МЕТОДИКА:                                  
                          Опросник качества жизни                           
                               (ВОЗКЖ-100)                                  
                 (Всемирная Организация Здравоохранения).                   
 
      Измерительный инструмент для оценки качества жизни, разработанный ВОЗ 
 (ВОЗКЖ-100), - это опросник для самостоятельного заполнения, вопросы кото- 
 рого касаются восприятия индивидом различных аспектов своей жизни.         
      ВОЗКЖ-100 является результатом пятилетней  работы  интернационального 
 коллектива экспертов - медиков, психологов, социологов. Он  разрабатывался 
 одновременно на основных мировых языках в 15 исследовательских центрах Ев- 
 ропы, Австралии, Азии, Африки, Северной и Центральной Америки, в странах с 
 различным экономическим уровнем и разными культурными традициями.          
      Благодаря единой методологии разработки (WHOQOL Group, 1993) и  коор- 
 динации усилий научных центров на всех этапах инструмент является  универ- 
 сальным и позволяет осуществлять кросс-культуральные сравнения.            
      Опросник измеряет качество жизни, связанное со здоровьем,  он  специ- 
 ально разработан таким образом, чтобы быть чувствительным к любым  измене- 
 ниям состояния здоровья индивида.                                          
 
      Опросник ВОЗКЖ-100 является субъективной мерой  благополучия  респон- 
 дентов и их удовлетворенности условиями своей жизни. ВОЗ определяет качес- 
 тво жизни как "восприятие индивидами их  положения  в  жизни  в  контексте 
 культуры и систем ценностей, в которых они живут, и в  соответствии  с  их 
 собственными целями, ожиданиями, стандартами и заботами". Это  определение 
 отражает внимание, уделяемое ВОЗ той оценке жизни, самочувствия,  здоровья 
 и благополучия, которую дают сами пациенты и которая слишком часто не сов- 
 падает с мнением других людей. В содержании опросника субъективная  оценка 
 респондентами их здоровья и жизненных условий подчеркнута  более,  чем  их 
 объективное функциональное состояние. Таким образом, данный инструмент из- 
 меряет индивидуальное восприятие респондентами своей жизни в тех ее облас- 
 тях, которые связаны со здоровьем, но не предполагает измерять объективное 
 состояние здоровья.                                                        
 
      Инструмент имеет модульную структуру, где ядерный модуль  (предлагае- 
 мый здесь вариант) измеряет те аспекты качества  жизни,  которые  являются 
 общими для всех людей, а специфические модули применяются для  оценки  ка- 
 чества жизни тех, кто имеет определенные болезни или живет в особых обсто- 
 ятельствах.                                                                
      Опросник ВОЗКЖ-100 - это многомерный инструмент, позволяющий получить 
 как оценку качества жизни респондента в целом, так и частные оценки по от- 
 дельным сферам и субсферам его жизни. Он применим к широкому кругу контин- 
 гентов, потому что покрывает полный спектр функций, неспособностей  и  ди- 
 стрессов, которые относятся к качеству жизни. При этом он дает  не  только 
 одну меру, но целый профиль качества жизни, что имеет определенные преиму- 
 щества, ибо позволяет выявлять всевозможные эффекты воздействия на различ- 
 ные аспекты качества жизни с помощью одного инструмента.                   
 
