МЕТОДИКА:
Поведение родителей и отношение подроcтков к ним
(ADOR).
(E. Schaefer)
(модифицированный вариант З. Матейчика и П. Ржичана).
(Адаптация сотрудников
лаборатории клинической психологии Института им. Бехтерева
Вассермана Л.И , Горьковой И А., Ромициной Е.Е).
Опросник ADOR (сокращенно, подростки о родителях) изучает установки,
поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подрост-
ковом возрасте.
Основой методики является опросник CRPBI, который создал E. Schaefer
(1965). Версия CRPBI легла в основу создания разработанной в 1983г. сло-
вацкой методики ADOR, которая оказалась короче, проще и психометрически
надежнее. В результате международного научного сотрудничества лаборатории
клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева
с Институтом психодиагностики был осуществлен перевод словацкой версии и
разработан модифицированный русскоязычный вариант, который был назван
"Подростки о родителях".
Методика Е. Шафера базируется на положении о том, что воспитательное
воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать
при помощи трех факторных переменных: принятие-эмоциональное отвержение,
психологический контроль-психологическая автономия, скрытый контроль-от-
крытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно положи-
тельное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родите-
лей.
Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отноше-
ние к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враж-
дебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное
давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последователь-
ности в осуществлении воспитательных принципов.
Использование опросника в Чехословакии на выборке молодежи показало
необходимость его переработки и адаптирования к социокультурным условиям.
Модифицированный вариант опросника был предложен З. Матейчиком и П. Ржича-
ном в 1983 г.
В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клинической
психологии Института им. В. М. Бехтерева с Институтом психодиагностики
(Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13-18
лет в России, как это предусмотрено авторами модификации.
Методика предназначена для диагностики особенностей поведения родите-
лей по отношению к подростку с точки зрения самого подростка и позволяет
выявить степень выражености следующих тенденций:
1. Шкала позитивного интереса.
Склонность к проявлению внимания и интереса к подростку со стороны
родителей, стремление достигнуть его расположения, завоевать авторитет в
глазах подростка. Психологическое принятие родителями подростка основанное
прежде всего на доверии. Уважительное отношение к мнению подростка, отсут-
ствие грубой силы и нераздельной власти в отношениях с ним.
2. Шкала директивности.
Директивность в отношениях с подростком со стороны родителей, стрем-
ление к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических
достижениях и доминантном стиле общения. Направленность на проявление сво-
ей власти над подростком, управление и своевременную коррекцию его поведе-
ния.
3. Шкала враждебности.
Жесткость в отношениях с подростком, склонность к суровому обращению
с ним, проявлению недовольства, скептического отношения к его достижениям.
Повышенная требовательность к подростку, стремление воспитать его в соот-
ветствии с общепринятым мнением о том, каким должен быть идеальный ребе-
нок. Подросток может постоянно находится в состоянии тревожного ожидания
низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением со
стороны родителей.
4. Шкала автономности.
Автономность родителей в отношениях с подростком, формальное отноше-
ние к его воспитанию, излишняя беспристрастность в процессе общения. Пони-
женный интерес к увлечениям подростка, кругу его знакомств, учебе в школе,
его проблемам и переживаниям. Как правило, родители слишком заняты собой,
чтобы вникать в жизнь пдростка, и "замечают" его только тогда, когда он
что-нибудь натворил или обращается к родителям с просьбой помочь или посо-
ветоваться в том или ином вопросе.
5. Шкала непоследовательности.
Непоследовательность применяемых родителями воспитательных мер по от-
ношению к подростку. Непредсказуемость для подростка реакций родителей на
ту или иную ситуацию, событие - подвергнут ли подростка суровому наказанию
за мелкие проступки или слегка пожурят за что-нибудь существенное, просто
приняв заверения последнего в том, что это больше не повторится.
Возраст обследуемых 13-18 лет.
Опросник состоит из 50 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: "Поведение родителей и отношение подроcтков к ним" (ADOR).
Ф.И.О: ______________________________
Доп. данные: ________________________
Оценочный профиль отношения подростка к отцу.
*
5 ┼ ▄▄▄
│ ███
4 ┼ ▄▄▄ ███ ▄▄▄
│ ███ ███ ███
3 ┼─▄▄▄──███──███────────────▄▄▄──███──
│ ███ ███ ███ ███ ███
2 ┼ ███ ███ ███ ▄▄▄ ███ ███
│ ███ ███ ███ ███ ███ ███
1 ┼ ███ ███ ███ ▄▄▄ ███ ███ ███
│ ███ ███ ███ ███ ███ ███ ███
0 ┼──+────+────+────+────+────+────+───*
POZ DIR HOS AUT NED P/H D/A
1. Шкала позитивного интереса - POZ = 3
2. Шкала директивности - DIR = 4
3. Шкала враждебности - HOS = 5
4. Шкала автономности - AUT = 1
5. Шкала непоследовательности - NED = 2
Отношение: POZ/HOS = 3
Отношение: DIR/AUT = 4
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Директивность в отношениях с сыном со стороны отца, стремле-
ние к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фак-
тических достижениях и доминантном стиле общения. Направленность
на проявление своей власти над сыном, управление и своевременную
коррекцию его поведения.
Жесткость в отношениях с сыном, склонность к суровому обра-
щению с ним, проявлению недовольства, скептического отношения к
его достижениям. Повышенная требовательность к сыну, стремление
воспитать подростка в соответствии с общепринятым мнением о том,
каким должен быть идеальный ребенок. Подросток может постоянно
находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его дея-
тельности и наказания родительским отвержением со стороны отца.
|