МЕТОДИКА:
Анализ Семейного Воспитания
(АСВ)
Опросник для родителей
Подростковый вариант
(Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий).
Методика предназначена для диагностики особенностей семейного воспи-
тания, а также нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их
причин. Опросник содержит, во-первых, специальные шкалы для выявления раз-
личных отклонений в отношениях родителей к детям. Это повышенный контроль
за подростком (шкала Г+); явный недостаток его (Г-); чрезмерный (У+) и яв-
но недостаточный (У-) уровень удовлетворения потребностей ребенка; чрез-
мерность количества и трудности обязанностей у подростка (Т+) и, напротив,
их недостаточность (Т-); чрезмерность запретов по отношению к подростку
(З+) и их недостаточность (З-); чрезмерная строгость при наказании подрос-
тка за нарушение требований (С+) и явно недостаточная (С-).
Во-вторых, опросник дает возможность выявить причины этих нарушений:
расширение сферы родительских чувств (РРЧ), предпочтение в подростке дет-
ских качеств (ПДК) и др.
Методика АСВ стандартизирована и валидизирована на родителях подрост-
ков от 14 до 18 лет, находящихся на учете в ПНД и инспекции по делам несо-
вершенолетних. Это определяет цели использования опросника: выявление оши-
бок в родительском воспитании. Этот опросник изучает индивидуальный опыт
родителя в воспитании подростка.
Литература: Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. Семейная психотерапия. -
Л.: Медицина 1989.
Данные по валидизации методики по всем шкалам:
Коэффициент консистентности (по Кьюдеру-Ричардсону) - 0,56.
Коэффициент ранговой корреляции Кендэлла - 0,60.
Уровень статистической существенности коэффициента - 0,01.
Величина выборки, по данным которой проводились валидизация и опре-
деление уровня консистентности - 180 чел.
Опросник состоит из 130 вопросов.
Примерное время тестирования 40-50 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Анализ Семейного Воспитания (АСВ).
Ф.И.О: ______________________________
Доп. данные:_________________________
Диаграмма.
*
10 ┼
9 ┼
8 ┼ ▄
7 ┼ █
6 ┼ █
5 ┼ █ ▄ ▄ ▄
4 ┼ █ ▄ ▄ ▄ █ ▄ █ █
3 ┼ █ █ ▄ █ █ █ █ ▄ █ █ ▄ ▄
2 ┼ ▄ █ █ █ ▄ ▄ █ █ █ █ █ █ █ ▄ █ ▄ █
1 ┼ █ █ ▄ █ █ █ ▄ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T
A. Гиперпротекция - Г+ = 2
B. Гипопротекция - Г- = 8 !
C. Потворствование потребностям ребенка - У+ = 1
D. Игнорирование потребностей ребенка - У- = 4 !
E. Чрезмерность требований - обязанностей - Т+ = 3
F. Недостаточность требований - обязанностей - Т- = 2
G. Чрезмерность требований - запретов - З+ = 1
H. Недостаточность требований - запретов - З- = 2
I. Чрезмерность санкций - С+ = 4 !
J. Минимальность санкций - С- = 4 !
K. Неустойчивость стиля воспитания - Н = 5 !
L. Расширение сферы родительских чувств - РРЧ = 4
M. Предпочтение в подростке детских качеств - ПДК = 3
N. Воспитательная неуверенность родителей - ВН = 5 !
O. Фобия утраты ребенка - ФУ = 5
P. Недоразвитость родительских чувств - НРЧ = 2
Q. Проекция на ребенка нежелательных качеств - ПНК = 3
R. Внесение в воспитание супружеского конфликта - ВК = 2
S. Предпочтение в ребенке женских качеств - ПЖК = 3
T. Предпочтение в ребенке мужских качеств - ПМК = 0
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ГИПОПРОТЕКЦИЯ: недостаточное стремление родителей уделять время
и силы на воспитание ребенка, оказывать внимание, заботу и опеку по
отношению к нему. Пониженный интерес к его делам, достижениям, проб-
лемам, а также к внутреннему миру.
ИГНОРИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА: недостаточная направленность
деятельности родителей на удовлетворение потребностей ребенка как ма-
териально-бытовых, так и духовных. Пониженное стремление ориентиро-
ваться в своем поведении на его интересы, требования и желания.
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ САНКЦИЙ: чрезмерное реагирование родителей даже
на незначительные нарушения поведения ребенка, ориентация на примене-
ние строгих мер воздействия, порицаний, угроз, наказаний сменяется
стремлением избегать применения каких-либо наказаний, ориентацией на
поощрение.
НЕУСТОЙЧИВОСТЬ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ: непоследовательность воспита-
тельной практики родителей, склонность к резкой смене стиля, приемов
и методов воспитания ребенка.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ: неуверенность родителей
в правильности своего подхода к воспитанию ребенка, склонность припи-
сывать себе ответственность за любые его поступки и неправильное по-
ведение.
|