МЕТОДИКА:                                  
           Диагностический опросник СДВГ для педагогов Вандербильта         
                  (Vanderbilt Parent's Scale (long form)).                  
 
      Методика использует рейтинги внешнего наблюдателя  и  самоотчета  для 
 оценки дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) и позволяет оценить  проб- 
 лемы поведения детей и подростков.                                         
 
      В 60-х годах ХХ века врачи  называли  гиперактивность  патологическим 
 состоянием и объясняли ее минимальными  расстройствами  функций  мозга.  В 
 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить  к  самостоя- 
 тельным заболеваниям, назвав "синдром дефицита (нарушения) внимания с  ги- 
 перактивностью" (СДВГ). СДВГ у детей обусловлен  нарушением  функций  цен- 
 тральной нервной системы и выражается в проблемах с  концентрацией  внима- 
 ния, памятью и обучением. Мозг такого ребенка с трудом обрабатывает инфор- 
 мацию, внешние и внутренние стимулы. Гиперактивные  дети  не  в  состоянии 
 быть сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои  действия 
 и отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью.          
 
      Различные CRS-R версии обеспечивают гибкие возможности диагностики, а 
 также предоставляет возможность собирать различные точки зрения на поведе- 
 ние ребенка от родителей, учителей, воспитателей, а также ребенка или под- 
 ростка.                                                                    
      Существует три версии оценки - "Родитель",  "Учитель"  и  самоотчет -  
 "Подросток" - каждая из которых имеют короткие и длинные формы.            
      Методика предназначена для родителей и педагогов, работающих с детьми 
 и подростками в возрасте 3-17 и самоотчета  подростков  в  возрасте  12-17 
 лет.                                                                       
 
      Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно  СДВГ;  англ. 
 Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)) - неврологическо-поведен- 
 ческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.             
      В 60-х годах ХХ века врачи  называли  гиперактивность  патологическим 
 состоянием и объясняли ее минимальными  расстройствами  функций  мозга.  В 
 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить  к  самостоя- 
 тельным заболеваниям, назвав "синдром дефицита (нарушения) внимания с  ги- 
 перактивностью" (СДВГ). СДВГ у детей обусловлен  нарушением  функций  цен- 
 тральной нервной системы и выражается в проблемах с  концентрацией  внима- 
 ния, памятью и обучением. Мозг такого ребенка с трудом обрабатывает инфор- 
 мацию, внешние и внутренние стимулы. Гиперактивные  дети  не  в  состоянии 
 быть сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои  действия 
 и отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью.          
 
      Диагностические критерии гиперактивного расстройства с дефицитом вни- 
 мания по диагностической системе DSM-IV (American Psychiatric Association, 
 2000):                                                                     
      Для установления диагноза  СДВГ  необходимо  пользоваться  следующими 
 критериями (А+Б+В+Г+Д):                                                    
 
      А. У пациента имеются симптомы нарушения внимания или  гиперактивнос- 
 ти/ импульсивности (или же обеих) по меньшей мере на протяжении 6 месяцев, 
 и эти симптомы выражены несоответственно возрасту и приводят  к  серьезным 
 нарушениям функционирования:                                               
      (A1) Нарушение внимания - должны  присутствовать,  по  меньшей  мере, 
 шесть из следующих симптомов:                                              
      а) часто не в состоянии сосредоточиться на деталях или делает  ошибки 
 по невнимательности при выполнении школьных заданий или  при  другой  дея- 
 тельности;                                                                 
      b) часто возникают проблемы с удержанием внимания на задании или  иг- 
 ре;                                                                        
      c) часто возникают проблемы с организацией деятельности и  выполнения 
 заданий;                                                                   
      d) часто неохотно приступает к деятельности, которая требует  продол- 
 жительного сосредоточения внимания (например, выполнение заданий на  уроке 
 или домашних заданий) или избегает ее;                                     
      e) часто теряет или забывает вещи, необходимые для выполнения заданий 
 или другой деятельности (например, дневник, книги, ручки, инструменты, иг- 
 рушки);                                                                    
      f) легко отвлекается на посторонние раздражители;                     
      g) часто не слушает, когда к нему обращаются;                         
      h) часто не придерживается указаний, не выполняет до конца или  же  в 
 надлежащем объеме поручения, домашнее задание или другую работу (но не  из 
 протеста, упрямства или неспособности понять указание/задание);            
      i) забывчив в повседневной деятельности.                              
 