      Структура опросника ВОЗКЖ-100.                                        
      Качество жизни рассматривается авторами  опросника  как  многомерная, 
 сложная структура, включающая восприятие индивидом  своего  физического  и 
 психологического состояния, своего уровня независимости, своих взаимоотно- 
 шений с другими людьми и личных убеждений, а также своего отношения к зна- 
 чимым характеристикам окружающей его среды.                                
      С помощью опросника осуществляется оценка шести крупных сфер КЖ:  фи- 
 зические функции, психологические функции, уровень независимости, социаль- 
 ные отношения, окружающая среда и духовная сфера, а также напрямую измеря- 
 ется восприятие респондентом своего качества жизни и здоровья в целом. Вы- 
 бор именно этих сфер основан на  литературных  данных  (Schipper  et  al., 
 1990), которые демонстрируют их универсальность с одной стороны, и  доста- 
 точно четкое отличие друг от друга - с другой.                             
      Внутри каждой из сфер выделяется несколько составляющих ее  субсфер - 
 более узких и конкретных аспектов жизни. В рамках физического функциониро- 
 вания, если рассматривать его целостно, жизнь  индивида  может  ухудшаться 
 из-за проблем, вызываемых физической болью либо  физическим  дискомфортом, 
 усталостью и недостатком энергии и сил, а также невозможностью в достаточ- 
 ной мере восстановиться и отдохнуть с помощью сна. Трудности в  психологи- 
 ческой сфере, отрицательно влияющие на жизненное благополучие, могут  про- 
 истекать из недостатка положительных  или  избытка  отрицательных  эмоций, 
 проблем с мышлением, памятью или вниманием, из-за снижения самооценки  или 
 беспокойства об ухудшении внешности, вызванном болезнями или их  лечением. 
 Уровень независимости, то есть возможность вести автономное существование, 
 обеспечивать и обслуживать себя самостоятельно, определяется в первую оче- 
 редь сохранением у индивида способностей двигаться и перемещаться,  справ- 
 ляться со своими повседневными делами и работой, не завися при этом ни  от 
 кого. Социальное функционирование включает в себя близкие личные взаимоот- 
 ношения индивида, возможность оказывать поддержку другим людям и  получать 
 поддержку от них, а также возможность удовлетворения  сексуальных  потреб- 
 ностей.                                                                    
      Самая большая сфера - "Окружающая среда" - включает внешние  (матери- 
 альные и иные) условия жизни индивида. В состав этой сферы входят, во-пер- 
 вых, личная свобода, физическая безопасность и чувство защищенности, обес- 
 печиваемые индивиду там, где он в данный момент проживает.  Второй  важной 
 субсферой являются его жилищные условия и  окружающая  среда  в  его  доме 
 (месте постоянного проживания).  Важную  роль  играет  степень  финансовой 
 обеспеченности, позволяющая индивиду удовлетворять его  различные  потреб- 
 ности. Не менее важно наличие, ограниченность или отсутствие  возможностей 
 для получения качественной медицинской или социальной помощи, для приобре- 
 тения новой информации и навыков, для отдыха, релаксации и проведения сво- 
 бодного времени. Улучшать или ухудшать жизнь в связи с состоянием здоровья 
 способны также климатические, экологические и эстетические особенности ок- 
 ружающей среды и, кроме того, наличие или отсутствие  необходимого  транс- 
 порта.                                                                     
      И наконец, далеко не последняя роль в жизни человека принадлежит  его 
 личным верованиям и убеждениям, которые придают его  существованию  смысл, 
 ценность и перспективу.                                                    
      Состав сфер жизни, охватываемых вопросником  ВОЗКЖ,  валидизирован  в 
 широкомасштабном пилотажном исследовании, в котором участвовало  приблизи- 
 тельно 4500 больных и здоровых респондентов из 15 регионов со всех  конти- 
 нентов. Из составляющих каждую сферу субсфер в итоге оставлены только  те, 
 которые были оценены респондентами как достаточно важные для их жизни,  не 
 имели противоречивого смысла в различных культурах и статистически  досто- 
 верно отличали здоровых респондентов от лиц, имеющих проблемы со  здоровь- 
 ем. Окончательная структура сфер, составляющих ядерный модуль              
 
