МЕТОД�КА:
Пятифакторный опросник личности
(РҐ. РўcСѓР№Рё)
(Five-Factor Personality Questionnaire - 5PFQ)
(Рўsuji X.)
(адаптация А.Б. Хромова).
Методика предназначена для экспресс-диагностики уровня выраженности
пяти так называемых "больших" факторов темперамента и характера.
Классификация личности, основанная на оценке пяти универсальных черт,
в современной психологической науке известна как "пятифакторная модель",
"большая пятерка" (Big Five), на основе которой американские психологи
П. Коста (Costa P.T.) и Р. МакКрэй (McCrae R.R.) разработали в 1992 г.
личностный опросник NEO PI (аббревиатура в названии расшифровывается как
"нейротизм", "экстраверсия", "открытость"), который является последней
версией их более ранних тестов NEO Inventory (1978, 1983) и NEO Personali-
ty Inventory (1985, 1990).
Пять фундаментальных факторов, позволяющих охарактеризовать структуру
личности человека, были определены в итоге научных исследований психологов
разных стран (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй,
П. Коста и др.) на протяжении пяти десятилетий. К этим факторам относятся:
1. нейротизм (neuroticism, N);
2. экстраверсия (extraversion, E);
3. открытость опыту (openness to experience, O);
4. согласие (agreebleness, A);
5. сознательность (conscientiousness, C).
Хотя исследователи уже договорились относительно того, какие это чер-
ты, разногласия в их обозначении пока ещс остаются. Р. МакКрае и П. Коста
использовали для обозначения пяти факторов следующие термины:
1. нейротизм;
2. экстраверсия;
3. открытость опыту;
4. сотрудничество;
5. добросовестность.
В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской куль-
туры В. Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавишниковым и �. Г. Сениным.
Японская версия "Большой пятерки" 5PFQ, (сост. Тcуйи) была переведена
и адаптирована в 1999 г. к отечественным условиям социальной среды психо-
логами Курганского государственного университета. Стандартизация пятифак-
торного опросника на русском языке проведена на контингенте испытуемых
обоего пола общей численностью более 1000 человек - студентов (N - 680) и
учащихся старших классов школ РіРѕСЂРѕРґР° Кургана (N - 350). Рта версия пяти-
факторного личностного опросника в интерпретации А. Б. Хромова была взята
за основу данной компьютерной программы.
Японский исследователь, адаптируя американскую пятифакторную личност-
ную методику для японской популяции, предложил биполярность для каждого
фактора:
1. Ркстраверсия - интроверсия;
2. Привязанность - отделенность;
3. Контролирование - естественность;
4. Рмоциональность - эмоциональная сдержанность;
5. �гривость - практичность.
Японская версия "Большой пятерки" представляет собой набор из 75 пар-
ных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характе-
ризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую
оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно изме-
рять степень выраженности каждого из пяти факторов.
Согласно своему подходу к пятифакторной структуре личности, Х. Тcуйи
следующим образом характеризует обобщенные черты-факторы и их первичные
компоненты.
Первый фактор "РКСТРАВЕРСР�РЇ - Р�НТРОВЕРСР�РЇ" рассматривается традицион-
но, но в отличие от интерпретации, предложенной У. Норманом, японский ис-
следователь учитывает значения полюсов этого фактора, первичными компонен-
тами которого являются: активность - пассивность, доминирование - подчи-
ненность, общительность - замкнутость, поиск новых впечатлений - избегание
новых впечатлений.
Суть второго фактора - взаимодействие с людьми. Термин "ПР�ВЯЗАН-
НОСТЬ" для обозначения фактора подходит лучше, чем "конформность", исполь-
зуемый в американском оригинале, и включает в себя такие личностные диспо-
зиции, как дружеское расположение, доверчивость, сотрудничество, а также
зависимость и принятие индивида группой. Противоположный полюс этого фак-
тора "ОТДЕЛЕННОСТЬ" содержит в себе не только признаки дистанцирования и
соперничества, но и независимости. Компонентами второго фактора являются:
теплота - равнодушие, сотрудничество - соперничество, доверчивость - по-
дозрительность, понимание - непонимание, уважение других - самоуважение.