      (A2) Гиперактивность/импульсивность - должны присутствовать, по мень- 
 шей мере, шесть из следующих симптомов:                                    
      Гиперактивность:                                                      
      a) не может усидеть на месте, постоянно двигается;                    
      b) часто покидает свое место в ситуациях, где нужно сидеть (например, 
 на уроке и т.п.);                                                          
      c) много бегает и "все переворачивает" там, где этого делать не  сле- 
 дует (у подростков и взрослых эквивалентом может быть ощущение внутреннего 
 напряжения и постоянная потребность двигаться);                            
      d) не способен тихо, спокойно играть или же отдыхать;                 
      e) действует словно "заведенный" - как игрушка с включенным "моторчи- 
 ком";                                                                      
      f) слишком много говорит.                                             
      Импульсивность:                                                       
      g) часто говорит преждевременно, не дослушав вопрос до конца;         
      h) нетерпелив, часто не может дождаться своей очереди;                
      i) часто прерывает других и вмешивается в их деятельность/разговор.   
 
      Б. Симптомы расстройства (по крайней мере, некоторые)  присутствовали 
 в возрасте до 7 лет.                                                       
 
      В. Симптомы должны проявляться, по меньшей мере, в двух разных средах 
 (школа, дом, игровая площадка и т.п.).                                     
 
      Г. Расстройство приводит к значительным проблемам в социальной, учеб- 
 ной и профессиональной (для взрослых) сферах.                              
 
      Д. Эти симптомы не обусловлены другим психиатрическим или  соматичес- 
 ким заболеванием.                                                          
 
      В зависимости от соответствия критериям группы А выделяют три  клини- 
 ческих подвида СДВГ, которые кодируются следующим образом:                 
 
      314.01 СДВГ, комбинированный тип: если на протяжении последних 6  ме- 
 сяцев одновременно присутствуют и проявляются критерии А1 и А2.            
 
      314.00 СДВГ с доминирующим дефицитом  внимания:  если  на  протяжении 
 последних 6 месяцев проявляются симптомы только из подгруппы А1.           
 
      314.00 СДВГ с доминирующей гиперактивностью/импульсивностью: если  на 
 протяжении последних 6 месяцев проявляются симптомы  только  из  подгруппы 
 А2.                                                                        
 
      Рекомендуется добавлять уточнение "в стадии частичной ремиссии", если 
 у пациента, у которого симптомы СДВГ раньше проявлялись в полной мере,  на 
 данный момент симптомы сглажены, проявляются в недостаточной  степени  для 
 полного соответствия критериям группы А (это  уточнение  особенно  полезно 
 для возрастных групп подростков и взрослых).                               
 
 
           Виды диагноза гиперкинетического расстройства по МКБ-10.         
 
      В системе МКБ-10 существует лишь один вариант гиперкинетического рас- 
 стройства, который отвечает комбинированной форме СДВГ по DSM-IV.          
 
      F90 Гиперкинетические расстройства.                                   
      Примечание: исследовательский диагноз гиперкинетического расстройства 
 требует отчетливого наличия анормальных уровней невнимательности, гиперре- 
 активности и беспокойства, которые являются общей характеристикой,  прояв- 
 ляющейся в разных ситуациях и сохраняющейся во времени, что можно  устано- 
 вить при прямом наблюдении и что не  обусловлено  другими  расстройствами, 
 такими как аутизм или аффективные расстройства.                            
 