      G. Общее качество жизни и состояние здоровья.                         
      I. Физическая сфера.                                                  
      F1. Физическая боль и дискомфорт.                                     
      F2. Жизненная активность, энергия и усталость.                        
      F3. Сон и отдых.                                                      
      II. Психологическая сфера.                                            
      F4. Положительные эмоции.                                             
      F5. Мышление, обучаемость, память и концентрация (познавательные фун- 
 кции).                                                                     
      F6. Самооценка.                                                       
      F7. Образ тела и внешность.                                           
      F8. Отрицательные эмоции.                                             
      III. Уровень независимости.                                           
      F9. Подвижность.                                                      
      F10. Способность выполнять повседневные дела.                         
      F11. Зависимость от лекарств и лечения.                               
      F12. Способность к работе.                                            
      IV. Социальные отношения.                                             
      F13. Личные отношения.                                                
      F14. Практическая социальная поддержка.                               
      F15. Сексуальная активность.                                          
      V. Окружающая среда.                                                  
      F16. Физическая безопасность и защищенность.                          
      F17. Окружающая среда дома.                                           
      F18. Финансовые ресурсы.                                              
      F19. Медицинская и социальная помощь (доступность и качество).        
      F20. Возможности для приобретения новой информации и навыков.         
      F21. Возможности для отдыха и развлечений и их использование.         
      F22. Окружающая среда вокруг (загрязненность/шум/климат/привлекатель- 
 ность).                                                                    
      F23. Транспорт.                                                       
      VI. Духовная сфера.                                                   
      F24. Духовность/религия/личные убеждения.                             
 
      Определение каждой субсферы, используемое при  содержательной  интер- 
 претации результатов опроса с помощью ВОЗКЖ-100, включает в себя:          
      концептуальное определение в повествовательной форме;                 
      описание различных индикаторов или измерителей, через  которые  можно 
 оценить данную субсферу, и границы, в рамках которых может быть произведе- 
 но измерение;                                                              
      перечисление нескольких примеров ситуаций и условий (различного уров- 
 ня выраженности), которые могут существенно влиять на эту субсферу.        
 
      Вопросы ВОЗКЖ-100.                                                    
      100 лучших вопросов для сбора информации по каждой из  субсфер,  сос- 
 тавляющих качество жизни в ядерном модуле, были отобраны из более чем 1500 
 вопросов, предложенных  участниками  дискуссионных  групп,  организованных 
 специально для этой цели в каждой из стран-участниц. При  отборе  вопросов 
 предпочтение было отдано в первую очередь тем, которые предложили сами па- 
 циенты. Некоторые вопросы исключили на основании статистических критериев. 
 В итоге появилась версия, содержащая 100 вопросов - по 4 вопроса для  каж- 
 дой из 24 субсфер, а также 4 "глобальных" вопроса для оценки общего качес- 
 тва жизни и здоровья в целом.                                              
 
      Для ответа на вопросы используется четыре типа специально разработан- 
 ных ответных шкал. Первый тип - это шкалы интенсивности, оценивающие  сте- 
 пень или меру, с какой индивид испытывает какое-либо состояние или  ситуа- 
 цию. Второй тип - шкалы способности, оценивающие способность  к  различным 
 чувствам, состояниям или поступкам.  Третий - шкалы  частоты,  оценивающие 
 количество, частоту, обычность или среднюю норму какого-либо поведения,  и 
 четвертый - шкалы оценки, позволяющие респонденту дать  оценку  каким-либо 
 состояниям, способностям или поведению.                                    
 
      Опросник предназначен для самостоятельного  заполнения  респондентом. 
 Альтернативная процедура состоит в чтении вопросов респонденту и  фиксации 
 его ответов.                                                               
 
      Расчет результатов опросника ВОЗКЖ-100.                               
      Опросник ВОЗКЖ-100 предназначен для получения профиля качества жизни. 
 При этом возможно извлечение:                                              
      а) шести оценок для сфер;                                             
      б) двадцати четырех оценок для субсфер;                               
      в) оценки восприятия общего качества жизни и здоровья (на основании 4 
 глобальных вопросов);                                                      
      г) итоговой суммарной оценки связанного со здоровьем  качества  жизни 
 индивида.                                                                  
      Суммарная оценка качества жизни складывается из оценок шести основных 
 его сфер - физических функций, психологических функций,  уровня  независи- 
 мости, социальных отношений, окружающей среды и духовной сферы - путем  их 
 суммирования. Каждая из сфер, в свою очередь, является средней  от  оценок 
 входящих в ее состав субсфер.                                              
      Общее значение качества жизни и все значения по сферам шкалируются  в 
 позитивном направлении (то есть более высокие  значения  обозначают  более 
 высокое качество жизни).                                                   
      Большинство субсфер ВОЗКЖ также позитивно ориентированы.  Однако  три 
 субсферы ориентированы негативно ("Боль и  дискомфорт",  "Негативные  чув- 
 ства" и "Зависимость от лекарств и лечения"). Отдельные вопросы  позитивно 
 ориентированных субсфер также могут шкалироваться с обратным знаком.       
 
