МЕТОДИКА:                                  
            Исследование стадий психотерапевтических изменений              
        (The University of Rhode Island Change Assessment Scale)            
                            (URICA, Long Form)                              
                     (McConnaughy, Prochaska, Veliser).                     
 
      Опросник для исследования стадий психотерапии URICA, был создан груп- 
 пой авторов (McConnaughy, Prochaska, Veliser) в начале 80-х годов XX  века 
 и предназначен для диагностики 4 терапевтических стадий изменения:         
      1. Предразмышление (Precontemplation items).                          
      2. Размышление (Contemplation items).                                 
      3. Действие (Action items).                                           
      4. Сохранение (Maintenance items).                                    
      Существуют две версии методики состоящие из 24 и 32 пунктов утвержде- 
 ний.                                                                       
      С помощью методики можно проводить непрерывное исследование отношений 
 и установок пациентов в процессе психотерапии, характерных для каждой ста- 
 дии изменений. На основании результатов исследования  определяется  стадия 
 психотерапевтического процесса, на которой находится в данный период паци- 
 ент, или выделяются характерные признаки нескольких стадий.                
      Первоначально методика исследования стадии психотерапии  предназнача- 
 лась для описания проблем пациентов с аддиктивным  поведением,  проходящих 
 психотерапию. Однако она является общей по своему содержанию, так как  па- 
 циенты должны ответить на вопросы относительно имеющейся проблемы. Методи- 
 ка использовалась для измерения стадий терапии, связанных с большим кругом 
 поведенческих проблем.                                                     
      Цель опросник URICA заключается в том, чтобы отнести пациента  к  той 
 или иной стадии терапии, выделяя шкалы, по которым  он  обнаруживает  наи- 
 большие показатели. В исследованиях выяснилось, что  пациент  может  нахо- 
 диться одновременно более чем на одной стадии.                             
      Сопротивление, отрицание и различные  уровни  мотивации  представляют 
 собой серьезные проблемы для процесса и результата психотерапии. Чаще все- 
 го готовность к изменениям рассматривается как наличие или отсутствие  мо- 
 тивации. Была выдвинута концепция  изменения  как  стадиального  феномена. 
 Процесс изменения представляет собой движение от предразмышления (для  ко- 
 торого характерно непонимание или нежелание работать с проблемами и недос- 
 таточная активность) до размышления над проблемой (которое связано с серь- 
 езными намерениями и принятием решений). Стадия действия сопряжена с  уси- 
 лением активности, последняя стадия успешных изменений -  стадия  сохране- 
 ния - представляет собой непрерывную деятельность, направленную на закреп- 
 ление новых форм поведения и восприятия. Связь между  четырьмя  оценочными 
 шкалами методики предполагает простейшую модель поведения; смежные  пункты 
 более связаны, чем не смежные. Поэтому переход от одного элемента к друго- 
 му можно охарактеризовать как возрастающую прогрессию, а  не  как  случай- 
 ность или неожиданность.                                                   
      Каждое высказывание опросника описывает, что человек  может  чувство- 
 вать, когда начинает лечение или подходит к решению своих жизненных  проб- 
 лем. Клиенту предлагается оценить по 5-балльной  системе  насколько  соот- 
 ветствует или, напротив, не соответствует  ему  каждое  высказывание.  При 
 этом, отвечать нужно так, как клиент чувствует именно  сейчас,  а  не  то, 
 что он чувствовал раньше или мог бы, или хотел бы чувствовать.             
      Количество баллов по каждой шкале переводится  в  стандартизированные 
 показатели (Т).                                                            
 
