МЕТОДИКА:                                  
              Поведение родителей и отношение подроcтков к ним              
                                  (ADOR).                                   
                               (E. Schaefer)                                
             (модифицированный вариант З. Матейчика и П. Ржичана).          
                           (Адаптация сотрудников                           
          лаборатории клинической психологии Института им. Бехтерева        
              Вассермана Л.И , Горьковой И А., Ромициной Е.Е).              
 
      Опросник ADOR (сокращенно, подростки о родителях) изучает  установки, 
 поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в  подрост- 
 ковом возрасте.                                                            
      Основой методики является опросник CRPBI, который создал  E. Schaefer 
 (1965). Версия CRPBI легла в основу создания разработанной в  1983г.  сло- 
 вацкой методики  ADOR, которая оказалась короче, проще  и  психометрически 
 надежнее. В результате международного научного сотрудничества  лаборатории 
 клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева 
 с Институтом психодиагностики был осуществлен перевод словацкой  версии  и 
 разработан модифицированный  русскоязычный  вариант,  который  был  назван 
 "Подростки о родителях".                                                   
      Методика Е. Шафера базируется на положении о том, что  воспитательное 
 воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать 
 при помощи трех факторных переменных:  принятие-эмоциональное  отвержение, 
 психологический контроль-психологическая автономия,  скрытый  контроль-от- 
 крытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно  положи- 
 тельное отношение к ребенку вне зависимости от исходных  ожиданий  родите- 
 лей.                                                                       
      Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отноше- 
 ние к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто  враж- 
 дебность. Понятие психологического контроля  обозначает  как  определенное 
 давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последователь- 
 ности в осуществлении воспитательных принципов.                            
      Использование опросника в Чехословакии на выборке  молодежи  показало 
 необходимость его переработки и адаптирования к социокультурным  условиям. 
 Модифицированный вариант опросника был предложен З. Матейчиком и П. Ржича- 
 ном в 1983 г.                                                              
      В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клинической 
 психологии Института  им. В. М. Бехтерева  с  Институтом  психодиагностики 
 (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках  13-18 
 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации.                  
 
      Методика предназначена для диагностики особенностей поведения родите- 
 лей по отношению к подростку с точки зрения самого подростка  и  позволяет 
 выявить степень выражености следующих тенденций:                           
 
      1. Шкала позитивного интереса.                                        
      Склонность к проявлению внимания и интереса к  подростку  со  стороны 
 родителей, стремление достигнуть его расположения, завоевать  авторитет  в 
 глазах подростка. Психологическое принятие родителями подростка основанное 
 прежде всего на доверии. Уважительное отношение к мнению подростка, отсут- 
 ствие грубой силы и нераздельной власти в отношениях с ним.                
 
      2. Шкала директивности.                                               
      Директивность в отношениях с подростком со стороны родителей,  стрем- 
 ление к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических 
 достижениях и доминантном стиле общения. Направленность на проявление сво- 
 ей власти над подростком, управление и своевременную коррекцию его поведе- 
 ния.                                                                       
 
      3. Шкала враждебности.                                                
      Жесткость в отношениях с подростком, склонность к суровому  обращению 
 с ним, проявлению недовольства, скептического отношения к его достижениям. 
 Повышенная требовательность к подростку, стремление воспитать его в  соот- 
 ветствии с общепринятым мнением о том, каким должен быть  идеальный  ребе- 
 нок. Подросток может постоянно находится в состоянии  тревожного  ожидания 
 низкой оценки его деятельности и  наказания  родительским  отвержением  со 
 стороны родителей.                                                         
 
      4. Шкала автономности.                                                
      Автономность родителей в отношениях с подростком, формальное  отноше- 
 ние к его воспитанию, излишняя беспристрастность в процессе общения. Пони- 
 женный интерес к увлечениям подростка, кругу его знакомств, учебе в школе, 
 его проблемам и переживаниям. Как правило, родители слишком заняты  собой, 
 чтобы вникать в жизнь пдростка, и "замечают" его только  тогда,  когда  он 
 что-нибудь натворил или обращается к родителям с просьбой помочь или посо- 
 ветоваться в том или ином вопросе.                                         
 
      5. Шкала непоследовательности.                                        
      Непоследовательность применяемых родителями воспитательных мер по от- 
 ношению к подростку. Непредсказуемость для подростка реакций родителей  на 
 ту или иную ситуацию, событие - подвергнут ли подростка суровому наказанию 
 за мелкие проступки или слегка пожурят за что-нибудь существенное,  просто 
 приняв заверения последнего в том, что это больше не повторится.           
 
      Возраст обследуемых 13-18 лет.                                        
      Опросник состоит из 50 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: "Поведение родителей и отношение подроcтков к ним" (ADOR).       
 Ф.И.О: ______________________________                                      
 Доп. данные: ________________________                                      
 
            Оценочный профиль отношения подростка к отцу.                   
 
                  *                                                         
                5 ┼           ▄▄▄                                           
                  │           ███                                           
                4 ┼      ▄▄▄  ███                 ▄▄▄                       
                  │      ███  ███                 ███                       
                3 ┼─▄▄▄──███──███────────────▄▄▄──███──                     
                  │ ███  ███  ███            ███  ███                       
                2 ┼ ███  ███  ███       ▄▄▄  ███  ███                       
                  │ ███  ███  ███       ███  ███  ███                       
                1 ┼ ███  ███  ███  ▄▄▄  ███  ███  ███                       
                  │ ███  ███  ███  ███  ███  ███  ███                       
                0 ┼──+────+────+────+────+────+────+───*                    
                    POZ  DIR  HOS  AUT  NED  P/H  D/A                       
 
              1. Шкала позитивного интереса  -  POZ =  3                    
              2. Шкала директивности         -  DIR =  4                    
              3. Шкала враждебности          -  HOS =  5                    
              4. Шкала автономности          -  AUT =  1                    
              5. Шкала непоследовательности  -  NED =  2                    
                 Отношение:  POZ/HOS  =  3                                  
                 Отношение:  DIR/AUT  =  4                                  
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Директивность в отношениях с сыном со стороны отца, стремле-          
 ние к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фак-          
 тических достижениях и доминантном стиле общения.  Направленность          
 на проявление своей власти над сыном, управление и  своевременную          
 коррекцию его поведения.                                                   
 
      Жесткость в отношениях с сыном, склонность к суровому  обра-          
 щению с ним, проявлению недовольства, скептического  отношения  к          
 его достижениям. Повышенная требовательность к  сыну,  стремление          
 воспитать подростка в соответствии с общепринятым мнением о  том,          
 каким должен быть идеальный ребенок.  Подросток  может  постоянно          
 находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его  дея-          
 тельности и наказания родительским отвержением со стороны отца.