МЕТОДИКА:                                  
            Тест-опросник степени увлеченности младших подростков           
                           компьютерными играми                             
                             (Гришина А.В.).                                
 
      Методика разработана на базе методики К. Янг и позволяеи оценить  ко- 
 личественную выраженность степени увлеченности младших подростков  компью- 
 терными играми - КИ).                                                      
      Опросник содержит 22 вопроса, определяющих пять 5 основных шкал:      
      эмоциональное отношение к КИ;                                         
      самоконтроль в КИ;                                                    
      целевая направленность на КИ;                                         
      родительское отношение к КИ;                                          
      предпочтение виртуального общения реальному.                          
      Исследование, проведенное на выборке  из  304  школьников  г. Нижнего 
 Новгорода в возрасте 11-12 лет, показало, что разработанный  тест-опросник 
 дает возможность количественно оценить  степень  компьютерной  зависимости 
 младшего подростка; предоставляет  возможность  математической  обработки; 
 является относительно оперативным способом оценки большого количества рес- 
 пондентов; способствует объективности оценок, не зависящих от субъективных 
 установок лица, проводящего исследование; обеспечивает сопоставимость  ин- 
 формации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.         
 
      В ходе составления опросника методом беседы с младшими подростками  и 
 с помощью наблюдения за их реальным поведением был выявлен  репрезентатив- 
 ный перечень вопросов, отражающих содержание компонентов игрового  поведе- 
 ния. В результате было составлено 32 утверждения, которые были  предъявле- 
 ны экспертам для определения содержательной валидности.                    
      Экспертная оценка включала в себя два этапа:                          
      1) проведение очного семинара  со  специалистами-психологами  высокой 
 квалификации (докторами и кандидатами наук), а также  с практикующими пси- 
 хологами и социальными педагогами из 12 общеобразовательных и высших учеб- 
 ных заведений г. Нижнего Новгорода, г. Санкт-Петербурга и г. Москвы по об- 
 суждению опросника;                                                        
      2) получение заключений на опросник от специалистов в области  психо- 
 логии и социологии из 25 общеобразовательных и  высших  учебных  заведений 
 тех же городов. По результатам данной процедуры в  первоначальный  вариант 
 опросника были внесены изменения.                                          
      Итоговый опросник состоит из 5 шкал, каждая из которых содержит  воп- 
 росы, предполагающие 6 градаций ответов: никогда,  редко,  иногда,  часто, 
 очень часто, постоянно.                                                    
      При обработке результатов каждому  ответу  испытуемого  присваивается 
 балл от 1 до 6.                                                            
      По каждой шкале опросника набранные баллы суммируются.                
      Полученные результаты определяют количественные показатели,  значения 
 которых подставляются в формулу для подсчета степени увлеченности КИ.  Ис- 
 следование может проводиться как в индивидуальной, так  и  в  коллективной 
 форме.                                                                     
      Показатели опросника организованы в соответствии с принципами системы 
 регуляции деятельности (Чумаков, 2007).                                    
 
      1. Шкала эмоционального отношения к КИ.                               
      Высокий показатель свидетельствует  о  высоком  уровне  эмоциональной 
 привлекательности КИ для ребенка. Игра выступает средством разрядки психо- 
 эмоционального напряжения, средством компенсации неудовлетворенных потреб- 
 ностей личности (в общении, родительской заботе и т.д.). В ходе КИ подрос- 
 ток испытывает ощущение эмоционального подъема.                            
      Низкий показатель указывает на незначительный  уровень  эмоциональной 
 привлекательности КИ для ребенка. Игра является одним из  досуговых  заня- 
 тий.                                                                       
 
      2. Шкала самоконтроля в КИ.                                           
      Высокий показатель свидетельствует о низком уровне самоконтроля  под- 
 ростка в КИ. Как правило, ребенок не хочет прерывать КИ, раздражается  при 
 вынужденном отвлечении от игры и не способен спланировать окончание игры.  
      Низкий показатель свидетельствует о наличии самоконтроля над  процес- 
 сом КИ, ребенок может отвлечься от игры,  если  это  необходимо;  способен 
 спланировать окончание игры.                                               
 
      3. Шкала целевой направленности на КИ.                                
      Высокий показатель - свидетельство азартной вовлеченности в КИ,  пос- 
 тоянного стремления к достижению все более высоких результатов.            
      Низкий показатель говорит об умеренном стремлении  к  достижению  все 
 более высоких результатов в компьютерной игре; КИ выступает  как  средство 
 досуга и не является самоцелью.                                            
 
      4. Шкала родительского отношения к КИ.                                
      Высокий показатель указывает на негативное отношение родителей к  КИ. 
 Родители запрещают КИ или серьезно лимитируют время игры.                  
      Низкий показатель свидетельствует о положительном  отношении  родите- 
 лей к КИ. Родители сами инициируют активность детей, связанную с КИ: поку- 
 пают новинки, удовлетворены занятостью ребенка дома за КИ.                 
 
      5. Шкала предпочтения виртуального общения в КИ реальному общению.    
      Высокий показатель по шкале указывает на то, что КИ  выступает  сред- 
 ством общения и самоутверждения ребенка, подменяя собой процесс  реального 
 взаимодействия.                                                            
      Низкий показатель - на то, что КИ не заменяет реального  общения  ре- 
 бенка и является дополнительным средством коммуникации.                    
 