      Расчет значений субсфер.                                              
      Значения субсфер получаются путем простого суммирования ответов на  4 
 вопроса, и каждый вопрос дает равный вклад в значения субсфер.  Суммирова- 
 ние производится в соответствии с позитивной  или  негативной  ориентацией 
 субсферы. Для позитивно ориентированных субсфер любой негативно ориентиро- 
 ванный пункт суммируется с обратным знаком (что достигается его вычитанием 
 из 6). Для негативно ориентированной субсферы любой  позитивно  ориентиро- 
 ванный пункт также суммируется с обратным знаком. Большим  значениям  суб- 
 сфер соответствует более высокое качество жизни в них.                     
 
      Расчет значений сфер.                                                 
      Каждая субсфера дает равный вклад в значение сферы. Однако все  сферы 
 содержат различное количество субсфер. Поэтому для  достижения  сопостави- 
 мости сфер значения сфер усредняются.                                      
 
      Расчет общей оценки качества жизни.                                   
      Суммарная итоговая оценка качества жизни  респондента  рассчитывается 
 как сумма значений шести основных сфер качества жизни опросника ВОЗКЖ-100. 
 
      Опросник состоит из 100 вопросов.                                     
      Примерное время тестирования 20-30 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграммы по результатам тестирования, а также ав- 
 томатическая интерпретация результатов тестирования основаны на  показате- 
 лях выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.                       
 
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Опросник качества жизни (ВОЗКЖ-100).                             
 Ф.И.О:                                                                     
 Доп. данные:                                                               
 
 
                         Диаграмма субсфер:                                 
 
         *                                                                  
     100 ┼                                                                  
      90 ┼                       █                                          
      80 ┼───█───────────────█───█───────█───────────────█───               
      70 ┼   █           █   █   █       █         █     █                  
      60 ┼───█───────────█───█───█─█─█───█───█─────█───█─█─█─               
      50 ┼   █       █ ▄ █   █ ▄ █ █ █   █ ▄ █   ▄ █   █ █ █                
      40 ┼───█───────█─█─█───█─█─█─█─█─█─█─█─█───█─█───█─█─█─               
      30 ┼ █ █       █ █ █   █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █                
      20 ┼─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─               
      10 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █                
       0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*              
           A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y                
 
 
                           Диаграмма сфер:                                  
 
    I  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓─────────────────────────────╢>              
 
    II ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓────────────────────────────╢>              
 
    III╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████───────────────╢>              
 
    IV ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██────────────────────╢>              
 
    V  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓──────────────────────╢>              
 
    VI ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓──────────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>                 
 
 
                       Интегральный показатель:                             
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
  G. Общее качество жизни и состояние здоровья       - A = 10  38%          
 
  I.  ФИЗИЧЕСКАЯ СФЕРА                                     11  44%          
  F1. Физическая боль и дискомфорт                   - B = 17  81%          
  F2. Жизненная активность, энергия и усталость      - C =  8  25%          
  F3. Сон и отдых                                    - D =  8  25%          
 
  II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА                                11  46%          
  F4. Положительные эмоции                           - E =  8  25%          
  F5. Мышление, обучаемость, память и концентрация                          
      (познавательные функции)                       - F = 13  56%          
  F6. Самооценка                                     - G = 12  50%          
  F7. Образ тела и внешность                         - H = 16  75%          
  F8. Отрицательные эмоции                           - I =  8  25%          
 
  III. УРОВЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ                               16  73%          
  F9.  Подвижность                                   - J = 18  88%          
  F10. Способность выполнять повседневные дела       - K = 12  50%          
  F11. Зависимость от лекарств и лечения             - L = 19  94%          
  F12. Способность к работе                          - M = 14  62%          
 
  IV.  СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ                                14  62%          
  F13. Личные отношения                              - N = 14  62%          
  F14. Практическая социальная поддержка             - O = 11  44%          
  F15. Сексуальная активность                        - P = 17  81%          
 