      1. Стадия предразмышления.                                            
      Большинство больных, находящихся на данной стадии, не понимают или не 
 до конца понимают характер своих проблем или  вовсе  не  признают  у  себя 
 проблем, которыми следовало бы заниматься. По словам Прохазка, "Дело не  в 
 том, что они не видят решения. Они не видят проблемы". Больной не  испыты- 
 вает желания что-либо менять в себе или в ближайшем будущем, не  понимает, 
 каким образом сам способствовал возникновению своих трудностей,  не  видит 
 смысла в лечении. Члены семьи, друзья, коллеги,  напротив,  понимают,  что 
 пациент имеет определенные проблемы. Часто только под влиянием  окружения, 
 зачастую использующего уговоры или даже угрозы, пациент соглашается  обра- 
 титься к психотерапевту и даже демонстрирует некоторые изменения в поведе- 
 нии - до тех пор, пока сохраняется давление на него  со  стороны  значимых 
 людей. Пациенты, находящиеся на стадии предразмышления, могут  заявлять  о 
 своем желании измениться, что вовсе не означает серьезных  намерений  сде- 
 лать это. Сопротивление пониманию и разрешению  проблемы  -  отличительная 
 черта данной стадии.                                                       
      Примеры высказываний, характерных для стадии предразмышления:         
      "Пребывание здесь - для меня пустая трата времени, так  как  проблема 
 не имеет ко мне никакого отношения".                                       
      "Вся эта болтовня о психологии скучна. Люди должны  просто  забыть  о 
 своих проблемах".                                                          
 
      2. Стадия размышления.                                                
      Пациент признает наличие проблемы и всерьез интересуется, возможно ли 
 разрешить ее, поможет ли психотерапия, но готовность действовать  выражена 
 недостаточно. Другой важный аспект стадии размышления - взвешивание "за" и 
 "против" между проблемой и ее решением. Пациенты,  находящиеся  на  стадии 
 размышления, часто раздумывают, стоит ли избавление  от  проблемы  усилий, 
 энергетических и временных затрат, необходимых для борьбы с  ней.  Тем  не 
 менее, центральный аспект данной стадии -  серьезное  намерение  разрешить 
 проблемы.                                                                  
      Примеры высказываний, характерных для стадии размышления:             
      "Над моими проблемами стоило бы поработать".                          
      "Я уже думал о том, чтобы что-то в себе изменить".                    
 
      3. Стадия действия.                                                   
      Пациент активно изменяет свое поведение, поступки и окружение с целью 
 преодоления проблемы. Стадия действия предполагает наиболее явные,  откры- 
 тые поведенческие изменения и требует значительных затрат времени и  энер- 
 гии. Пациенты часто ошибочно приравнивают действия к изменениям  и  в  ре- 
 зультате упускают из вида необходимость активной работы (которая  является 
 своего рода подготовкой к конкретным действиям) и усилий, направленных  на 
 сохранение результатов. Характерная черта  стадии  действия -  модификация 
 привычного образа восприятия и поведения и применение значительных  усилий 
 для изменения.                                                             
      Примеры высказываний, характерных для стадии действия:                
      "Иногда моя проблема трудна, но я работаю над ней".                   
      "Каждый может говорить о том, что он хочет измениться, я же  действи- 
 тельно что-то делаю для этого".                                            
 
       4. Стадия сохранения.                                                
       Пациент достиг определенных результатов в решении своей  проблемы  и 
 его беспокоит и тревожит, что проблема, которую он считал решенной,  может 
 вернуться. На данной стадии идет работа,  направленная  на  предупреждение 
 возвращения проблемы и закрепление результатов, полученных в ходе лечения. 
 Традиционно стадия сохранения рассматривалась как статичная, однако  стоит 
 помнить, что сохранение - это продолжение, а не отсутствие  действия.  Ос- 
 новное положение данной стадии - сохранение позитивных изменений и предот- 
 вращение возобновления проблем.                                            
      Примеры высказываний, характерных для стадии сохранения:              
      "Пожалуй, сейчас я нуждаюсь в содействии, чтобы помочь мне  сохранить 
 то, чего я уже достиг".                                                    
      "Меня беспокоит, что опять может вернуться проблема, с которой я  уже 
 частично справился, поэтому я ищу здесь помощи".                           
 