      Обработка результатов.                                                
      При обработке результатов исследования необходимо использовать  ключ, 
 который сравнивается с ответами испытуемого.  Каждому  ответу  испытуемого 
 присваивается балл от 1 до 6 в соответствии с предложенными градациями от- 
 ветов:                                                                     
      "никогда"     - 1 балл;                                               
      "редко"       - 2;                                                    
      "иногда"      - 3;                                                    
      "часто"       - 4;                                                    
      "очень часто" - 5;                                                    
      "постоянно"   - 6 баллов.                                             
      Для получения количественного показателя уровня увлеченности  младших  
 подростков КИ в соответствии с ключом подсчитывается количество баллов  по 
 каждой шкале опросника. Затем полученные показатели подставляются в  урав- 
 нение множественной регрессии.                                             
 
      Анализ результатов.                                                   
      На основании разработанного теста по индексам степени интереса  к  КИ 
 выделяются следующие 3 уровня вовлеченности в КИ:                          
      1 - естественный уровень (от 6 до 11 баллов): КИ носит характер  раз- 
 влечения, не имеющего негативных последствий. Дети контролируют свою игро- 
 вую активность, редко играют и думают об игре;                             
      2 - средний (от 12 до 21 баллов): КИ  является  важной  частью  жизни 
 подростка; его внимание сфокусировано на определенных  видах  КИ,  но  при 
 этом он не теряет контроля над частотой игровых сеансов и  временными  за- 
 тратами на игру; КИ выполняет компенсаторные функции.                      
      3 - зависимость (от 22 до 37 баллов): КИ занимает все свободное  вре- 
 мя; подросток думает о КИ, о достигнутых результатах,  стремится  повысить 
 уровень этих результатов.                                                  
 
      Стандартная психометрическая проверка показала, что все шкалы  опрос- 
 ника имеют распределения, близкие к нормальному.                           
 
      Опросник состоит из 22 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      По данным автора методики все шкалы  опросника  имеют  распределения, 
 близкие к нормальному. В данной программе полученная сумма "сырых"  баллов 
 по 5 субшкалам теста переводится в 10-балльную шкалу  нормального  распре- 
 деления (стэновую шкалу).                                                  
      Интерпретация субшкал проводится по стэновой шкале.                   
      Интерпретация интегрального тестового показателя проводится по  урав- 
 нению множественной регрессии.                                             
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Тест-опросник степени увлеченности младших подростков            
           компьютерными играми.                                            
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                         *                                                  
                      10 ┼────────────────                                  
                       9 ┼    ▄▄                                            
                       8 ┼─▄▄─██──────────                                  
                       7 ┼ ██ ██ ▄▄    ▄▄                                   
                       6 ┼─██─██─██────██─                                  
                       5 ┼ ██ ██ ██    ██                                   
                       4 ┼─██─██─██─▄▄─██─                                  
                       3 ┼ ██ ██ ██ ██ ██                                   
                       2 ┼─██─██─██─██─██─                                  
                       1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██                                   
                       0 ┼─+──+──+──+──+──*                                 
                           Иэ Ис Иц Ир Ио                                   
 
 
                   Интегральный тестовый показатель:                        
 
    Икз ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████──────────────────────╢>             
 
          <─[1]──><─────[2]──────><──────────[3]───────────>                
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
   1. Эмоциональное отношение к КИ                - Иэ  =  20  8            
   2. Самоконтроль в КИ                           - Ис  =  35  9            
   3. Целевая направленность на КИ                - Иц  =  14  7            
   4. Родительское отношение к КИ                 - Ир  =   3  4            
   5. Предпочтение виртуального общения реальному - Ио  =  11  7            
   -------------------------------------------------------------            
           Индекс степени интереса к КИ - Икз =  83 23.53                   
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий уровень эмоциональной привлекательности  компьютерных         
 игр для ребенка. Игра выступает  средством  разрядки  психоэмоцио-         
 нального напряжения, средством компенсации  неудовлетворенных пот-         
 ребностей личности (в общении, родительской заботе и т.д.). В ходе         
 компьютерной игры  подросток  испытывает  ощущение  эмоционального         
 подъема.                                                                   
 
      Низкий уровень самоконтроля подростка в  компьютерных  играх.         
 Как правило, подросток не хочет прерывать компьютерную игру,  раз-         
 дражается при вынужденном отвлечении от игры и не способен сплани-         
 ровать окончание игры.                                                     
 
      Средний показатель азартной вовлеченности в компьютерные  иг-         
 ры, стремления к достижению все более высоких результатов.                 
 
      Средний показатель положительного отношения родителей к ком-          
 пьютерным играм.                                                           
 
      Средний показатель предпочтения виртуального общения  в  ком-         
 пьютерных играх реальному общению.                                         
 
      Индекс степени интереса к компьютерным  играм -  зависимость:         
 компьютерные игры занимают все свободное время; подросток думает о         
 компьютерных играх, о достигнутых результатах, стремится  повысить         
 уровень этих результатов.