       G1. Невнимательность.                                                
       По меньшей мере 6 симптомов невнимательности из числа следующих  со- 
 храняются на протяжении минимум 6 месяцев в  такой  степени  выраженности, 
 которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется  с  уровнем 
 развития ребенка:                                                          
      1) часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за  деталями 
 или совершение беспечных ошибок в школьной программе,  работе  или  другой 
 деятельности;                                                              
      2) часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой де- 
 ятельности;                                                                
      3) часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;     
      4) ребенок  часто  неспособен  следовать  инструкциям  или  завершать 
 школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не  из- 
 за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);          
      5) часто нарушена организация заданий и деятельности;                 
      6) часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя  ра- 
 бота, требующая постоянных умственных усилий;                              
      7) часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий 
 или деятельности, таких как школьные вещи, карандаши, книги,  игрушки  или 
 инструменты;                                                               
      8) часто легко отвлекается на внешние стимулы;                        
      9) часто забывчив в ходе повседневной деятельности.                   
 
      G2. Гиперактивность.                                                  
      По меньшей мере три симптома гиперактивности из числа нижеперечислен- 
 ных сохраняются на протяжении минимум 6 месяцев в такой  степени  выражен- 
 ности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и  не  согласуется  с  
 уровнем развития ребенка:                                                  
      1) часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;    
      2) покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, ког- 
 да требуется оставаться сидеть;                                            
      3) часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это  является 
 неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может  присутствовать  лишь 
 чувство беспокойства);                                                     
      4) часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения в тихом 
 проведении досуга;                                                         
      5) обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на 
 которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.            
 
      G3. Импульсивность.                                                   
      На протяжении минимум 6 месяцев сохранялся по меньшей  мере  один  из 
 следующих симптомов импульсивности в такой степени  выраженности,  которая 
 свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем  развития  
 ребенка:                                                                   
      1) часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;            
      2) часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в иг- 
 рах или групповых ситуациях;                                               
      3) часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры  или 
 игры других людей);                                                        
      4) часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на  соци- 
 альные ограничения.                                                        
 
      G4. Начало расстройства не позднее 7-летнего возраста.                
 
      G5. Общий характер расстройства.                                      
      Приведенные критерии должны выявляться не  в  единственной  ситуации, 
 например, сочетание невнимательности и гиперактивности  должны  отмечаться 
 как дома, так и в школе или в школе и другом учреждении, в котором  наблю- 
 дается ребенок, в частности в клинике. (Для выявления  кросс-ситуационного  
 характера расстройства обычно требуется информация не только из одного ис- 
 точника; сообщения родителей о поведении в классе, например, вряд ли будут 
 достаточны.)                                                               
 
      G6. Симптомы в G1-G3 вызывают клинически значимый дистресс или  нару- 
 шение в социальном, образовательном или профессиональном функционировании. 
 
      G7. Расстройство не отвечает  критериям  общих  расстройств  развития 
 (F84-), маниакального эпизода (F30.-), депрессивного эпизода  (F32.-)  или 
 тревожных расстройств (F41-).                                              
 
      Примечание.                                                           
      Многие авторитетные психиатры выделяют также состояния, которые явля- 
 ются допороговыми по отношению к  гиперкинетическому  расстройству.  Дети, 
 отвечающие остальным критериям кроме гиперактивности и импульсивности, со- 
 ответствуют понятию дефицита внимания; наоборот, при недостаточности  кри- 
 териев нарушения внимания, но наличии других критериев речь  идет  о  рас- 
 стройстве активности. Аналогичным образом, при выявлении необходимых  кри- 
 териев лишь в единственной ситуации (например, только дома  или  только  в 
 классе) можно говорить о специфичном для дома или  специфичном  для  школы 
 расстройстве. Эти состояния пока не включены в основную классификацию  из- 
 за недостаточной эмпирической предикционной валидации, а также из-за того, 
 что многие дети с допороговыми расстройствами обнаруживают и  другие  син- 
 дромы (такие как оппозиционно-вызывающее расстройство, F91.3) и должны ко- 
 дироваться в соответствующих рубриках.                                     
 
      F90.0 Расстройство активности и внимания.                             
      Должны  выявляться  общие  критерии  гиперкинетического  расстройства 
 (F90), но не критерии расстройства поведения (F91-).                       
 
      F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения.                       
      Должны  выявляться  общие  критерии  гиперкинетического  расстройства 
 (F90) и расстройства поведения (F91.-).                                    
 
      F90.8 Другие гиперкинетические расстройства.                          
 
