МЕТОДИКА:                                  
            Самооценка профессиональных интересов и способностей            
                              (И.Л. Соломин).                               
 
      Методика предназначена для самооценки  профессиональных  интересов  и 
 способностей молодых и взрослых людей.                                     
      Методика включает анкету "Ориентация", уточняющую интересы и  способ- 
 ности личности и карту профессий, дающих подробную информацию о  различных 
 видах профессий.                                                           
      При создании анкеты учитывалась классификация Е.А. Климова о пяти ти- 
 пах людей: Человек - Техника, Человек - Природа, Человек -  Знаковая  сис- 
 тема, Человек - Художественный образ, Человек - Человек.                   
      Опросник может использоваться специалистами по подбору персонала  для 
 анкетирования клиента с учетом возможностей дальнейшего трудоустройства, а 
 также в отделе кадров, при приеме на работу, на учебу и т.д.               
 
      Обработка результатов анкеты.                                         
      Суждения характеризующие различные виды профессиональной  деятельнос- 
 ти, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе  из 
 пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов  выбранных 
 испытуемым. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до  15 
 баллов. В зависимости от того, в какой группе  обследуемый  набрал  макси- 
 мальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность 
 к соответствующему типу или классу профессий.                              
      Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5,  характе- 
 ризуют пять типов профессий, разделенных по признаку "предмет труда":      
      1) человек - человек;                                                 
      2) человек - техника;                                                 
      3) человек - знаковая система;                                        
      4) человек - художественный образ;                                    
      5) человек - природа.                                                 
      Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и  Б,  соответ- 
 ствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда":   
      А - исполнительские;                                                  
      Б - творческие.                                                       
      Зная координаты профессиональных предпочтений, можно  найти  наиболее  
 подходящую для человека профессиональную группу.                           
      Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1,  2,  3,  4 
 или 5) тестируемый в наибольшей степени склонен и способен. Затем  опреде- 
 ляется преимущественная склонность и способность к одному из двух  классов 
 профессий (А или Б).                                                       
      Если склонности лежат в той же группе профессий что и способности, то 
 это свидетельствует о том, что человеку нравится делать именно то, что  он 
 умеет делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту или иную  про- 
 фессию, он не только смог бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но 
 это доставляло бы ему удовольствие.                                        
      В случае если наиболее привлекательный для человека тип профессий  не 
 совпадает с характером деятельности, которую он может делать лучше  всего, 
 ему предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе выбора  про- 
 фессии - склонностям (Хочу) или способностям (Могу).                       
      Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он  занимается 
 им в течение большего времени, затрачивая на него больше  усилий,  поэтому 
 соответствующие способности могут  развиваться  и  совершенствоваться.  Но 
 верно и обратное. Если человек обладает выраженными способностями к  како- 
 му-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает  боль- 
 шее удовольствие, когда им занимается. Именно поэтому данный вид  деятель- 
 ности становится для него более привлекательным.                           
 
 
      Опросник состоит из 35 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Самооценка профессиональных интересов и способностей.            
 Ф.И.О:________________________                                             
 Доп. данные:__________________                                             
 
 
                       Диаграмма склонностей:                               
 
                       *                                                    
                    15 ┼                                                    
                    13 ┼                   ▄▄                               
                    11 ┼                   ██                               
                     9 ┼       ▄▄          ██                               
                     7 ┼───────██─▄▄─██────██─                              
                     5 ┼       ██ ██ ██ ▄▄ ██                               
                     3 ┼    ██ ██ ██ ██ ██ ██                               
                     1 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██                               
                     0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──*                             
                         П  Т  Ч  З  Х  А  Б                                
 
                       Диаграмма способностей:                              
 
                       *                                                    
                    15 ┼                                                    
                    13 ┼                                                    
                    11 ┼    ▄▄                                              
                     9 ┼    ██             ▄▄                               
                     7 ┼─██─██─██──────────██─                              
                     5 ┼ ██ ██ ██          ██                               
                     3 ┼ ██ ██ ██ ▄▄       ██                               
                     1 ┼ ██ ██ ██ ██    ██ ██                               
                     0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──*                             
                         П  Т  Ч  З  Х  А  Б                                
 
                        Тестовые показатели:                                
                                                    Ск Сп                   
          1. "Человек - Человек"              - Ч =  1  8                   
          2. "Человек - Техника"              - Т =  4 11                   
          3. "Человек - Знаковая система"     - З =  9  8                   
          4. "Человек - Художественный образ" - Х =  7  3                   
          5. "Человек - Природа"              - П =  8  0                   
                              ___                                           
          Исполнительский класс профессий     - А =  5  2                   
          Творческий класс профессий          - Б = 13  9                   
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                           I. СКЛОННОСТИ.                                   
 
                   "Человек - знаковая система".                            
      Предмет труда: условные обозначения, шифры, коды, языки  фор-         
 мулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.                   
      Общие требования к работникам: дисциплинированность;  пункту-         
 альность; стойкая работоспособность; аккуратность; оперативная па-         
 мять; устойчивое концентрированное внимание; способность  опериро-         
 вать представлениями.                                                      
      Цель труда: разбираться, проверять,  обрабатывать,  оказывать         
 воздействие, преобразовывать,  изобретать,  придумывать,  находить         
 новые варианты и образцы.                                                  
      Творческие профессии:                                                 
      Архивариус, архивист, бухгалтер,  геодезист,  дефектоскопист,         
 корректор, математик, рентгенолог, сортировщик, статистик, специа-         
 лист по маркетингу, топограф, товаровед, экономист.                        
 
                               ---                                          
 
                         II. СПОСОБНОСТИ.                                   
 
                        "Человек - техника".                                
      Предмет труда: технические системы, машины, механизмы,  агре-         
 гаты.                                                                      
      Общие требования к работникам: физическая  и  психологическая         
 выносливость; стойкая работоспособность;  уравновешанность;  физи-         
 ческая сила; хорошее слуховое, зрительное и  мышечное  восприятие;         
 способность к распределению внимания; достаточно высокое интеллек-         
 туальное развитие.                                                         
      Цель труда: распознавать, различать, оценивать,  разбираться,         
 организовывать, оказывать влияние, перемещать, придумывать,  нахо-         
 дить.                                                                      
      Орудия труда: ручные, машины, автоматы.                               
      Условия труда: в закрытом помещении с нормальным  микроклима-         
 том, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на вы-         
 соте, на открытом воздухе.                                                 
           Примерный перечень рекомендуемых профессий:                      
      Творческие профессии:                                                 
      Инженеры, испытатель двигателей, контролеры, технологи,  кон-         
 структор.                                                                  
 
                               ---