МЕТОДИКА:
Адаптация личности к новой социокультурной среде
(Л.В. Янковский).
Опросник позволяет выявить уровень и тип адаптации эмигрантов к новой
социокультурной среде. В этом варианте он предназначен для русских эми-
грантов, поскольку здесь отражена специфика их прошлого опыта, приобретен-
ного в условиях русской культуры.
Информация, полученная при тестировании, оказывается полезной в про-
цессе психологической консультации и психокоррекции личности эмигранта.
Используя ее, можно более эффективно помочь ему адаптироваться в новой со-
циокультурной среде, реализовать свой личностный потенциал для преодоления
трудностей, связанных с изменением стереотипов поведения, преобразовать
деятельность, самого себя и систему отношений к окружающим людям.
Социокультурная (межкультурная) адаптация личности - приспособление
индивида (адаптанта) или группы к условиям новой социокультурной среды,
т.е. к новым ценностям, нормам поведения, традициям, ритуалам.
Успешность адаптации определяется верно выстроенными методами, прие-
мами, помогающими достижению социальной и психологической интеграции с
другой культурой без потери богатств собственной.
Выделяют ряд значимых функций межкультурной адаптации:
праксиологическую (предполагающую творческое преобразование адаптанта
и адаптивной среды в ходе их взаимодействия);
коммуникативную (общение, передача информации в пределах обществ);
аксиологическую (ценностно-ориентационную);
нормативно-регулятивную;
социализационную (социокультурная адаптация фактически способна при-
вести к освоению новых атрибутов культуры, новых социальных ролей и пове-
денческого репертуара);
психокоррекционную функцию (преодоление психологического дискомфорта
в новой среде, достижение позитивного психоэмоционального состояния адап-
тантов);
социально-перцептивную функцию (формирование образов восприятия чужо-
го окружения и самоощущения в другой культуре);
функцию социальной мобильности (обеспечение той или иной меры продви-
жения адаптантов в системе социальной стратификации, обретение ими опреде-
ленного социального статуса в новой среде).
Стадии социокультурной адаптации переселенцев в новой стране:
1. Фаза первой реакции.
2. Фаза социальной адаптации.
3. Контрастная фаза.
4. Фаза реабилитации.
Первая фаза, наступающая при первом контакте с чужой культурой, ха-
рактеризуется снижением социальной активности личности на фоне психологи-
ческого диссонанса, деперсонализации. Она длится обычно от одной - двух
до трсх недель.
Вторая фаза - фаза социальной апатии. В этот период продолжает дей-
ствовать защитный механизм одного из компонентов личности - "эго". Вторая
фаза выражается особенностями, которые оказываются типичными для всех ка-
тегорий иностранцев, - возрастает автоматизм в выполнении жизненно необхо-
димых функций; избыток новой информации рождает притупление к всякого рода
информации, в связи с чем, иностранцы часто перестают включать радио, те-
левизор, становятся инертными на учебных занятиях; рождается ощущение ир-
реальности происходящего; превалирующим становится желание поскорее про-
жить начавшийся день; резко ухудшается память - механизм регуляции поведе-
ния, а, следовательно, социальной адаптации; снижается потребность в сек-
суальных контактах.
Первую и вторую фазы адаптации проходят, как правило, все иностранцы
в чужой для них стране, но продолжительность этих фаз индивидуальна для
каждого. Однако выходцы из стран Западной Европы, США, Канады, как прави-
ло, переживают первую фазу за несколько дней, а вот выходы их стран Вос-
точной Европы, Африки - гораздо дольше.
Третья фаза - контрастная. Собственно, это продолжение второй, но
адаптация в этот период может либо продолжаться в форме затянувшейся апа-
тии, либо смениться агрессией. В некоторых случаях эта фаза отсутствует.
Во время третьей фазы преобладают в основном социобиологические потребнос-
ти (в пище, сне, отдыхе), которые могут принять и агрессивный характер,
если что-то мешает их удовлетворению. Это тоже один из механизмов защиты.