      F90.9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное.                   
      Эта остаточная рубрика не рекомендуется и должна использоваться  лишь 
 при невозможности дифференцировать между F90.0 и F90.1, когда выполняются, 
 тем не менее, общие критерии F90.-.                                        
 
      Основные коморбидные с СДВГ расстройства у детей:                     
      Расстройства поведения (с оппозиционным, агрессивным и антисоциальным  
 поведением).                                                               
      Нарушение развития речи и школьных навыков.                           
      Тревожные и соматоформные расстройства (в том  числе  обсессивно-ком- 
 пульсивное расстройство, социальная фобия и др.).                          
      Расстройства настроения (депрессия,  биполярное  расстройство - важно 
 учитывать атипичную симптоматику его детской формы).                       
      Тики (в том числе синдром Жилля де ля Туретта).                       
      Нарушение развития координации движений.                              
      Расстройства спектра аутизма, умственная отсталость, пограничная  ин- 
 теллектуальная недостаточность.                                            
      Энурез, расстройства сна.                                             
 
 
                        РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ.                             
 
      В своих отношениях с  ребенком  придерживайтесь  "позитивной модели". 
 Подчеркивайте его успехи и поощряйте его усилия,  особенно во  всех  видах 
 деятельности, требущих концентрации внимания, даже если результаты  далеки 
 от совершенства. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных  силах  и 
 повышает его самооценку. Поощрение желательного поведения  может  быть  не 
 только словесным, но и материально ощутимым: можно  поощрять  ребенка  на- 
 клейками, вырезанными из бумаги звездочками, нарисованными смеющимися мор- 
 дочками и т.п., а при наборе определенного их  количества - вознаграждать. 
 
      Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком дол- 
 жны основываться на доверии, а не на детском страхе. Он всегда должен чув- 
 ствовать Вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.   
 
      Старайтесь реже говорить "нет" и "нельзя" - лучше попробуйте переклю- 
 чить его внимание.                                                         
 
      Если Вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это 
 делаете.                                                                   
 
      Поручите ему часть домашних дел, которые  необходимо  выполнять  еже- 
 дневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не вы- 
 полняйте их за него.                                                       
 
      Придерживайтесь единства требований в воспитании ребенка.             
 
      Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.          
 
      Не раздражайтесь, если ребенок не правильно выполняет поручения, спо- 
 койно повторите ему новое задание.                                         
 
      Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок  времени, 
 чтобы он мог его завершить.                                                
 
      Не давайте ребенку длинных указаний и не читайте долгих  нотаций - он 
 вас просто не выслушает до конца.                                          
 
      Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. 
 
      Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание  в  оживленных 
 местах оказывает на такого ребенка чрезмерно возбуждающее воздействие.     
 
      Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте  беспо- 
 койных, шумных приятелей. Старайтесь подобрать ему не  гиперактивных  дру- 
 зей, чтобы они "не заводили" друг друга.                                   
 
      Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно  приводит  к  снижению 
 самоконтроля и нарастанию гиперактивности.                                 
 
      Невозможно и не  следует  подавлять  повышенную  двигательную  актив- 
 ность - направьте ее в нужное русло. Полезны ежедневная физическая  актив- 
 ность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, иг- 
 ры, особенно такие, которые одновременно развивают внимание (например, фи- 
 зические упражнения, когда вы показываете одно, а говорите другое, и ребе- 
 нок должен следовать только указаниям).                                    
 
      Больше играйте с ребенком: через эту самую близкую и понятную ему де- 
 ятельность вы многому сможете его научить.                                 
 
      Помните - игра для ребенка важнее медикаментов, привлекайте ребенка к 
 подвижным играм для "сброса" лишней энергии, контролируйте выполнение  ре- 
 бенком правил игры.                                                        
 
      Отвлекайте ребенка от "двигательной бури" рисованием, чтением.        
 
