МЕТОДИКА:
Шестнадцатифакторный личностный опросник
Sixteen Personality Faktor Questionnaire (16-PF "D")
(Р.Б.Кэттелл, Р.В.Коан).
Методика предназначена для измерения 16 факторов личности первого по-
рядка. Опросник является реализацией подхода к исследованию личности на
основе теории черт. В методику включена дополнительная шкала достоверности
информации, измеряющая искренность ответов испытуемого.
При разработке методики Р.Кэттелл первоначально исходил из т. н.
L-данных (life record data), т.е. данных, полученных путем регистрации ре-
ального поведения человека в повседневной жизни. Выделенные Г.Олпортом и
Х.Олберг 4500 слов, ясно обозначаемых черты личности и особенности поведе-
ния (на базе словаря из 18 000 слов), Р.Кэттелл разбил на синонимические
группы и отобрал в каждой из них по одному слову, выражающему основное
смысловое содержание соответствующей группы. Это позволило сократить спи-
сок личностных черт до 171. Затем каждая из этих характеристик личности
оценивалась экспертами с целью выбора наиболее значимых. Взаимная корреля-
ция экспертных оценок позволила выделить 36 корреляционных плеяд, внутри
которых расположились высококоррелирующие характеристики. Все плеяды со-
держали пары членов, имеющие значимые отрицательные корреляции. Так был
получен набор из 36 биполярных названий, который был дополнен до 46 за
счет включения специальных терминов, найденных в работах других исследова-
телей. В результате факторизации L-данных было получено от 12 до 15 факто-
ров.
В дальнейшем Р.Кэттелл осуществил переход к Q-данным (questionnaire),
т.е. данным полученным с помощью опросников и других методов самооценок.
При этом сбор Q-данных координировался с имеющимися L-данными. Наиболее
известной факторной моделью является 16-факторная, соотнесенная с методи-
кой 16-PF. Факторы личности, диагностируемые 16-PF, обозначаются буквами
латинского алфавита, причем буква "Q" используется только для тех факто-
ров, которые выделены на основе Q-данных. Факторы имеют "бытовые" (обще-
доступные) и "технические" (предназначенные для специалистов) названия.
Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполярной фор-
ме, чем устраняется двусмысленность в оценке направленности оси фактора.
Указанием различных противоположностей можно изменить направление интер-
претации.
Результаты тестирования выражаются в шкале стенов с минимальным зна-
че нием в 1 балл, средним 5,5 балла, максимальным - 10 баллов.
Программа строит "профиль личности", при интерпретации которого ори-
ентируется на степень выраженности каждого фактора. Учитывая сложный ха-
рактер взаимодействия факторов методики результаты автоматической интер-
претации требуют коррекции со стороны профессионального психолога.
Форма "D" применяется для тестирования испытуемых с образованием на
уровне 5-7 классов, словарный запас которых ниже, чем у лиц с более высо-
ким образованием. Данный вариант используется также при ограниченном вре-
мени обследования. Для тестирования испытуемых с образованием не ниже 8-9
классов применяется форма "А" или "В".
Опросник состоит из 105 утверждений.
Примерное время тестирования 30-40 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Sixteen Personality Faktor Questionnaire (16-PF, "D").
Ф.И.О: ____________________
Доп. данные: ______________
Диаграмма:
*
10 ┼
9 ┼ ▄▄ ▄▄
8 ┼─────────────██────▄▄──────────▄▄───────▄▄────██────
7 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
6 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ██
5 ┼ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ▄▄
3 ┼─▄▄────██─▄▄─██─██─██─██────██─██────██─██─██─██─██─
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Д A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
Тестовые показатели:
Шкала достоверности информации - Д = 3
1. Аналитичность - Эмоциональность - A = 1
2. Конкретное мышление - Абстрактное мышление - B = 5
3. Слабость "Я" - Сила "Я" - C = 3
4. Конформность - Доминантность - E = 9
5. Сдержанность -Экспрессивность - F = 5
6. Слабость "Сверх-Я" - Сила "Сверх-Я" - G = 8
7. Робость - Смелость - H = 4
8. Жесткость - Мягкосердечность - I = 2
9. Доверчивость - Недоверчивость - L = 6
10. Практичность - Мечтательность - M = 8
11. Наивность - Проницательность - N = 2
12. Уверенность в себе - Тревожность - O = 4
13. Консерватизм - Радикализм - Q1 = 8
14. Социабельность - Самодостаточность - Q2 = 6
15. Импульсивность - Контроль желаний - Q3 = 9
16. Расслабленность - Напряженность - Q4 = 4
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокая достовеpность pезультатов тестирования, искренность в
ответах на вопросы методики, самокритичность, хорошее самопонима-
ние, осознание своих проблем, конфликтов, недостатков характера.
Сдержанный в эмоциональныx проявленияx, критичный, отстранен-
ный, скрытный, скептичный, обращенный во внутренний мир, предпочи-
тающий работать сам, не склонный к компромиссам, жесткий, строгий
в оценке людей, отстаивающий свои идеи.
С пониженной эмоциональной устойчивостью, чувствительный, пе-
ременчивый в своиx планаx и интересаx, легко расстраивающийся,
поддающийся чувствам и случайным колебаниям настроения, склонный к
уклонению от реальности.
Склонный к лидерству, самоутверждающийся, настойчивый, неза-
висимый, самостоятельный, не признающий авторитеты, руководствую-
щийся собственными правилами поведения, уверенный в себе, непре-
клонный.
Совестливый, моралистичный, дисциплинированный, обязатель-
ный, требовательный к себе, с xорошим самоконтролем, ответствен-
ный, руководствующийся чувством долга, точный и аккуратный в де-
лах, любящий во всем порядок.
Рационалистичный, подчиняющийся чувству рассудка, практич-
ный, реалистичный в суждениях, не фантазирует, действует по логи-
ке, полагающийся на себя, сильный, независимый, мужественный, жес-
ткий по отношению к окружающим.
Мечтательный, погруженный в себя, не обращающий внимания на
повседневные дела и обязанности, непрактичный, поглощенный своими
идеями, интересующийся абстрактными проблемами, с развитым твор-
ческим воображением, с выраженной индивидуальностью.
Непосредственный, бесxитростный, искренний, наивный, любящий
простые естественные вещи и чувственные радости, откровенный, все
принимающий на веру, легко загорающийся общими увлечениями, сенти-
ментальный, прямолинейный, иногда грубоват и резок.
Склонный к новому, экспериментирующий, радикально настроен-
ный, свободно мыслящий, xорошо информированный в разныx сферах,
стремящийся все проанализировать и понять самостоятельно, отлича-
ющийся критичностью мышления.
Организованный, умеющий хорошо контролировать свои эмоции и
поведение, действующий планомерно и упорядочено, проявляющий забо-
ту о своей социальной репутации, стремящийся к строгому соблюдению
общественных норм и моральных требований.
|