Третий фактор представлен как "КОНТРОЛ�РОВАН�Е - ЕСТЕСТВЕННОСТЬ". Те-
уйн намеренно не использует термин "сознательность", так как он имеет
слишком тесную привязанность к этическим понятиям и слишком узкое семанти-
ческое значение. Суть третьего фактора - волевая регуляция поведения. Кон-
тролирующий себя индивид, как правило, проявляет целеустремленность, до-
бросовестность, методичность и настойчивость. Естественный в своем поведе-
нии человек, напротив, стремится к гармоничным отношениям с природой, он
как бы "плывет по течению жизни". Японский вариант пятифакторного личност-
ного опросника содержит следующие первичные компоненты этого фактора: ак-
куратность - неаккуратность, настойчивость - отсутствие настойчивости, от-
ветственность - безответственность, самоконтроль - импульсивность, преду-
смотрительность - беспечность.
Четвертый фактор содержит в себе характеристики аффективной сферы
личности. "РРњРћР¦Р�ОНАЛЬНОСТЬ" Сѓ человека проявляется РІ повышенной чувстви-
тельности к средовым воздействиям, особенно в стрессовых ситуациях. Такая
личность также предрасположена Рє тревоге Рё депрессии. "РРњРћР¦Р�ОНАЛЬНАЯ СДЕР-
ЖАННОСТЬ", напротив, характеризует человека как склонного проявлять ужив-
чивость, неторопливость и самодостаточность. Компонентами четвертого фак-
тора являются: тревожность - беззаботность, напряженность - расслаблен-
ность, депрессивность - эмоциональная комфортность, самокритичность - са-
модостаточность, эмоциональная лабильность - эмоциональная стабильность.
Пятый фактор представлен как "�ГР�ВОСТЬ". Суть его - игра, которая
даст возможность личности плавно "переходить" из реального мира в нереаль-
ный, воспринимать необычные образы, мысли, чувства, символику искусства и
свободно ими наслаждаться. С другой стороны, "ПРАКТ�ЧНОСТЬ" - черта, про-
являющаяся у личности в тенденции соответствовать реальности, что в своих
крайних проявлениях ведет к конформизму, жестокости и авторитаризму. Пер-
вичными компонентами этого фактора являются: любопытство - консерватизм,
мечтательность - реалистичность, артистичность - неартистичность, сензи-
тивность - низкая чувствительность, пластичность - ригидность.
Обработка результатов тестирования
1. Выбранные оценочные значения высказываний переводятся в баллы:
Оценочная -2 -1 0 1 2.
Баллы 5 4 3 2 1.
2. Каждый из основных пяти факторов состоит из пяти первичных факто-
ров. К примеру, основной фактор "экстраверсия - интроверсия" состоит из
первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5. В количественном выражении
первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К при-
меру, первичный фактор 1.1 "активность - пассивность" оценивается суммой
баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11.
3. Суммирование балльных оценок первичных факторов определяют коли-
чественную выраженность соответствующего основного фактора. К примеру,
сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2,1.3, 1.4, 1.5 определяет количес-
твенную выраженность первого РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ фактора "Ркстраверсия - Р�нтровер-
сия". Таким же образом определяется количественная выраженность остальных
основных факторов: II (Привязанность - Отделенность); III (Контролирова-
РЅРёРµ - Естественность); IV (Рмоциональность - Рмоциональная сдержанность);
V (�гривость - Практичность).
�нтерпретация результатов тестирования.
1. На основе уже анализа первичных факторов можно составить опреде-
ленное представление о характерологических особенностях испытуемого. В
каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая
соответствует высоким значениям балльных оценок, справа же обозначается
черта личности с низкими балльными оценками. Минимальное количество наб-
ранных баллов для любого первичного фактора равно 3, максимальное количес-
тво - 15. Условно балльные оценки можно разделить на следующие группы:
3-6 баллов - низкие,
7-11 баллов - средние,
12-15 баллов - высокие.
Характерологические признаки, которые могут быть определены у испыту-
емого с помощью первичных факторов "Большой пятерки":
I. Ркстраверсия - Р�нтроверсия:
1.1. Активность - пассивность.
1.2. Доминирование - подчиненность.
1.3. Общительность - замкнутость.