  V.   ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА                                    14  59%          
  F16. Физическая безопасность и защищенность        - G = 12  50%          
  F17. Окружающая среда дома                         - R = 15  69%          
  F18. Финансовые ресурсы                            - S = 10  38%          
  F19. Медицинская и социальная помощь                                      
       (доступность и качество)                      - T = 12  50%          
  F20. Возможности для приобретения                                         
       новой информации и навыков                    - U = 16  75%          
  F21. Возможности для отдыха и развлечений                                 
       и их использование                            - V = 10  38%          
  F22. Окружающая среда вокруг                                              
       (загрязненность/шум/климат/привлекательность) - W = 15  69%          
  F23. Транспорт                                     - X = 18  88%          
 
  VI.  ДУХОВНАЯ СФЕРА                                      15  69%          
  F24. Духовность/религия/личные убеждения           - Y = 15  69%          
 
  ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ                   81  59%          
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Общее качество жизни и состояние здоровья.                            
      Пониженная оценка своего качества жизни, состояния здоровья и         
 благополучия.                                                              
 
 
                       I. ФИЗИЧЕСКАЯ СФЕРА.                                 
 
      Боль и дискомфорт.                                                    
      Низкий показатель переживания неприятных физических ощущений,         
 и степени, в которой эти ощущения являются беспокоящими и мешающи-         
 ми индивиду в его жизни.                                                   
      Высокий уровень контроля, который человек имеет над болью,  и         
 выраженная легкость, с которой может быть достигнуто  освобождение         
 или облегчение от боли. Предполагается, что чем легче  достигается         
 освобождение от боли, тем меньше страх перед ней и, как результат,         
 меньше величина ее влияния на качество жизни. Также изменения  ин-         
 тенсивности боли могут беспокоить больше, чем сама боль. Даже если         
 в данный момент индивид не испытывает боли  (благодаря  лекарствам         
 либо тому, что боль по своей природе является  периодической),  на         
 качество его жизни может влиять постоянная угроза  боли.  Субсфера         
 включает в себя такие неприятные физические ощущения,  как  онеме-         
 ние, болезненные ощущения, кратковременная  или  длительная  боль,         
 зуд. Боль считается существующей, если индивид утверждает, что она         
 есть, даже если нет медицинских оснований рассматривать ее как су-         
 ществующую.                                                                
 
      Энергия и усталость.                                                  
      Пониженный уровень энергии, энтузиазма и выносливости, с  ко-         
 торыми человек выполняет необходимые задачи повседневной жизни,  а         
 также иные виды деятельности, избираемые им самим.                         
      Усталость может происходить от любой причины, будь то сомати-         
 ческое или психическое заболевание, любое  недомогание,  подавлен-         
 ность из-за личных проблем или физическое перенапряжение.                  
 
      Сон.                                                                  
      Повышнный показатель наличия проблем сна, таких как трудности         
 засыпания, ночные пробуждения, раннее утреннее побуждение,  сопро-         
 вождающееся неспособностью заснуть вновь, а также отсутствие  ощу-         
 щения отдыха от сна. Сон и имеющиеся со сном проблемы в повышенной         
 степени влияют на качество жизни индивида.                                 
      Субсфера фокусируется на том, расстроен сон или нет, а причи-         
 на этих расстройств может быть любой, связанной как  с  индивидом,         
 так и с окружающей его средой.                                             
 
 
                     II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА.                             
 
      Положительные эмоции.                                                 
      Пониженный показатель интенсивности и частоты переживания по-         
 зитивных чувств, таких как удовлетворение,  внутреннее  равновесие         
 (гармония), покой, счастье, надежда,  радость  и  удовольствие  от         
 приятных вещей в жизни. Важной  частью  данной  субсферы  являются         
 мысли и чувства человека относительно собственного будущего.               
 