Третья фаза характеризуется также нарушением целостности взаимосвязи инди-
вида со средой: отсутствует полноценное общение, имеет место языковой
барьер. Истоки появившейся агрессивности, конечно же, социальные. В это
время идст интенсивный поиск своего "я", своего места в жизни другой стра-
ны. Третья фаза либо отсутствует, либо очень непродолжительна у представи-
телей стран Западной Европы, США, Канады. У остальной группы иностранцев
отмечается, как правило, как деструктивная агрессивность, так и затянувша-
яся апатия.
Четвертая фаза - фаза реабилитации. В этот период происходит интен-
сивное удовлетворение социальных потребностей, возрождается социальная ак-
тивность и способность к креативной деятельности, также происходит понима-
ние и принятие обычаев, традиций и стереотипов новой культуры.
Таким образом, четвсртая стадия, стадия реабилитации является целью
при адаптации личности к другой культурной среде. И достижение этой фазы
должно быть не слишком растянутым во времени, с возможным пропуском треть-
ей фазы. То есть индивиду необходимо пройти путь от подготовки к адаптации
до наиболее успешного варианта адаптации - интеграции в новое общество,
испытав на себе культурный шок, происходящий от несоответствия ранее осво-
енных форм культурной деятельности новым условиям социокультурной среды.
Изменения личности при адаптации охватывают все уровни личностной сферы -
когнитивную, эмоциональную, ценностную, поведенческую, и могут являться
критериями адаптированности.
Факторы социокультурной адаптации:
факторы информированности мигранта, то есть количество информации о
стране миграции, о ее культуре, доступность, полезность информации, соот-
ветствие информации цели миграции;
факторы социальных навыков - развитость у переселенца навыков воспри-
ятия и построения взаимоотношений с окружающими;
факторы "культурной дистанции" (отдаленности или близости культур) -
общие характеристики новой культуры, быта, например, особенности пищи,
одежды, жилища, экономики, транспортной системы, личных семейных и деловых
взаимоотношений, в т. ч. с учетом половозрастной специфики, системы управ-
ления.
Факторы, определяющие темпы адаптации:
тип культуры (традиционный или инновационный). Носители традиционных
культур медленно проходят адаптацию к новой среде или вовсе игнорируют
адаптацию, осознавая преимущества своей культуры (например, представители
исламских стран в Европе);
характер проживания (концентрический или рассеянный). В условиях кон-
центрического диаспорного проживания темпы адаптации будут медленнее, по-
скольку сохраняется возможность поддерживать связи с прежней языковой и
культурной традицией;
отношение к межэтническим бракам, как основным каналам адаптации.
Барьеры социокультурной адаптации:
эмоционально-психологические барьеры. Их влияние определяется соци-
ально-психологическими возможностями структуры личности (темпераментом,
интеллектом, вниманием, памятью, восприятием информации и т.п.);
национально-культурные барьеры. Человек в глобальном пространстве
постоянно подвергается влиянию социально-культурных условий, которые по-
разному влияют на адаптивное поведение личности;
информационные барьеры. Адаптация начинается, когда человек получает
определенную информацию о среде. Если информации недостаточно, то процесс
адаптации замедляется;
мировоззренческие барьеры. Встречаются в ситуации, когда мигранту не-
обходимо пересмотреть индивидуальную систему идеалов, принципов, убежде-
ний, при этом личность может отклонить адаптацию;
режимные барьеры. Определяются влиянием социально-политического режи-
ма на мигрантов. Адаптация быстрее происходит в демократических режимах с
гуманной философией без ксенофобии и расовых предрассудков;
ситуативные барьеры, качественная характеристика социально-культурно-
го пространства (скорость, качество, полнота полученной информации, качес-
тво жизни и управления в новом обществе);
временные барьеры, особенность которых заключается в том, что дли-
тельность протекания социальных процессов (периоды реформ, революций, кон-
фликтов, войн) в обществе влияет на длительность фаз адаптации;
возрастные барьеры. С возрастом уменьшается генетическая возможность
пластического приспособления индивида к новой культурной среде, хотя уве-
личивается потенциальные адаптационные возможности;
частные барьеры, например, дидактические, в виде трудностей обучения
в новой среде, восприятия профессионального опыта.