      Прохождение стадий представляет собой не линейный, как описано  выше, 
 а циклический процесс. Пациенты  могут  начинать  со  стадии  размышления, 
 прийти к решению ничего не менять и прекратить лечение. Действие и  сохра- 
 нение нередко прерываются возвращением к привычному образу поведения.  Па- 
 циенты подчас совершают несколько оборотов этого цикла, прежде чем  дости- 
 гают успешных, позитивных изменений.                                       
 
                           Обработка результатов:                           
      1. Каждое высказывание оценивается по 5-балльной системе.             
      2. Подсчитывается общая сумма баллов по каждой шкале.  При  обработке 
 Long Form версии следует помнить, что 4 пункта опросника (по одному пункту 
 в каждой шкале) при обработке не учитываются (пропускаются).  Таким  обра- 
 зом, значения каждой шкалы в "сырых" баллах находятся в диапазоне от 7  до 
 35 баллов.                                                                 
      Групповые средние значение по шкалам в "сырых"  баллах  полученные  в 
 западных исследоаниях:                                                     
      Pre contemplation        8 или ниже;                                  
      Contemplation            8 - 11;                                      
      Preparation (Action)    11 - 14;                                      
      Maintenance             14 и выше.                                    
 
      3. Сумма "сырых" баллов по каждой шкале переводится в  стандартизиро- 
 ванные показатели (Т).                                                     
      4. Подсчитываются средние показатели ответов по каждой шкале  (Avera- 
 ge).                                                                       
      5. На основании средних оценок (avg) подсчитывается общий  интеграль- 
 ный индекс Readiness (готовность, подготовленность) по формуле:            
                   mean   (C + A + M - PC  = Readiness).                    
      Смысл данной формулы состоит в том, что увеличение тестовых показате- 
 лей по 2, 3 и 4 шкале отражают позитивную направленность изменений, а по 1 
 шкале наоборот. Данный показатель может изменяться от -2 баллов до +14.    
 
                    Примечания к компьютерной версии.                       
 
      Стандартные оценки (Т-баллы), которые приводятся в  руссифицированных 
 вариантах методики были получены с  использованием  западными  психологами 
 опросника на английском языке и на выборке испытуемых западной  субкульту- 
 ры.                                                                        
      Диапазоны тестовых показателей,  выраженные  в  Т-баллах  значительно 
 сдвинуты относительно друг друга, что видно из следующей диаграммы:        
 
 
      1. ╟──────────────────────┼▒▒▒▒▓▓▓▓██████████████████┼╢> PC           
 
      2. ╟┼▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓██┼────────────────╢> C            
 
      3. ╟────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓██████┼────────────╢> A            
 
      4. ╟──────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓██████┼────────────╢> M            
 
           <──────[-15-29]────><────[30-70]───><─[71-100]─>                 
 
                              min  max                                      
      1. Предразмышление  PC  40 - 100                                      
      2. Размышление      C  -15 -  60                                      
      3. Действие         A    0 -  70                                      
      4. Сохранение       M   10 -  70                                      
 
      Указанные особенности методики затрудняют  интерпретацию  результатов 
 тестирования основанную на Т-баллах и определение  стадии,  на  которой  в 
 данный момент находится клиент. Фактически, общим диапазоном тестовых  по- 
 казателей для всех 4 шкал являются значения от 40 до 60 Т-баллов. Ориента- 
 ция на сравнение абсолютных показателей каждой шкалы может не отражать ре- 
 альной картины процесса психотерапии. В то же  время,  сравнение  динамики 
 изменений 2 и более результатов тестирования  по  каждой  отдельно  взятой 
 шкале может иметь диагностическое значение.                                
      Учитывая выше сказанное, в данной компьютерной программе были приняты 
 следующие критерии автоматической интерпретации результатов тестирования:  
      ниже 45 Т - пониженные показатели;                                    
        45-55 Т - средние показатели;                                       
      выше 55 Т - повышенные показатели.                                    
      Окончательная интепретация может быть составлена только психотерапев- 
 том на основании личного опыта работы с методикой  URICA  и  анализа  всей 
 имеющейся дополнительной информации о клиенте.                             
 
      Практическое применение данной методики в диагностических целях в  РФ 
 может быть рекомендовано только после предварительной оценки ее валидности 
 и надежности на той русскоязычной выборке испытуемых, с  которой  работает 
 конкретный пользователь данной методики.                                   
 