1.4. Поиск впечатлений - избегание впечатлений.
1.5. Проявление - избегание чувства вины.
---
II. Привязанность - Отделенность.
2.1. Теплота - равнодушие.
2.2. Сотрудничество - соперничество.
2.3. Доверчивость - подозрительность.
2.4. Понимание - непонимание.
2.5. Уважение других - самоуважение.
---
III. Контролирование - Естественность:
3.1. Аккуратность - неаккуратность.
3.2. Настойчивость - отсутствие настойчивости.
3.3. Ответственность - безответственность.
3.4. Самоконтроль - импульсивность.
3.5. Предусмотрительность - беспечность.
---
IV. Рмоциональность - Рмоциональная сдержанность:
4.1. Тревожность - беззаботность.
4.2. Напряженность - расслабленность.
4.3. Депрессивность - эмоциональная комфортность.
4.4. Самокритика - самодостаточность.
4.5. Рмоциональная лабильность - эмоциональная стабильность.
---
V. �гривость - Практичность:
5.1. Любопытство - консерватизм.
5.2. Любознательность - реалистичность.
5.3. Артистичность - неартистичности.
5.4. Сензитивность - нечувствительность.
5.5. Пластичность - ригидность.
2. Сумма баллов первичных факторов определяет количественную выражен-
ность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любо-
го основного фактора равно 15, максимальное количество - 75. Условно бал-
льные оценки можно разделить на следующие группы:
15-40 баллов - низкие,
41-50 баллов - средние,
51-75 баллов - высокие.
Примечание к компьютерной версии.
1. В некоторых литературных источниках высокие баллы по 4 шкале ин-
терпретируются как "эмоциональная сдержанность", а низкие баллы как "эмо-
циональность", что несоответсвует действительности с точностью до наобо-
рот. В данной программе в дихотомических названиях основных шкал фактор
личности, который расположен слева соответствует высоким значениям балль-
ных оценок, а справа - с низкими балльными оценками.
2. Для удобства графического отображения результатов тестирования по
первичным шкалам их названия условно обозначены символами английского ал-
фавита от "A" до "Y".
3. В качестве дополнительных оценок по каждой первичной черте личнос-
ти и основным факторам приводятся их количественные значения выраженные в
в процентах с нулевой точкой минимальных значений. По первичным шкалам
значения тестовых показателей 3 балла это 0%, а 15 - 100%. По основным
шкалам 15 баллов - 0%, 75 баллов - 100%.
4. "Технические" диаграммы результатов тестирования генерируются на-
чиная с минимально возможного значения (3 или 15 баллов).
Опросник состоит из 75 утверждений.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПР�МЕРТЕСТ�РОВАН�Я:
---
ПС�ХОЛОГ�ЧЕСКАЯ Д�АГНОСТ�КА.
Методика: Пятифакторный личностный опросник (5PFQ).
Р¤.Р�.Рћ:______________________
Доп. данные:________________
Диаграмма:
РР� ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>
РџРћ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓████████──────────────╢>
РЎР� ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓──────────────────────╢>
РРЈ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓████████████──────────╢>
РРџ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓────────────────────────╢>
<────────[-]────────><─[==]─><────────[+]────────>
Структура первичных факторов:
*
15 ┼ ▄
14 ┼ ▄ █
13 ┼ ▄ █ ▄ █ ▄ ▄ ▄
12 ┼ ▄ █ ▄ ▄ █ █ █ █ █ ▄ █
11 ┼────────────█─█─█─▄─█──────▄─█─█──█─█─█─▄─█────█───────
10 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ ▄ █
9 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ ▄ ▄
8 ┼ ▄ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
7 ┼─█──────────█─█─█─█─█──────█─█─█──█─█─█─█─█──█─█─█─█─▄─
6 ┼ █ ▄ ▄ █ █ █ █ █ ▄ ▄ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
5 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
4 ┼ █ ▄ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
3 ┼─+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+─*
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y
────I──── ────II─── ───III─── ────IV─── ────V────
Тестовые показатели:
I.
1.1. Активность - пассивность - A = 8 42%
1.2. Доминирование - подчиненность - B = 4 8%
1.3. Общительность - замкнутость - C = 3 0%
1.4. Поиск впечатлений - избегание впечатлений - D = 6 25%
1.5. Проявление - избегание чувства вины - E = 6 25%
---------------------------------------------------------------
1. Ркстраверсия - Р�нтроверсия - РР� = 27 20%
II.