Обработка производится соответственно ключу.
При совпадении с ключом за каждое утверждение начисляется 1 балл, при
несовпадении - 0 баллов (ответ "это ко мне не относится" не учитывается).
Интерпретация.
По каждой шкале баллы суммируются и определяется уровень адаптации:
высокий - сумма баллов превышает 12;
средний - от 6 до 12;
низкий - менее 6 баллов.
Далее определяется преобладающий тип адаптации из шести возможных ва-
риантов: адаптивный, конформный, интерактивный, депрессивный, ностальги-
ческий и отчужденный.
1. Шкала адаптивности.
Высокие оценки свидетельствуют о личной удовлетворенности; положи-
тельном отношении к окружающим и принятии их; чувстве социальной и физи-
ческой защищенности; чувстве принадлежности к данному обществу и сопри-
частности с ним.
Для эмигрантов характерны: стремление к самореализации; высокий уро-
вень активности; уверенность в отношениях с другими; планирование своего
будущего, основанное на собственных возможностях и прошлом опыте.
2. Шкала конформности.
Высокие оценки означают: стремление при любых условиях поддерживать
отношения с людьми; ориентацию на социальное одобрение; зависимость от
группы; потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми;
принятие системы ценностей и норм поведения данной среды. Поведение эми-
грантов формируется под воздействием ожиданий группы в зависимости от сте-
пени заинтересованности в достижениях своих целей и от предполагаемого
вознаграждения.
3. Шкала интерактивности.
Высокие оценки соответствуют: принятию данной среды; активному вхож-
дению в эту среду; настроенности на расширение социальных связей; чувству
уверенности в своих возможностях; критичности к собственному поведению;
готовности к самопреобразованию; желанию реализовать себя путем достижения
материальной независимости; направленности на сотрудничество с другими;
контролю над собственным поведением с учетом социальных норм, ролей и со-
циальных установок данного общества; направленности на определенную цель и
подчинению себя этой цели.
4. Шкала депрессивности.
Высокие оценки говорят о дисгармонии личности. Весь мир для такого
эмигранта окрашивается в мрачные тона и воспринимается как лишенный смысла
и ценностей. Это сопровождается: невозможностью реализовать свой уровень
ожиданий, связанный с социальной и профессиональной позицией; пониженной
самооценкой; беспомощностью перед жизненными трудностями, сочетающейся с
чувством бесперспективности; чувством вины за прошлые события; сомнением,
тревогой относительно социальной идентичности; нереализацией собственных
способностей, связанной с неприятием себя и других; чувствами подавленнос-
ти, опустошенности, изолированности.
5. Шкала ностальгии.
Высокие оценки означают: потерю связи с культурой, сопричастности с
ней; внутреннее расстройство и смятение, проистекающее из-за чувства разъ-
единенности с традиционными ценностями и нормативами и невозможности об-
рести новые; бесприютность, ощущение того, что человек "не на своем мес-
те". Эмоциональное состояние таких эмигрантов характеризуется мечтатель-
ностью, тоской, меланхолией, опустошенностью.
6. Шкала отчужденности.
Высокие оценки соответствуют: утверждению норм, установок и ценностей
данного общества; неприятию нового социума; низкой самооценке; несогласо-
ванию притязаний и реальных возможностей; озабоченности своей идентичнос-
тью и своим статусом; влиянию внешнего контроля на общее неприятие себя и
других; убежденности, что собственные усилия могут лишь в незначительной
степени повлиять на ситуацию. Для таких эмигрантов характерны беспокойство
по поводу неспособности удовлетворить свои потребности, паника, беспомощ-
ность, ощущение покинутости, нетерпеливость.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Адаптация личности к новой социокультурной среде.
