МЕТОДИКА:
Аутоидентификация акцентуаций характера
(Э.Г. Эйдемиллер).
Методика предназначена для диагностики аутоидентификации личности с
с одним или несколькими типами акцентуаций характера.
В оригинальном варианте стимульный материал состоит из 13 карточек с
описанием характерологических типов. Испытуемому предлагается ознакомиться
с содержанием всех предложенных характеристик и выбрать одну или несколько
карточек, на которых, по его мнению, наиболее полно и похоже описан его
характер. Если он выбирает несколько карточек сразу, то его просят разло-
жить их в порядке важности.
Интерпретация результатов методики производится в соответствии с те-
ми типами характера, которые заняли два первых места. Результаты аутоиден-
тификации необходимо сопоставлять с данными наблюдения, беседы, обобщения
независимых характеристик и другими методами научного психологического ис-
следования.
Словесные портреты характерологических типов зашифрованы буквенными
обозначениями:
А - меланхолический;
Б - гипертимный;
В - циклоидный;
Г - эмоционально-лабильный;
Д - неврастенический;
Е - сензитивный;
Ж - психастенический;
3 - шизоидный;
И - паранойяльный;
К - эпилептоидный;
Л - истерический;
М - неустойчивый;
Н - конформный.
Следует отметить, что отсутствие в данной методике шкалы "искреннос-
ти" и открытый характер описания типов акцентуаций, которые не лишены не-
гативных характеристик, могут приводить к некоторым искажениям аутоиденти-
фикации личности. К тому же, обследуемый вынужден выбирать одну или нес-
колько карточек даже в тех случаях, когда ни одна из них к нему не подхо-
дит или подходит, но в очень малой степени.
В данной компьютерной версии применена другая процедура тестирования.
Обследуемому предлагается последовательно оценить каждую характеристику по
10-балльной шкале в зависимости от того, насколько полно она соответствует
его характеру. При интерпретации результатов тестирования приняты следую-
щие условные диапазоны числовых значений:
0 - 2 балла - низкий показатель;
3 - 4 балла - пониженный показатель;
5 - 6 балла - средний показатель;
7 - 8 балла - повышенный показатель;
9 - 10 балла - высокий показатель.
Таким образом, предлагается более дифференцированная оценка аутоиден-
тификации характера по каждому из 13 типов.
При автоматической интерпретации данных тестирования учитываются толь-
ко повышенные и высокие баллы, а если таковые отсутствуют, принмается ре-
шение об отсутствии аутоидентификации акцентуаций характера.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Аутоидентификация акцентуаций характера.
Ф.И.О:______________________________
Доп. данные:________________________
Диаграмма.
*
10 ┼
9 ┼
8 ┼ ▄▄
7 ┼ ██
6 ┼ ██ ▄▄
5 ┼─██──────────▄▄────▄▄─██────────────────
4 ┼ ██ ██ ██ ██
3 ┼ ██ ██ ██ ██
2 ┼ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ▄▄
1 ┼ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ▄▄ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н
Тестовые показатели:
1. Меланхолический - А = 8
2. Гипертимный - Б = 1
3. Циклоидный - В = 2
4. Эмоционально-лабильный - Г = 1
5. Неврастенический - Д = 5
6. Сензитивный - Е = 2
7. Психастенический - Ж = 5
8. Шизоидный - З = 6
9. Паранойяльный - И = 2
10. Эпилептоидный - К = 1
11. Истерический - Л = 1
12. Неустойчивый - М = 0
13. Конформный - Н = 2
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ТИП "А".
ВЫРАЖЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ:
Преобладание грустного настроения, пессимистичность, скептицизм,
пассивность, неудовлетворенность, самокритичность, неуверенность в
себе и своих возможностях, медленный тип реакций. Ориентация на
анализ собственных ощущений и переживаний. Склонность к индивиду-
альной организации своей деятельности, в результатах которой стре-
мятся не зависеть от действий и желаний других людей.
СТИЛЬ МЕЖЛИЧHОСТHОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
Hемногословны, редко с кем устанавливают доверительные контакты.
Предпочитают иметь небольшой круг хорошо знакомых людей. Избегают
участия в конфликтных ситуациях.
ПРИВЛЕКАТЕЛЬHЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:
Серьезность по отношению к выполняемому делу. Добросовестность.
Высокая нравственная позиция.
ЧЕРТЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К СЛОЖHОСТЯМ В ОБЩЕHИИ:
Чувство отгороженности от окружающих. Пассивность в решении жиз-
ненно важных вопросов.
HЕБЛАГОПРИЯТHЫЕ СИТУАЦИИ:
Ситуации, требующие быстрого реагирования, бурной деятельности или
длительного и большого напряжения. Частое чередование ритмов рабо-
ты, смена образа жизни.
ПРЕОБЛАДАЮЩАЯ ФОРМА "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ":
Отказ от самореализации и усиление контроля сознания.
ПРОФЕССИОHАЛЬHЫЕ СКЛОHHОСТИ И РЕКОМЕHДАЦИИ:
Предпочтительны виды деятельности, требующие сосредоточенности,
небольших контактов с людьми, самостоятельного выполнения заданий.
При наличии высокого интеллекта - склонность к "кабинетному" стилю
работы с гуманитарным или общетеоретическим направлением.
|