МЕТОДИКА:                                  
                      Анализ Семейного Воспитания                           
                                   (АСВ)                                    
                          Опросник для родителей                            
                           Подростковый вариант                             
                     (Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий).                       
 
      Методика предназначена для диагностики особенностей семейного  воспи- 
 тания, а также нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями  и  их 
 причин. Опросник содержит, во-первых, специальные шкалы для выявления раз- 
 личных отклонений в отношениях родителей к детям. Это повышенный  контроль 
 за подростком (шкала Г+); явный недостаток его (Г-); чрезмерный (У+) и яв- 
 но недостаточный (У-) уровень удовлетворения потребностей  ребенка;  чрез- 
 мерность количества и трудности обязанностей у подростка (Т+) и, напротив, 
 их недостаточность (Т-); чрезмерность запретов по  отношению  к  подростку 
 (З+) и их недостаточность (З-); чрезмерная строгость при наказании подрос- 
 тка за нарушение требований (С+) и явно недостаточная (С-).                
      Во-вторых, опросник дает возможность выявить причины этих  нарушений: 
 расширение сферы родительских чувств (РРЧ), предпочтение в подростке  дет- 
 ских качеств (ПДК) и др.                                                   
      Методика АСВ стандартизирована и валидизирована на родителях подрост- 
 ков от 14 до 18 лет, находящихся на учете в ПНД и инспекции по делам несо- 
 вершенолетних. Это определяет цели использования опросника: выявление оши- 
 бок в родительском воспитании. Этот опросник изучает  индивидуальный  опыт 
 родителя в воспитании подростка.                                           
      Литература: Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий.  Семейная  психотерапия. - 
 Л.: Медицина 1989.                                                         
      Данные по валидизации методики по всем шкалам:                        
      Коэффициент консистентности (по Кьюдеру-Ричардсону) - 0,56.           
      Коэффициент ранговой корреляции Кендэлла - 0,60.                      
      Уровень статистической существенности коэффициента - 0,01.            
      Величина выборки, по данным которой проводились валидизация и  опре-  
 деление уровня консистентности - 180 чел.                                  
 
      Опросник состоит из 130 вопросов.                                     
      Примерное время тестирования 40-50 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
   Методика: Анализ Семейного Воспитания (АСВ).                             
   Ф.И.О: ______________________________                                    
   Доп. данные:_________________________                                    
 
                                  Диаграмма.                                
 
                   *                                                        
                10 ┼                                                        
                 9 ┼                                                        
                 8 ┼   ▄                                                    
                 7 ┼   █                                                    
                 6 ┼   █                                                    
                 5 ┼   █                 ▄     ▄ ▄                          
                 4 ┼   █   ▄         ▄ ▄ █ ▄   █ █                          
                 3 ┼   █   █ ▄       █ █ █ █ ▄ █ █   ▄   ▄                  
                 2 ┼ ▄ █   █ █ ▄   ▄ █ █ █ █ █ █ █ ▄ █ ▄ █                  
                 1 ┼ █ █ ▄ █ █ █ ▄ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █                  
                 0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*              
                     A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T                
 
        A. Гиперпротекция                                -  Г+  =  2        
        B. Гипопротекция                                 -  Г-  =  8  !     
        C. Потворствование потребностям ребенка          -  У+  =  1        
        D. Игнорирование потребностей ребенка            -  У-  =  4  !     
        E. Чрезмерность требований - обязанностей        -  Т+  =  3        
        F. Недостаточность требований - обязанностей     -  Т-  =  2        
        G. Чрезмерность требований - запретов            -  З+  =  1        
        H. Недостаточность требований - запретов         -  З-  =  2        
        I. Чрезмерность санкций                          -  С+  =  4  !     
        J. Минимальность санкций                         -  С-  =  4  !     
        K. Неустойчивость стиля воспитания               -  Н   =  5  !     
        L. Расширение сферы родительских чувств          -  РРЧ =  4        
        M. Предпочтение в подростке детских качеств      -  ПДК =  3        
        N. Воспитательная неуверенность родителей        -  ВН  =  5  !     
        O. Фобия утраты ребенка                          -  ФУ  =  5        
        P. Недоразвитость родительских чувств            -  НРЧ =  2        
        Q. Проекция на ребенка нежелательных качеств     -  ПНК =  3        
        R. Внесение в воспитание супружеского конфликта  -  ВК  =  2        
        S. Предпочтение в ребенке женских качеств        -  ПЖК =  3        
        T. Предпочтение в ребенке мужских качеств        -  ПМК =  0        
 
 
                             ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                 
 
      ГИПОПРОТЕКЦИЯ: недостаточное стремление родителей уделять  время      
 и силы на воспитание ребенка, оказывать внимание, заботу и  опеку  по      
 отношению к нему. Пониженный интерес к его делам, достижениям,  проб-      
 лемам, а также к внутреннему миру.                                         
 
      ИГНОРИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА: недостаточная направленность      
 деятельности родителей на удовлетворение потребностей ребенка как ма-      
 териально-бытовых, так и духовных. Пониженное  стремление  ориентиро-      
 ваться в своем поведении на его интересы, требования и желания.            
 
      ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ САНКЦИЙ: чрезмерное реагирование родителей даже      
 на незначительные нарушения поведения ребенка, ориентация на примене-      
 ние строгих мер воздействия, порицаний,  угроз,  наказаний  сменяется      
 стремлением избегать применения каких-либо наказаний, ориентацией  на      
 поощрение.                                                                 
 
      НЕУСТОЙЧИВОСТЬ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ:  непоследовательность  воспита-      
 тельной практики родителей, склонность к резкой смене стиля,  приемов      
 и методов воспитания ребенка.                                              
 
      ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ: неуверенность  родителей      
 в правильности своего подхода к воспитанию ребенка, склонность припи-      
 сывать себе ответственность за любые его поступки и неправильное  по-      
 ведение.