      Поощряйте сильные стороны ребенка. Помогите ребенку стать знатоком  и 
 виртуозом в каком-либо деле (музыка, шахматы и т.д.), которое ему интерес- 
 но и лучше дается. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооцен- 
 ку и рейтинг в глазах других детей.                                        
 
      Ограничьте ребенка в питании шоколада, острой, соленой пищи,  лимона- 
 да, исключите пищевые красители.                                           
 
      Соблюдайте четкий режим сна и отдыха: прием пищи, игры, прогулки, от- 
 ход ко сну должны совершаться в одно и то же время, награждайте ребенка за 
 его соблюдение.                                                            
 
      Старайтесь, чтобы ребенок высыпался, недостаток сна ведет к еще боль- 
 шему ухудшению внимания и самоконтроля, к концу дня  ребенок  может  стать 
 неуправляемым.                                                             
 
      Определите для ребенка рамки поведения - что можно и что нельзя, все- 
 дозволенность однозначно не принесет никакой пользы.                       
 
      Не навязывайте ему жестких правил, ваши указания должны быть указани- 
 ями, а не приказами, требуйте выполнения правил, касающихся  его  безопас- 
 ности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.        
 
      Помните - вызывающее поведение Вашего ребенка - его  способ  привлечь 
 Ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте,  учите,  как  пра- 
 вильно общаться с другими людьми, как вести себя  в  общественных  местах, 
 переходить улицу и другим социальным навыкам.                              
 
      Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен  быть  свой 
 уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало  бы 
 его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.     
 
      Ограничьте просмотр  телевизора,  исключите  западные  мультфильмы  и 
 фильмы ужасов, предпочтение отдавайте обучающим программам.                
 
      Работайте в постоянном контакте с педагогом.                          
 
      Разберитесь в своих чувствах. Столкнувшись впервые с у чебными  проб- 
 лемами своего ребенка, родители обычно испытывают целую гамму противоречи- 
 вых чувств: недоверие, разочарование, чувство вины, ощущение  несправедли- 
 вости. Справиться со своими эмоциями - ваша первая задача.                 
 
      Прочтите все, что можете достать о той проблеме, с которой вы  столк- 
 нулись. Поговорите со специалистами. Проблема возникла не  вчера,  по  ней 
 уже накоплено достаточно наблюдений, выводов и методик. Ознакомьтесь с ни- 
 ми и выберите то, что наиболее подходит для вас и вашего ребенка.          
 
      Диагностический опросник Вандербильта  имеет  версию  для  заполнения 
 учителями (Vanderbilt Teacher's Scale (long form)) и версию для заполнения 
 родителями (Vanderbilt Parent's Scale (long form)).                        
 
      Опросник представлен оценочными шкалами:                              
      дефицита внимания;                                                    
      гиперактивности;                                                      
      импульсивности;                                                       
      оппозиционного поведения;                                             
      проблемного поведения;                                                
      тревожно-депрессивной симптоматики;                                   
      социальной адаптации.                                                 
 
      Все шкалы психометрические, оценка проводится  в  формате:  "никогда, 
 иногда, часто, очень часто"; только шкала социальной адаптации:  "отлично, 
 хорошо, удовлетворительно, иногда трудности, большие трудности".           
 
      На территории СНГ Емельянцевой Т. А.,  Кирилюк В. С. и  Наливко И. И.  
 было проведено исследование надежности  диагностических опросников Коннор- 
 са и Вандербильта.                                                         
      Выборка стандартизации составила 200  детей,  наблюдающихся  на  базе 
 Минского городского клинического детского психоневрологического диспансера 
 с установленным диагнозом F90 в соответствии с критериями DSM-IV ("золотой 
 стандарт") и 320 детей ДДУ и СШ г. Минска, у которых не было причин  обра- 
 щаться за помощью к психиатрам. Возраст детей составил от 3-14 лет. Опрос- 
 ники Коннорса и Вандербильта использовались  параллельно,  заполнялись  18  
 родителями и педагогами соответственно.                                    
 