2.1. Теплота - равнодушие - F = 12 75%
2.2. Сотрудничество - соперничество - G = 13 83%
2.3. Доверчивость - подозрительность - H = 12 75%
2.4. Понимание - непонимание - I = 11 67%
2.5. Уважение других - самоуважение - J = 12 75%
---------------------------------------------------------------
2. Привязанность - Отделенность - ПО = 60 75%
III.
3.1. Аккуратность - неаккуратность - K = 6 25%
3.2. Настойчивость - отсутствие настойчивости - L = 6 25%
3.3. Ответственность - безответственность - M = 11 67%
3.4. Самоконтроль - импульсивность - N = 14 92%
3.5. Предусмотрительность - беспечность - O = 13 83%
---------------------------------------------------------------
3. Контролирование - Естественность - КЕ = 50 58%
IV.
4.1. Тревожность - беззаботность - P = 15 100%
4.2. Напряженность - расслабленность - Q = 13 83%
4.3. Депрессивность - эмоциональная комфортность - R = 13 83%
4.4. Самокритика - самодостаточность - S = 11 67%
4.5. Рмоциональная лабильность -
эмоциональная стабильность - T = 12 75%
---------------------------------------------------------------
4. Рмоциональность -
Рмоциональная сдержанность - РРЎ = 64 82%
V.
5.1. Любопытство - консерватизм - U = 10 58%
5.2. Любознательность - реалистичность - V = 13 83%
5.3. Артистичность - неартистичность - W = 9 50%
5.4. Сенситивность - нечувствительность - X = 9 50%
5.5. Пластичность - ригидность - Y = 7 33%
---------------------------------------------------------------
5. �гривость - Практичность - �П = 48 55%
�НТЕРПРЕТАЦ�Я:
Отсутствие уверенности в отношении правильности своего пове-
дения и невнимание к происходящим вокруг событиям; большая опора
на собственные силы и желания, чем на взгляды других людей; пред-
почтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности.
Ровный, несколько сниженный фон настроения. Озабоченность своими
личными проблемами и переживаниями. Сдержанность, замкнутость, из-
бегание рассказов о себе, слабый интерес к проблемами других лю-
дей. Предпочитает книги общению с людьми. Отдает предпочтение тео-
ретическим и научным видам деятельности. Любит планировать свое
будущее, всегда взвешивает свои поступки, не доверяет первым по-
буждениям и увлечениям, всегда строго контролирует свои чувства.
Легко переносят однообразие в деятельности, лучше работает в спо-
спокойной обстановке и в первой половине дня. Более чувствителен к
наказанию, чем к поощрению.
Позитивное отношение к людям. Потребность быть рядом с други-
ми людьми. Как правило, это добрый, отзывчивый человек, он хорошо
понимает других людей, чувствует личную ответственность за их бла-
гополучие, терпимо относится к недостаткам других людей. Умеет со-
переживать, поддерживает коллективные мероприятия и чувствуют от-
ветственность за общее дело, добросовестно и ответственно выполня-
ет взятые на себя поручения. Взаимодействуя с другими, такой чело-
век старается избегать разногласий, не любит конкуренции, больше
предпочитает сотрудничать с людьми, чем соперничать. В группе та-
кой человек, как правило, пользуется уважением.
Средний тестовый показатель по шкале "Контролирование - Ес-
тественность".
Рмоциональная неустойчивость, пониженная способность контро-
лировать свои эмоции и импульсивные влечения. В поведении это про-
является как слабо выраженное чувство ответственности, уклонение
от реальности, капризность. Такой человек моможет чувствовать себя
беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями.
Его поведение во многом обусловлено ситуацией. Он с тревогой ожи-
дает неприятностей, в случае неудачи легко впадает в отчаяние и
депрессию. Такой человек хуже работает в стрессовых ситуациях, в
которых испытывает психологическое напряжение. У него, как прави-
ло, заниженная самооценка, он обидчив и в неудачах.
Средний тестовый показатель по шкале "�гривость - Практич-
ность".
|