      Познавательные функции.                                               
      Среднее мнение индивида о собственном  мышлении,  способности         
 усваивать новое (обучаться), памяти,  способности  к  концентрации         
 внимания и к принятию решений.                                             
 
      Самооценка.                                                           
      Средний показатель позитивных  чувств  индивида  относительно         
 самого себя как личности, умеренно выраженное чувство  собственной         
 ценности и ощущение своей способности к эффективному  функциониро-         
 ванию, средняя удовлетворенность собой и своей способностью  само-         
 контроля. Самооценка включает в себя чувства людей по отношению  к         
 самим себе в целом ряде аспектов:  способность  ладить  с  другими         
 людьми; образование; оценка своих способностей  к  совершенствова-         
 нию, выполнению особых задач, различного рода поведению;  семейные         
 отношения; чувство собственного достоинства и самопринятие.                
      У некоторых людей самооценка весьма зависит от того, как  они         
 функционируют на работе или дома, либо от того,  как  другие  люди         
 воспринимают их и обращаются с ними. В некоторых  культурах  само-         
 оценка является скорее оценкой в рамках семьи, чем индивидуальной.         
 
      Образ тела и внешность.                                               
      Повышенное мнение индивида о своем теле. Позитивное  восприя-         
 тие внешнего вида своего тела, чувство удовлетворенности тем,  как         
 он выглядит. Это включает степень, в  которой,  воображаемые  или,         
 если они есть, реальные физические недостатки, могут быть скоррек-         
 тированы (например, с помощью грима либо косметики, одежды, искус-         
 ственной конечности и т.п.).  На образ тела, складывающийся у  ин-         
 дивида, весьма сильно влияет и то, как другие  люди  реагируют  на         
 его внешность.                                                             
 
      Отрицательные эмоции.                                                 
      Тенденция к переживанию человеком негативных чувств,  включая         
 уныние, печаль, вину, слезливость, отчаяние, нервозность,  тревогу         
 и отсутствие удовольствия от жизни,  а  также  повышенное  влияние         
 этих отрицательных переживаний  на  повседневное  функционирование         
 индивида.                                                                  
 
 
                    III. УРОВЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ.                             
 
      Подвижность.                                                          
      Высокая оценка своей способности  передвигаться  с  места  на         
 место, вокруг дома или к месту работы, к местам  остановки  транс-         
 порта и от них. Высокая общая способность индивида пойти туда, ку-         
 да он хочет, без посторонней помощи,  независимо  от  того,  какие         
 средства он для этого использует. Предполагается, что если подвиж-         
 ность индивида в значительной степени зависит от других людей,  то         
 это, по-видимому, неблагоприятно влияет на его качество жизни.             
 
      Способность выполнять повседневные дела.                              
      Средняя оценка своей способности выполнять свои обычные ежед-         
 невные дела. Это включает как заботу о себе, так и,  соответствен-         
 но, о своей собственности. Данная субсфера фокусируется на способ-         
 ности индивида выполнять те дела, которые  ему  обычно  необходимо         
 делать изо дня в день. Степень, от которой индивид в своих обычных         
 ежедневных делах зависит от помощи других лиц, по-видимому, влияет         
 на его качество жизни.                                                     
 
      Зависимость от лекарств и лечения.                                    
      Высокая степень независимости индивида  от  медицинского  или         
 альтернативного (например, акупунктура, фитотерапия) лечения, при-         
 меняемого для поддержания его физического и психологического  бла-         
 гополучия на желаемом уровне.                                              
      Прием медикаментов может в некоторых случаях оказывать  нега-         
 тивное влияние на качество жизни индивида (например, побочные  эф-         
 фекты при фармакотерапии), в то время как в других  случаях  может         
 улучшать качество жизни человека (например, у больных раком, кото-         
 рые принимают болеутоляющие). Субсфера включает медицинские вмеша-         
 тельства, которые  не являются фармакологическими, но  от  которых         
 индивид все же зависит.                                                    
 
      Работоспособность.                                                    
      Повышенный  показатель  использования  индивидом  собственной         
 энергии для выполнения основного вида деятельности, в которую  че-         
 ловек вовлечен, что может включать дневное обучение,  оплачиваемую         
 работу, неоплачиваемую работу, добровольную  общественную  работу,         
 заботу о детях и работу по дому.                                           
 
 
                     IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.                              
 