     Результаты оценки диагностических диагностических опросников СДВГ.     
 Критерии        Conner's     Conner's   Vanderbilt       Vanderbilt        
 валидности      CPRS-R:S     CTRS-R:S   parent's Scale   teachers' Scale   
                                         (long form)      (long form)       
 
 Чувствительность  94%          97%         92%               98%           
 Специфичность     86%          83%         90%               86%           
 ПЦ+              0,81         0,78        0,85              0,82           
 ПЦ-              0,95         0,97        0,94              0,98           
 ОП+              6,71         5,71        9,20              7,00           
 ОП-              0,07         0,04        0,09              0,02           
 
 Чувствительность - способность теста определять наличие заболевания.       
 Специфичность - способность теста определять отсутствие заболевания.       
 ПЦ+ (прогностическая ценность положительного результата).                  
 ПЦ- (прогностическая ценность отрицательного результата).                  
 ОП+ (отношение правдоподобия положительного результата).                   
 ОП- (отношение правдоподобия отрицательного результата).                   
 p<0,01.                                                                    
 
      Обоснование использования психометрических шкал в диагностике СДВГ.   
      В постановке диагноза СДВГ врач полагается на слова учителя и/или ро- 
 дителя, потому что при личном осмотре в кабинете ребенок ведет себя не так 
 как обычно: или спокойнее (если будет заинтересован новой  интересной  иг- 
 рушкой), или беспокойнее (если устал). Поэтому для постановки объективного 
 диагноза в случае СДВГ особенно актуальным становится использование опрос- 
 ников, заполняемых родителями и педагогами.                                
      В настоящее время СДВГ представляет собой достаточно  широкую  группу 
 разнообразных клинических форм расстройства, различных  по  происхождению, 
 степени тяжести, доминирующим клиническим проявлениям и сопутствующим пси- 
 хическим и поведенческим расстройствам. Применение  психометрических  шкал 
 диагностических опросников позволяет дифференцированно подходить к состав- 
 лению индивидуального плана медицинских и  психолого-педагогических  меро- 
 приятий детям с СДВГ, а так же объективно оценивать эффективность этих ме- 
 роприятий в контексте комплексного междисциплинарного подхода.             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В ориганальной версии "сырые" баллы результатов тестирования перево-  
 водятся в стандартные оценки (Т-баллы) в зависимости от пола  и  возраста  
 ребенка. Для русскоязычной выборки параметрические параметры подобных ис-  
 следований на период создания программы отсутсвовали.                      
      Современные версии данной методики имеют некоторые отличия от  пред-  
 лагаемого варианта.                                                        
      В данной программе диаграмма по результатам тестирования, а также ав- 
 томатическая интерпретация интегральных показателей результатов тестирова- 
 ния основаны на абсолютных показателях выраженных в процентах.  Для  шкалы 
 "Социальная адаптация" минимальное значение тестового  показателя  8  бал- 
 лов - 0%, максимальное - 40 баллов - 100%.                                 
 
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
      Учитывая выше сказанное, данная программа может быть использована ис- 
 ключительно в научно-образовательных и ознакомительных целях.              
 
      Практичесике рекомендации для родителей  с  СДВГ  находятся  в  файле 
 "..\VTS\adhdinf.rtf", который находится в папке с данной программой.       
 
      Опросник состоит из 50 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Диагностический опросник СДВГ для педагогов                      
           (Vanderbilt Teacher's Scale (long form)).                        
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                      % *                                                   
                    100 ┼──────────────────────                             
                     90 ┼                                                   
                     80 ┼───────────────────██─                             
                     70 ┼ ▄▄                ██                              
                     60 ┼─██─▄▄─██──────────██─                             
                     50 ┼ ██ ██ ██ ██       ██                              
                     40 ┼─██─██─██─██─██────██─                             
                     30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██    ██                              
                     20 ┼─██─██─██─██─██────██─                             
                     10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ __ ██                              
                      0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──*                            
                          ДВ Гп Им ОП ПП ТД СА                              
 
 
                         Тестовые показатели:                               
 
        1. Дефицит внимания                    - ДВ = 19  70%               
        2. Гиперактивность                     - Гп =  9  60%               
        3. Импульсивность                      - Им =  8  67%               
        4. Оппозиционное поведение             - ОП = 13  54%               
        5. Проблемное поведение                - ПП = 10  48%               
        6. Тревожно-депрессивная симптоматика  - ТД =  1   5%               
        7. Социальная адаптация                - СА = 36  88%               
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
 
                         ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ.                                  
 
