 1,5 стандартных отклонения от  среднестатистической 
 возрастной нормы);                                                         
      нет нарушений привычных для пациента  форм  повседневной  активности, 
 однако могут быть трудности в сложных видах деятельности;                  
      деменция отсутствует - результат краткой  шкалы  оценки  психического 
 статуса (Mini-Mental State Examination, MMSE) составляет более 24 баллов.  
 
      4 основных типа синдрома умеренных когнитивных расстройств:           
      1. Монофункциональный амнестический тип - изолированное нарушение па- 
 мяти  при сохранении остальных функций (обычно рассматривается как началь- 
 ное проявление деменции альцгеймеровского типа).                           
      2. Полифункциональный тип  с  наличием  нарушений  памяти - нарушение 
 нескольких когнитивных функций, включая память (высокая вероятность посте- 
 пенной трансформации в болезнь Альцгеймера).                               
      3. Полифункциональный тип без нарушений памяти - затрагивает несколь- 
 ко когнитивных функций без нарушений памяти (сопутствует сосудистым  пора- 
 жениям головного мозга, болезни диффузных телец Леви, болезни Паркинсона). 
      4. Монофункциональный неамнестический тип - нарушение одной когнитив- 
 ной функции: мышления, речи, ориентировки или  др.  Нарушения  речи  могут 
 быть связаны с начальным этапом первичной прогрессирующей афазии,  наруше- 
 ния праксиса - кортико-базальной дегенерации,  зрительного  гнозиса - зад- 
 ней  корковой  атрофии,  зрительно-пространственных  функций - деменции  с 
 тельцами Леви.                                                             
 
      Исторически, проблемы когнитивных нарушений изучались, в основном,  в 
 рамках деменции или тяжелых когнитивных нарушений. Термин деменция (слабо- 
 умие) означает наиболее тяжслые когнитивные нарушения, которые приводят  к 
 возникновению дезадаптации в повседневной жизни.                           
      Согласно рекомендациям международной классификации болезней  десятого 
 пересмотра (МКБ-10), диагноз деменции  правомерен  при  наличии  следующих 
 признаков:                                                                 
      1. Нарушения памяти, которые проявляются в  нарушении  способности  к 
 запоминанию нового материала, а в более тяжелых случаях - также в  затруд- 
 нении припоминания ранее усвоенной информации. Нарушения проявляются как в 
 вербальной, так и в невербальной  модальности.  Мнестические  расстройства 
 должны быть объективизированы с помощью нейропсихологических  методов  ис- 
 следования.                                                                
      2. Нарушение других когнитивных функций, таких как способности к  вы- 
 работке суждений, мышления (планирования, организации) и  переработки  ин- 
 формации. Эти нарушения должны быть объективизированы, с помощью  соответ- 
 ствующих нейропсихологических методов. Необходимым условием  диагноза  де- 
 менция является снижение когнитивных функций по сравнению с более  высоким 
 исходным мнестико-интеллектуальным уровнем.                                
      3. Нарушение когнитивных функций определяется на фоне сохранного  со- 
 знания.                                                                    
      4. Нарушение эмоционального контроля или мотиваций или изменение  со- 
 циального поведения - по меньшей мере,  одно  из  следующих: эмоциональная 
 лабильность, раздражительность, апатия, асоциальное поведение.             
      5. Перечисленные признаки наблюдаются в течение, по меньшей  мере,  6 
 месяцев; при более коротком наблюдении, диагноз может быть предположитель- 
 ным.                                                                       
      Помимо критериев МКБ-10, для диагностики деменции, как в  клинической 
 практике, так и в научных исследованиях широко используются критерии диаг- 
 ноза данного патологического состояния американского руководства  по  ста- 
 тистике и диагностике психических заболеваний (DSM-IV). В  соответствии  с 
 данным руководством, в основе диагностики  различных  нозологических  форм 
 деменции лежат следующие общие принципы:                                   
      A. Нарушения памяти, как в виде нарушения  активного  воспроизведения 
 информации, так и в виде недостаточности узнавания материала.              
      Б. Нарушения других когнитивных функций, по крайней  мере,  одной  из 
 следующих: праксис, гнозис, речь, исполнительные функции.                  
      B. Как А, так и Б выражены в такой степени, что, независимо  друг  от 
 друга, оказывают клинически значимое негативное  влияние  на  повседневную 
 жизнь.                                                                     
      Г. Нарушения памяти и других когнитивных функций  развиваются  в  ре- 
 зультате установленного органического заболевания головного мозга.         
      Д. Нарушения памяти и других когнитивных функций отмечаются  на  фоне 
 ясного сознания пациента.                                                  
 
      Интерпретация результатов.                                            
      Результат ниже 5 баллов говорит об отсутствии значимых проблем в ког- 
 нитивной сфере.                                                            
      Значение в промежутке от 5 до 14 баллов предполагает обращение к вра- 
 чу, так как может свидетельствовать о наличии умеренных когнитивных  нару- 
 шений, которые лучше не оставлять без внимания. Нередко такие  нарушения - 
 первая стадия в развитии более серьезных проблем.                          
      У 15% лиц, которым поставлен диагноз "умеренные когнитивные расстрой- 
 ства" в течение года развиваются более тяжелые нарушения - деменция.       
      Всякий результат выше 14 баллов свидетельствует  о  довольно  высокой 
 вероятности деменции у близкого человека и о необходимости  обратиться  за 
 помощью к врачу.                                                           
 
      Опросник состоит из 21 вопроса.                                       
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Аризонский опросник когнитивных нарушений                        
           для родственников.                                               
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████████────────────╢>              
 
         <─[--]─><──────[=]───────><──────────[+]─────────>                 
 
                Тестовый показатель - "КН" = 21  78%                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокая вероятность выраженных когнитивных нарушений.                 
 
      Диагностические критерии деменции по МКБ-10:                          
      1. Нарушения памяти, которые проявляются в нарушении  способ-         
 ности к запоминанию нового материала, а в более тяжелых  случаях -         
 также в затруднении припоминания ранее усвоенной информации. Нару-         
 шения проявляются как в вербальной, так и в  невербальной  модаль-         
 ности.                                                                     
      2. Нарушение других когнитивных функций, таких как способнос-         
 ти к выработке суждений, мышления  (планирования,  организации)  и         
 переработки информации.                                                    
      3. Нарушение когнитивных функций  определяется  на  фоне  со-         
 хранного сознания.                                                         
      4. Нарушение эмоционального контроля или мотиваций или  изме-         
 нение социального поведения - по меньшей мере, одно из  следующих:         
 эмоциональная лабильность, раздражительность, апатия,  асоциальное         
 поведение.                                                                 
      5. Перечисленные признаки наблюдаются в течение,  по  меньшей         
  мере, 6 месяцев.                                                          
 
      Диагностические критерии деменции по DSM-IV:                          
      A. Нарушения памяти, как в виде нарушения  активного  воспро-         
 изведения информации, так и в виде недостаточности узнавания мате-         
 риала.                                                                     
      Б. Нарушения других когнитивных функций, по крайней мере, од-         
 ной из следующих: праксис, гнозис, речь, исполнительные функции.           
      B. Как А, так и Б выражены в такой степени,  что,  независимо         
 друг от друга, оказывают клинически значимое негативное влияние на         
 повседневную жизнь.                                                        
      Г. Нарушения памяти и других когнитивных функций  развиваются         
 в результате установленного  органического  заболевания  головного         
 мозга.                                                                     
      Д. Нарушения памяти и других когнитивных  функций  отмечаются         
 на фоне ясного сознания пациента.