      Личные отношения.                                                     
      Повышенная оценка своей  способности  и  возможности  любить,         
 быть любимым и устанавливать и поддерживать эмоциональную и  физи-         
 ческую (за исключением чисто сексуальной) близость с другими людь-         
 ми. Повышенная степень переживания чувства  возможности  разделить         
 моменты горя или радости с теми, кого он любит; ощущение того, что         
 он любит и любим; переживания физических аспектов близости,  таких         
 как прикосновение или объятие. Личные отношения  включают  в  себя         
 все типы близких любовных отношений, таких как дружба, брак, гете-         
 ро- или гомосексуальное сожительство.                                      
      Субсфера включает также то, в какой мере индивид удовлетворен         
 своей помощью другим людям или же чувствует, что он перегружен из-         
 за этого.                                                                  
 
      Практическая социальная поддержка.                                    
      Средняя степень переживания человеком чувства поддержки,  об-         
 легчения и возможности получить практическую помощь со стороны се-         
 мьи и друзей. Умеренно выраженное ощущение, что его семья и друзья         
 разделяют с ним ответственность и сотрудничают в разрешении семей-         
 ных и личных проблем.                                                      
      Субсфера фокусируется на том, в какой  степени  индивид  чув-         
 ствует, что он имеет поддержку со стороны семьи и друзей,  в  осо-         
 бенности в какой степени он может зависеть от них в трудной  (кри-         
 зисной) ситуации. Это включает, в какой степени  индивид  ощущает,         
 что он получает одобрение и воодушевление от  семьи  и  друзей,  а         
 также возможную негативную роль семьи и друзей в жизни индивида.           
 
      Сексуальная активность.                                               
      Высокий уровень сексуальной активности, побуждения к сексу  и         
 желания секса у индивида, а также высокая степень,  в  которой  он         
 способен выражать свои сексуальные желания и подходящим  для  себя         
 образом удовлетворять их, получая при этом удовольствие.                   
      Субсфера исключает оценочные суждения  относительно  секса  и         
 касается только того, каким образом сексуальная активность индиви-         
 да влияет на качество его жизни. Таким образом, сексуальная ориен-         
 тация и сексуальная практика индивида не столь важны,  как  сексу-         
 альное желание, его выражение, возможности для секса и  удовлетво-         
 рение от него, которые являются фокусом данной субсферы.                   
 
 
                        V. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.                                
 
      Свобода, физическая безопасность и защищенность.                      
      Средняя степень переживания человеком чувства  безопасности и         
 защищенности от нанесения физического ущерба. Угроза свободе,  бе-         
 зопасности и защищенности может происходить из  любого  источника,         
 такого как другие люди или политическое притеснение.                       
      Субсфера исследует степень, в которой индивид  чувствует  су-         
 ществование неких "ресурсов", которые обеспечивают или могут обес-         
 печить ему чувство безопасности и защищенности. Эта субсфера,  по-         
 видимому, имеет особое значение для определенных групп людей,  та-         
 ких как жертвы катастроф, бездомные, лица опасных  профессий,  те,         
 кто имеет отношения с преступным миром, и жертвы насилия.                  
      Субсфера фокусируется на собственных чувствах индивида,  свя-         
 занных с его безопасностью или небезопасностью, защищенностью  или         
 незащищенностью, в той мере, в какой они влияют  на  качество  его         
 жизни.                                                                     
 
      Окружающая среда дома.                                                
      Повышенная оценка основного места, где индивид живет  (а  как         
 минимум спит и хранит большую часть своего имущества),  включая  в         
 себя комфортабельность и безопасность места  проживания,  а  также         
 оценку таких особенностей жилья  индивида,  как  перенаселенность;         
 количество жизненного пространства; чистота; возможность  для  ин-         
 тимности; имеющиеся в наличии удобства, такие  как  электричество,         
 туалет, водопровод; а также качество конструкции здания (например,         
 протекающая крыша, сырость), качество  ближайшего  окружения  (ок-         
 рестностей, того, что находится рядом, по соседству) дома.                 
 