                              Иногда:                                       
      Путает расписание, теряет вещи,  необходимые  для  выполнения         
 заданий или какой-либо деятельности (игрушки, книги,  карандаши  и         
 т.п.).                                                                     
      Забывает выполнять каждодневные процедуры (почистить  зубы  и         
 т.п.).                                                                     
 
                              Часто:                                        
      Имеет трудности в выполнении заданий или игровой  деятельнос-         
 сти, которые требуют сосредоточенного внимания.                            
      Не слушает, когда к нему обращаются.                                  
      Не заканчивает начатого занятия (непреднамеренно и  не  ввиду         
 низкого интеллекта).                                                       
      Легко отвлекается на все, что происходит вокруг.                      
 
                           Очень часто:                                     
      Неспособен внимательно следить за  деталями,  делает  нелепые         
 ошибки в письменных заданиях.                                              
      Не собран, неорганизован.                                             
      Избегает, не любит или не хочет соглашаться  выполнять  зада-         
 ний, которые требуют повышенного внимания и  умственного  напряже-         
 ния.                                                                       
 
 
                          ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.                                  
 
                              Иногда:                                       
      Покидает свое место в классе или в  другом  месте,  не  может         
 усидеть.                                                                   
      Начинает бегать и карабкаться куда-то, когда это неуместно.           
 
                              Часто:                                        
      Беспокойно двигает руками или ногами, ерзает на месте.                
      Действует как "заведенный", как будто к  нему  приделан  "мо-         
 торчик".                                                                   
 
                           Очень часто:                                     
      Не может тихо играть, неадекватно шумен.                              
 
 
                          ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.                                   
 
                              Часто:                                        
      Чрезмерно разговорчивый, без учета социальных ограничений.            
      Выпаливает ответы до того, как завершены вопросы.                     
      Не способен стоять в очередях, дожидаться своей очереди.              
      Перебивает других или вмешивается  в  разговоры  или  занятия         
 других.                                                                    
 
 
                     ОППОЗИЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.                               
 
                              Иногда:                                       
      Вступает в конфликты со взрослыми.                                    
      Не слушается и отказывается подчиняться установленным  прави-         
 лам взрослых.                                                              
      Поступает наперекор другим.                                           
      Злой и раздражительный.                                               
      Не забывает обид, стремится отомстить.                                
 
                              Часто:                                        
      Теряет самоконтроль, склонен к эмоциональным "взрывам".               
 
                           Очень часто:                                     
      Обвиняет других в своих ошибках и поведенческих проблемах.            
      Стремится добиться своего, легко "выходит из себя".                   
 
 
                       ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.                                
 
                              Иногда:                                       
      Угрожает и шантажирует других.                                        
      Грубит взрослым и употребляет нецензурные слова.                      
      Агрессивный, драчливый, склонен к физической расправе над жи-         
 вотными и другими людьми.                                                  
      Намеренно портит свои вещи и вещи других.                             
      Имеет серьезные поведенческие  проступки  (кражи,  нападения,         
 вынос вещей из дома и т.п.).                                               
 
                              Часто:                                        
      Пропускает уроки без разрешения.                                      
 
                           Очень часто:                                     
      Обманывает, чтобы избежать наказания.                                 
 
 
                ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНАЯ СИМПТОМАТИКА.                         
 
                              Иногда:                                       
      Ощущает себя ненужным, жалуется "никто не любит меня".                
 
 
                       СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ.                                
 
                        Иногда трудности:                                   
      Общая оценка успешности в школе.                                      
      Чтение.                                                               
      Письмо.                                                               
      Выполнение указаний учителя.                                          
 
                        Большие трудности:                                  
      Математика.                                                           
      Поведение на уроке.                                                   
      Отношения с одноклассниками.                                          
      Самоорганизация.                                                      
 
 
                        ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ.                                
 
                        1. ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ.                                
                   Тестовый показатель: повышенный.                         
 
                        2. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.                                 
                   Тестовый показатель: средний.                            
 
                         3. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.                                 
                   Тестовый показатель: повышенный.                         
 
                     4. ОППОЗИЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.                            
                   Тестовый показатель: средний.                            
 
                      5. ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.                              
                   Тестовый показатель: средний.                            
 
               6. ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНАЯ СИМПТОМАТИКА.                       
                   Тестовый показатель: низкий.                             
 
                      7. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ.                              
           Тестовый показатель: высокий уровень нарушений.