МЕТОДИКА:                                  
            Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации               
                               (В.В. Бойко).                                
 
      Фрустрация (от лат. "frustratio" -  обман,  расстройство,  разрушение 
 планов) - психическое состояние переживания неудачи, обусловленное  невоз- 
 можностью удовлетворения каких-то потребностей,  возникающее  при  наличии 
 реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может 
 рассматриваться как одна из форм психологического стресса.  Проявляется  в 
 переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. 
 Эффективность деятельности при этом существенно снижается.                 
      В связи с фрустрацией различаются:                                    
      1) фрустратор - причина, вызывающую фрустрация;                       
      2) ситуация фрустрационная;                                           
      3) реакция фрустрационная.                                            
      Фрустрация сопровождается гаммой  в  основном  отрицательных  эмоций: 
 гневом, раздражением, чувством вины и пр.                                  
      Уровень фрустрации зависит:                                           
      1) от силы, интенсивности фрустратора;                                
      2) от состояния функционального человека, попавшего в ситуацию фруст- 
 рационную;                                                                 
      3) от сложившихся при становлении личности  устойчивых  форм  эмоцио- 
 нального реагирования на жизненные трудности.                              
      Важное понятие при изучении фрустрация -  толерантность  фрустрацион- 
 ная - устойчивость к фрустраторам, в основе которой  лежит  способность  к 
 адекватной оценке ситуации фрустрационной и предвидение выхода из нее.     
 
      Дезорганизующие эмоциональные состояния в режиме угнетения психики.   
      Здесь следует назвать дистимию, депрессию, апатию, гипотимию,  расте- 
 рянность, тревогу, страх, бредовое настроение. Эти весьма  разные  по  со- 
 держанию эмоциональные состояния имеют ряд общих признаков:                
      - личность практически не реагирует на внешние воздействия иначе, как 
 при помощи дезорганизующего эмоционального состояния. Оно может еще  более 
 усугубляться под влиянием очень разных стимулов - положительных или  отри- 
 цательных;                                                                 
      - чем усерднее  внушать  смелость  тому,  кто  испытывает  устойчивый 
 страх, тем страшнее ему становится;                                        
      - в возникшем энергетическом режиме не справляется со  своей  задачей 
 интеллект. Его роль в оценке внешних воздействий и переживаний  и личности 
 практически не заметна. Во всяком случае разум и воля не помогают человеку 
 быстро и успешно преодолеть неадекватность эмоциональных  состояний,  при- 
 дать им коммуникабельную форму;                                            
      - для восстановления эмоциональной нормы требуется время, покой,  по- 
 мощь окружающих, в том числе лечебная.                                     
      Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться  в 
 пределах нормы или приобретать размеры психического расстройства, то  есть 
 психопатологическую форму. Последняя возникает при  наличии  сопутствующих 
 факторов.                                                                  
 
      Психопатологические расстройства состояний характеризуются общим  из- 
 мененным нервно-психическим тонусом.                                       
      В свою очередь устойчивые изменения нервно-психического тонуса  вызы- 
 ваются:                                                                    
      - органическими поражениями мозга. В этом случае расстройства  наибо- 
 лее обширные и глубокие;                                                   
      - дефектами нервной системы. Обычно она ослаблена  болезнями,  психи- 
 ческими травмами;                                                          
      - внешними причинами. Среди них такие,  которые  вызвали  психический 
 стресс, интоксикацию, травмы;                                              
      - соматическими заболеваниями. Болезнь того или иного органа вызывает 
 нарушения сопряженных участков мозга, нервной системы, обмена веществ, что 
 приводит к изменениям эмоционального и, нередко, интеллектуального отраже- 
 ния действительности.                                                      
 
      Очень разные по своему проявлению расстройства состояний имеют, похо- 
 же, одну и ту же механику: отсутствует нормальная связь между  интеллектом 
 и эмоциями. Интеллект почему-либо (поражение мозга в  результате  стресса, 
 интоксикации, травмы и т. п.) не оценивает должным образом внешние и внут- 
 ренние воздействия, не выявляет их значимость для личности. Его  управляю- 
 щие команды не включают адекватные эмоциональные программы и  наработанные 
 при жизни стереотипы эмоционального поведения. Вместо  адекватных  эмоцио- 
 нальных программ и стереотипов автоматически все время вступает в действие 
 один и тот же стереотип, свойственный личности.  Ее  поведение  становится 
 неадекватным, оно не обусловлено видимыми причинами.                       
 
 
                              Обработка данных.                             
      Каждый положительный ответ оцениватся в  1  балл,  а  отрицательный - 
  баллов. Подсчитывается общая сумма баллов.                                
 
                         Интерпретация результатов.                         
       10 - 12 баллов - очень высокий уровень фрустрации;                   
        5 - 9         - устойчивая тенденция к фрустрации;                  
        0 - 4         - низкий уровень;                                     
 
 
      Опросник состоит из 12 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                     ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                          
 
   Методика: Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации.             
   Ф.И.О: ______________________________                                    
   Доп. данные:_________________________                                    
 
 
                        Диагностическая шкала:                              
 
                     ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓───────╢>                          
 
                       <──[-]──><───[=]──><[+]>                             
 
                         Тестовый показатель:                               
 
               Уровень личностной фрустрации - ЛФ =  9                      
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Устойчивая тенденция к фрустрации.                                    
      Умеренно выраженный психологический стресс обусловленный  не-         
 возможностью удовлетворения своих потребностей при наличии  реаль-         
 ных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к достижению  по-         
 ставленных целей.                                                          
      Может проявляться в негативно окрашенных переживаниях неудов-         
 летворенности, разочарования, неудачи, тревоги, раздражительности,         
 гнева, отчаяния, чувства вины. Эффективность деятельности при этом         
 снижается.