      Финансовые ресурсы.                                                   
      Пониженная оценка человеком своих  финансовых  ресурсов  (или         
 других источников дохода) и степени, в которой  они  удовлетворяют         
 его потребности в здоровом и комфортабельном стиле жизни. Понижен-         
 ная возможность позволить себе приобретать то, что оказывает влия-         
 ние на качество его жизни, а также чувство некоторой  неудовлетво-         
 ренности тем, что его доходы не позволяют ему приобретать то,  что         
 ему необходимо.                                                            
 
      Медицинская и социальная помощь (доступность и качество).             
      Средняя оценка доступности, качества  и  полноты  той  помощи         
 (заботы) медицинских и социальных служб в ближайших  окрестностях,         
 которую человек получает или ожидает получить, если она ему потре-         
 буется. Данный аспект включает добровольную общественную поддержку         
 (религиозное милосердие, храмы и т. п.), которая  может  дополнять         
 иные службы или же являться единственной в данном месте  доступной         
 индивиду системой охраны здоровья.                                         
 
      Возможности для приобретения новой информации и навыков.              
      Повышенная оценка своего желания и возможности обучаться  но-         
 вым навыкам, приобретать новые знания и получать информацию о про-         
 исходящем вокруг. Эти возможности могут предоставляться ему благо-         
 даря формальным образовательным программам, классам для  образова-         
 ния взрослых или благодаря занятиям в свободное время, как в груп-         
 пах, так и индивидуально. Сюда включается получение  информации  и         
 новостей относительно того, что происходит вокруг, что  для  одних         
 людей может означать нечто более широким понятием,  а  для  других         
 быть более ограниченным.                                                   
 
      Возможности для отдыха и развлечений и их использование.              
      Пониженная оценка своей способности, возможности и склонности         
 принимать участие в проведении досуга, развлечениях  и  отдыхе  во         
 всех формах свободного времяпрепровождения, отдыха и  восстановле-         
 ния сил, включая такие, как встречи с друзьями,  занятия  спортом,         
 чтение, просмотр телепередач или же проведение  времени  вместе  с         
 семьей, ничегонеделание. Данная сфера фокусируется на трех  аспек-         
 тах: способности индивида отдыхать, наличии  у  него  возможностей         
 для этого и на удовольствии, получаемом от отдыха.                         
 
      Окружающая среда вокруг.                                              
      Повышенная оценка окружающей среды, включая такие ее  особен-         
 ности, как шум, загрязнение, климат и общие эстетические  характе-         
 ристики. В некоторых  культурах  определенные  аспекты  окружающей         
 среды могут иметь совершенно особое отношение  к  качеству  жизни,         
 как, например, центральная роль доступности  воды,  загрязненности         
 воздуха или опасности природных катаклизмов.                               
 
      Транспорт.                                                            
      Высокая оценка доступности и легкости поиска и  использования         
 для передвижения транспортных служб, включая любые доступные инди-         
 виду транспортные средства (велосипед, автомобиль,  автобус  и  т.         
 д.). Высокая степень, в которой доступный индивиду транспорт  поз-         
 воляет ему выполнять необходимые ежедневные  дела,  а  также  дает         
 возможность (свободу) заниматься теми видами деятельности, которые         
 он сам выбирает.                                                           
 
 
                        VI. ДУХОВНАЯ СФЕРА.                                 
 
      Духовность/религия/личные убеждения.                                  
      Повышенная оценка того, как личные убеждения помогают индиви-         
 ду справляться с трудностями в своей жизни, структурируя его опыт,         
 давая определенные  ответы на духовные  и  личностные  вопросы,  а         
 также, в более общем смысле, обеспечивая  человеку  некое  чувство         
 благополучия. Это относится к людям, исповедующим различные  рели-         
 гии (буддизм, христианство, индуизм, ислам и др.), а также  к  лю-         
 дям, обладающим своими личными духовными верованиями, не укладыва-         
 ющимися в рамки какой-либо  определенной  религиозной  ориентации.         
 Для многих людей религия, личные убеждения и  духовность  являются         
 источниками чувства комфорта, благополучия,  безопасности,  осмыс-         
 ленности, принадлежности к некоторой общности,  целеустремленности         
 и силы.