 
      Опросник состоит из 32 утверждений (Long Form).                       
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
     Методика: Исследование стадий психотерапевтических изменений           
               (URICA, Long Form).                                          
     Ф.И.О:____________________                                             
     Доп. данные:______________                                             
 
 
                              Диаграмма (Avg):                              
 
                    1. ╟─▒▒▒▒▒─────────────────────╢> PC                    
 
                    2. ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓███████────╢> C                     
 
                    3. ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓█████████──╢> A                     
 
                    4. ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓██████─────╢> M                     
 
                         <──[-]───><[=]><───[+]──>                          
 
 
                     Диагностическая шкала (Readiness):                     
 
         0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████──────╢> RI         
 
             <──────[-]─────><──────[=]─────><──────[+]─────>               
 
 
                                  Диаграмма (T):                            
 
         1. ╟──────────────────────┼░░────────────────────────┼╢> PC        
 
         2. ╟┼▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓────┼────────────────╢> C         
 
         3. ╟────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓████──┼────────────╢> A         
 
         4. ╟──────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓──────┼────────────╢> M         
 
              <─────────[-]────────────>[==]<───────[+]──────>              
 
 
                              Тестовые показатели:                          
 
                                                         S   Avg   T        
         1. Предразмышление (Pre contemplation) -  PC =  7  1.00  40        
         2. Размышление (Contemplation)         -  C  = 31  4.43  50        
         3. Действие (Preparation (Action))     -  A  = 33  4.71  65        
         4. Сохранение (Maintenance)            -  M  = 30  4.29  55        
         -----------------------------------------------------------        
             Индекс психотерапевтических изменений (Readiness):             
                  (Avg C + Avg A + Avg M) - Avg PC = 12.43                  
 
 
                              ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                
 
                           1. Предразмышление.                              
          Пониженный уровень сопротивления пониманию и разрешению проб-     
     лемы. Клиент понимает или в основном понимает характер своих проб-     
     лем и признает у себя наличие проблем, которыми следовало бы зани-     
     маться. Он испытывает желание что-либо изменить в себе или в  бли-     
     жайшем будущем, понимает, каким образом сам способствовал  возник-     
     новению своих трудностей и видит смысл в психотерапии.                 
 
                               2. Размышление:                              
            Средне выраженное желание и намерение разрешить свою пробле-    
      му. Клиент в определенной степени признает наличие проблемы и  ин-    
      тересуется, возможно ли разрешить  ее,  поможет  ли  психотерапия,    
      Другой важный аспект - взвешивание "за" и "против" между проблемой    
      и ее решением. Клиент, периодически раздумывает, стоит ли избавле-    
      ние от проблемы усилий, энергетических и временных затрат, необхо-    
      димых для борьбы с ней.                                               
 
                                3. Действие:                                
           Повышенное стремление к модификации  привычного  образа  вос-    
      приятия и поведения и применение значительных усилий  для  измене-    
      ния. Клиент активно изменяет свое поведение, поступки и  окружение    
      с целью преодоления проблемы. Стадия действия предполагает  наибо-    
      лее явные, открытые поведенческие изменения и требует значительных    
      затрат времени и энергии. Клиенты часто ошибочно приравнивают дей-    
      ствия к изменениям и в результате упускают из  вида  необходимость    
      активной работы (которая является своего рода подготовкой  к  кон-    
      кретным действиям) и усилий, направленных на сохранение  результа-    
      тов.                                                                  
 
                               4. Сохранение:                               
           Средне выраженный уровень деятельности направленной на сохра-    
      нение позитивных изменений достигнутых в результате психотерапии и    
      деятельности по предотвращению возобновления  проблем.  Клиента  в    
      умеренной степени беспокоит и тревожит, что проблема, которую  он,    
      возможно, считал решенной, может вернуться. Работа не в полной ме-    
      ре сосредоточена на предупреждении возвращения проблемы и  закреп-    
      лении результатов, полученных в ходе психотерапии.