Ф.И.О:
Доп. данные:
Диаграмма:
*
16 ┼
15 ┼
14 ┼ ▄▄
13 ┼ ██
12 ┼──────────────────██──▄▄──
11 ┼ ██ ██
10 ┼ ▄▄ ██ ██
9 ┼ ██ ██ ██
8 ┼ ██ ██ ██
7 ┼ ▄▄ ██ ██ ██
6 ┼──██──────▄▄──██──██──██──
5 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
3 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼──+───+───+───+───+───+───*
Ад Кн Ин Дс Нс От
Тестовые шкалы:
1. Адаптивность - Ад = 7
2. Конформность - Кн = 5
3. Интерактивность - Ин = 6
4. Депрессивность - Дп = 10
5. Ностальгия - Нс = 14
6. Отчужденность - От = 12
^^^
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Средний уровень адаптивности. Умеренно выраженные показатели
личной удовлетворенности, положительного отношения к окружающим и
принятия их, чувства социальной и физической защищенности, чувства
принадлежности к данному обществу и сопричастности с ним.
Для эмигрантов характерны: умеренное стремление к самореали-
зации; средний уровень активности; некоторая неуверенность в отно-
шениях с другими; средне выраженная склонность к планированию сво-
его будущего, основанного на собственных возможностях и прошлом
опыте.
Низкий уровень конформности: слабо выраженное стремление при
любых условиях поддерживать отношения с людьми; низкая ориентация
на социальное одобрение; независимость от группы; слабая потреб-
ность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми; недос-
таточное принятие системы ценностей и норм поведения данной среды.
Поведение эмигрантов формируется независимо от ожиданий группы.
Средний уровень интерактивности: недостаточно полное приня-
тие данной среды; средняя активность вхождения в эту среду; на-
строенность на относительное расширение социальных связей; средне
выраженное чувство уверенности в своих возможностях; фрагментарная
критичность к собственному поведению; средняя готовность к само-
преобразованию; умеренное желание реализовать себя путем достиже-
ния материальной независимости; средний уровень направленности на
сотрудничество с другими; несколько пониженный контроль над соб-
ственным поведением с учетом социальных норм, ролей и социальных
установок данного общества; умеренная направленность на определен-
ную цель и подчинению себя этой цели.
Средний уровень депрессивности. Для такого эмигранта окружаю-
щий мир окрашивается в несколько мрачные тона и воспринимается как
лишенный некоторого смысла и ценностей. Это сопровождается: уме-
ренно выраженными трудностями в реализации своего уровеня ожида-
ний, связанного с социальной и профессиональной позицией; тенден-
цией к пониженной самооценке; тревогой перед жизненными трудностя-
ми, сочетающейся с чувством недостаточной перспективности; склон-
ностью к чувству вины за отдельные события прошлой жизни; некото-
рыми сомнениями и тревогой относительно социальной идентичности;
неполной реализацией собственных способностей, связанной с частич-
ным неприятием себя и других.
Высокий уровень ностальгии: потеря связи с культурой, сопри-
частности с ней; внутреннее расстройство и смятение, проистекающее
из-за чувства разъединенности с традиционными ценностями и норма-
тивами и невозможности обрести новые; бесприютность, ощущение то-
го, что человек "не на своем месте". Эмоциональное состояние таких
эмигрантов характеризуется мечтательностью, тоской, меланхолией,
опустошенностью.
Средний уровень отчужденности: тенденция к некоторому отвер-
жению норм, установок и ценностей данного общества; умеренно выра-
женное приятие нового социума; средняя самооценка; в ряде случаев
может отмечаться несогласование притязаний и реальных возможностей
и озабоченность своей идентичностью и своим статусом; относитель-
ное влияние внешнего контроля на общее неприятие себя и других;
убежденность, что собственные усилия могут в умеренной степени по-
влиять на ситуацию. Для таких эмигрантов характерны средне выра-
женное беспокойство по поводу своей неспособности удовлетворить
свои потребности, умеренно выраженная склонность к панике, ощуще-
нию беспомощности и покинутости.
|