МЕТОДИКА:
Самооценка профессиональных интересов и способностей
(И.Л. Соломин).
Методика предназначена для самооценки профессиональных интересов и
способностей молодых и взрослых людей.
Методика включает анкету "Ориентация", уточняющую интересы и способ-
ности личности и карту профессий, дающих подробную информацию о различных
видах профессий.
При создании анкеты учитывалась классификация Е.А. Климова о пяти ти-
пах людей: Человек - Техника, Человек - Природа, Человек - Знаковая сис-
тема, Человек - Художественный образ, Человек - Человек.
Опросник может использоваться специалистами по подбору персонала для
анкетирования клиента с учетом возможностей дальнейшего трудоустройства, а
также в отделе кадров, при приеме на работу, на учебу и т.д.
Обработка результатов анкеты.
Суждения характеризующие различные виды профессиональной деятельнос-
ти, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из
пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов выбранных
испытуемым. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15
баллов. В зависимости от того, в какой группе обследуемый набрал макси-
мальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность
к соответствующему типу или классу профессий.
Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характе-
ризуют пять типов профессий, разделенных по признаку "предмет труда":
1) человек - человек;
2) человек - техника;
3) человек - знаковая система;
4) человек - художественный образ;
5) человек - природа.
Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответ-
ствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда":
А - исполнительские;
Б - творческие.
Зная координаты профессиональных предпочтений, можно найти наиболее
подходящую для человека профессиональную группу.
Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1, 2, 3, 4
или 5) тестируемый в наибольшей степени склонен и способен. Затем опреде-
ляется преимущественная склонность и способность к одному из двух классов
профессий (А или Б).
Если склонности лежат в той же группе профессий что и способности, то
это свидетельствует о том, что человеку нравится делать именно то, что он
умеет делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту или иную про-
фессию, он не только смог бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но
это доставляло бы ему удовольствие.
В случае если наиболее привлекательный для человека тип профессий не
совпадает с характером деятельности, которую он может делать лучше всего,
ему предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе выбора про-
фессии - склонностям (Хочу) или способностям (Могу).
Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается
им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому
соответствующие способности могут развиваться и совершенствоваться. Но
верно и обратное. Если человек обладает выраженными способностями к како-
му-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает боль-
шее удовольствие, когда им занимается. Именно поэтому данный вид деятель-
ности становится для него более привлекательным.
Опросник состоит из 35 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Самооценка профессиональных интересов и способностей.
Ф.И.О:________________________
Доп. данные:__________________
Диаграмма склонностей:
*
15 ┼
13 ┼ ▄▄
11 ┼ ██
9 ┼ ▄▄ ██
7 ┼───────██─▄▄─██────██─
5 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██
3 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──*
П Т Ч З Х А Б
Диаграмма способностей:
*
15 ┼
13 ┼
11 ┼ ▄▄
9 ┼ ██ ▄▄
7 ┼─██─██─██──────────██─
5 ┼ ██ ██ ██ ██
3 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──*
П Т Ч З Х А Б
Тестовые показатели:
Ск Сп
1. "Человек - Человек" - Ч = 1 8
2. "Человек - Техника" - Т = 4 11
3. "Человек - Знаковая система" - З = 9 8
4. "Человек - Художественный образ" - Х = 7 3
5. "Человек - Природа" - П = 8 0
___
Исполнительский класс профессий - А = 5 2
Творческий класс профессий - Б = 13 9
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
I. СКЛОННОСТИ.
"Человек - знаковая система".
Предмет труда: условные обозначения, шифры, коды, языки фор-
мулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.
Общие требования к работникам: дисциплинированность; пункту-
альность; стойкая работоспособность; аккуратность; оперативная па-
мять; устойчивое концентрированное внимание; способность опериро-
вать представлениями.
Цель труда: разбираться, проверять, обрабатывать, оказывать
воздействие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить
новые варианты и образцы.
Творческие профессии:
Архивариус, архивист, бухгалтер, геодезист, дефектоскопист,
корректор, математик, рентгенолог, сортировщик, статистик, специа-
лист по маркетингу, топограф, товаровед, экономист.
---
II. СПОСОБНОСТИ.
"Человек - техника".
Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агре-
гаты.
Общие требования к работникам: физическая и психологическая
выносливость; стойкая работоспособность; уравновешанность; физи-
ческая сила; хорошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие;
способность к распределению внимания; достаточно высокое интеллек-
туальное развитие.
Цель труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться,
организовывать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, нахо-
дить.
Орудия труда: ручные, машины, автоматы.
Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклима-
том, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на вы-
соте, на открытом воздухе.
Примерный перечень рекомендуемых профессий:
Творческие профессии:
Инженеры, испытатель двигателей, контролеры, технологи, кон-
структор.
---
|