МЕТОДИКА:
Шестнадцатифакторный личностный опросник
Sixteen Personality Faktor Questionnaire (16-PF "A")
(Р.Б.Кэттелл, Р.В.Коан).
Предназначен для измерения 16 факторов личности первого порядка и 4
факторов второго порядка. Методика является реализацией подхода к исследо-
ванию личности на основе теории черт.
При разработке методики Р.Кэттелл первоначально исходил из т. н.
L-данных (life record data), т.е. данных, полученных путем регистрации ре-
ального поведения человека в повседневной жизни. Выделенные Г.Олпортом и
Х.Олберг 4500 слов, ясно обозначаемых черты личности и особенности поведе-
ния (на базе словаря из 18 000 слов), Р.Кэттелл разбил на синонимические
группы и отобрал в каждой из них по одному слову, выражающему основное
смысловое содержание соответствующей группы. Это позволило сократить спи-
сок личностных черт до 171. Затем каждая из этих характеристик личности
оценивалась экспертами с целью выбора наиболее значимых. Взаимная корреля-
ция экспертных оценок позволила выделить 36 корреляционных плеяд, внутри
которых расположились высококоррелирующие характеристики. Все плеяды со-
держали пары членов, имеющие значимые отрицательные корреляции. Так был
получен набор из 36 биполярных названий, который был дополнен до 46 за
счет включения специальных терминов, найденных в работах других исследова-
телей. В результате факторизации L-данных было получено от 12 до 15 факто-
ров.
В дальнейшем Р.Кэттелл осуществил переход к Q-данным (questionnaire),
т.е. данным полученным с помощью опросников и других методов самооценок.
При этом сбор Q-данных координировался с имеющимися L-данными. Наиболее
известной факторной моделью является 16-факторная, соотнесенная с методи-
кой 16-PF. Факторы личности, диагностируемые 16-PF, обозначаются буквами
латинского алфавита, причем буква "Q" используется только для тех факто-
ров, которые выделены на основе Q-данных. Факторы имеют "бытовые" (обще-
доступные) и "технические" (предназначенные для специалистов) названия.
Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполярной фор-
ме, чем устраняется двусмысленность в оценке направленности оси фактора.
Указанием различных противоположностей можно изменить направление интер-
претации.
Рассмотренные выше факторы - первого порядка. В итоге их дальнейшей
факторизации были выделены более общие факторы второго порядка.
В данную компьютерную версию включены две эквивалентные формы опрос-
ника "A" и "B" по 187 вопросов в каждой для обследования взрослых с обра-
зованием не ниже 8-9 классов. Для тестирования испытуемых с образованием
на уровне 5-7 классов, словарный запас которых ниже, а также при ограни-
ченном времени обследования применяется форма "D".
Результаты тестирования выражаются в шкале стенов с минимальным зна-
че нием в 1 балл, средним 5,5 балла, максимальным - 10 баллов.
Программа строит "профиль личности", при интерпретации которого ори-
ентируется на степень выраженности каждого фактора. Учитывая сложный ха-
рактер взаимодействия факторов методики результаты автоматической интер-
претации требуют коррекции со стороны профессионального психолога.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Sixteen Personality Faktor Questionnaire (16-PF, "A").
Ф.И.О:_____________________
Доп. данные:_______________
Диаграмма:
*
10 ┼ ▄▄
9 ┼ ██
8 ┼─▄▄───────────────────────────────██───────▄▄────
7 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄
6 ┼ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ██ ██ ██
5 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██
4 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ██ ██ ██
3 ┼─██─██─▄▄─██─██─██─██─██─██─██─██─██─▄▄─██─██─██─
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
Тестовые показатели:
1. Аналитичность - Эмоциональность - A = 8
2. Конкретное мышление - Абстрактное мышление - B = 5
3. Слабость "Я" - Сила "Я" - C = 3
4. Конформность - Доминантность - E = 4
5. Сдержанность -Экспрессивность - F = 6
6. Слабость "Сверх-Я" - Сила "Сверх-Я" - G = 6
7. Робость - Смелость - H = 4
8. Жесткость - Мягкосердечность - I = 4
9. Доверчивость - Недоверчивость - L = 7
10. Практичность - Мечтательность - M = 4
11. Наивность - Проницательность - N = 4
12. Уверенность в себе - Тревожность - O = 10
13. Консерватизм - Радикализм - Q1 = 3
14. Социабельность - Самодостаточность - Q2 = 5
15. Импульсивность - Контроль желаний - Q3 = 8
16. Расслабленность - Напряженность - Q4 = 7
I. АДАПТИРОВАННОСТЬ - ТРЕВОЖНОСТЬ - F1 = 5
II. ИНТРОВЕРСИЯ - ЭКСТРАВЕРСИЯ - F2 = 5
III. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - УРАВНОВЕШЕННОСТЬ - F3 = 4
VI. КОНФОРМНОСТЬ - НЕЗАВИСИМОСТЬ - F4 = 3
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Эмоционально выразительный, общительный, добросердечный, вни-
мательный, открытый, приспособляемый, отзывчивый, участвующий, го-
товый к сотрудничеству, естественный и непринужденный в поведении.
С пониженной эмоциональной устойчивостью, чувствительный, пе-
ременчивый в своиx планаx и интересаx, легко расстраивающийся,
поддающийся чувствам и случайным колебаниям настроения, склонный к
уклонению от реальности.
Склонный к чувству вины, ранимый, впечатлительный, неуверен-
ный в себе, тревожный, озабоченный, печальный, грустный, беспокой-
ный, чувствительный к замечаниям и порицаниям, обязательный, недо-
оценивающий свои возможности, знания и компетентность.
Консервативный, уважающий традиционные идеи и представления,
не любящий перемен, осторожный в отношении всего нового, ориенти-
рованный на строгое соблюдение требований более старших и опытных
товарищей, а также опыт предшествующих поколений.
Организованный, умеющий хорошо контролировать свои эмоции и
поведение, действующий планомерно и упорядочено, проявляющий забо-
ту о своей социальной репутации, стремящийся к строгому соблюдению
общественных норм и моральных требований.
Зависимость поведения от обстоятельств и случайных факторов,
пассивность, склонность ориентироваться на групповые нормы, пот-
ребность в поддержке со стороны окружающих, умение подчиняться,
уступчивость, уважение к авторитетам.
|