МЕТОДИКА:                                  
                      Уровень эмоционального выгорания                      
                               (В.В. Бойко).                                
 
      Методика предназначена для диагностики структуры  психологической за- 
 щиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные 
 психотравмирующие действия.                                                
 
      Фазы и содержание синдрома эмоционального выгорания.                  
 
      Фаза напряжения.                                                      
      Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником  и  "запускающим" 
 механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет дина- 
 мический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или  уси- 
 лением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько 
 симптомов:                                                                 
      1. Симптом "переживания психотравмирующих обстоятельств". Проявляется 
 усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной  дея- 
 тельности, которые трудно или вовсе не устранимы. Если человек не ригиден, 
 то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние  и  негодова- 
 ние.                                                                       
      Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих  явлений  "выгора- 
 ния".                                                                      
      2. Симптом "неудовлетворенности собой". В результате неудач  или  не- 
 способности повлиять на психотравмирующие обстоятельства человек обычно    
 испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должнос-   
 тью, конкретными обязанностями. Действует механизм "эмоционального перено- 
 са" - энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на се- 
 бя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический контур "Я и обсто- 
 ятельства": впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травми- 
 руют личность и побуждают ее вновь и  вновь  переживать  психотравмирующие 
 элементы профессиональной деятельности.                                    
      В этой схеме особое значение имеют известные нам внутренние  факторы, 
 способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная  интериори- 
 зация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная  совест- 
 ливость и чувство ответственности. На начальных этапах "выгорания" они на- 
 гнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту.   
      3. Симптом "загнанности в клетку". Возникает не во всех случаях, хотя 
 выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотрав- 
 мирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто 
 приходит чувство безысходности. Мы пытаемся что-то изменить, еще и еще раз 
 обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к  уси- 
 лению психической энергии за счет индукции идеального: работает  мышление, 
 действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы  должного  и 
 желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объе- 
 мов. И если она не находит выхода, если не сработало  какое-либо  средство 
 психологической защиты, включая эмоциональное выгорание, то человек ощуща- 
 ет себя "загнанным в клетку".                                              
      4. Симптом "тревоги и депрессии". Обнаруживается в связи с профессио- 
 нальной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах,  побуждающих  к 
 эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство  не- 
 удовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряже- 
 ния в форме переживания ситуативной или личностной тревоги,  разочарования 
 в себе, в избранной профессии, в конкретной должности  или  месте  службы. 
 Симптом "тревоги и депрессии", пожалуй, крайняя точка в формировании  тре- 
 вожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.                
 
      Фаза резистенции (сопротивления).                                     
      Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически со- 
 противление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного 
 напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремит- 
 ся к психологическому комфорту, снизить давление внешних  обстоятельств  с 
 помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с  учас- 
 тием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:        
      1. Симптом "неадекватного  избирательного  эмоционального  реагирова- 
 ния".                                                                      
      Несомненный признак "выгорания", когда профессионал перестает улавли- 
 вать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями:  экономич- 
 ное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное  реагиро- 
 вание.                                                                     
      В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном  навыке 
 (подчеркиваем это обстоятельство) подключать к взаимодействию  с  деловыми 
 партнерами эмоции довольно ограниченного регистра  и  умеренной  интенсив- 
 ность: легкая улыбка, приветливый  взгляд,  мягкий,  спокойный  тон  речи, 
 сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения не- 
 согласия, отсутствие категоричности, грубости.                             
      Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно "экономит" на эмоци- 
 ях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного  реагирования  в 
 ходе рабочих контактов.                                                    
      Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в 
 профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение  к  их 
 личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.               
      2. Симптом "эмоционально-нравственной дезориентации". Он как  бы  уг- 
 лубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнером.  Нередко  у 
 профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного 
 эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию.           
      3. Симптом "расширения сферы экономии эмоций".  Такое  доказательство 
 эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осу- 
 ществляется вне профессиональной области - в общении с родными, приятелями 
 и знакомыми.                                                               
      4. Симптом "редукции профессиональных обязанностей". Термин  редукция 
 означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей  широ- 
 кое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сокра- 
 тить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.                    
 
      Фаза истощения.                                                       
      Характеризуется более или менее выраженным падением общего  энергети- 
 ческого тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме 
 "выгорания" становится неотъемлемым атрибутом личности.                    
      1. Симптом "эмоционального дефицита". К профессионалу приходит ощуще- 
 ние, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельнос- 
 ти. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, от- 
 зываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать  усиливать  интел- 
 лектуальную, волевую и нравственную отдачу.                                
      2.  Симптом "эмоциональной отстраненности". Личность почти  полностью 
 исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти никто не 
 волнует, почти ничто не вызывает эмоционального  отклика -  ни  позитивные 
 обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не  исходный  дефект  эмоцио- 
 нальной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания 
 людей эмоциональная защита.                                                
      3. Симптом "личностной отстраненности, или деперсонализации".  Прояв- 
 ляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в  про- 
 цессе общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интере- 
 са к человеку - субъекту профессионального действия. Он воспринимается как 
 неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что- 
 то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно  его 
 присутствие, сам факт его существования.                                   
      4. Симптом "психосоматических и психовегетативных нарушений". Симптом 
 проявляется на уровне физического и психического самочувствия.  Обычно  он 
 образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства:  многое  из 
 того, что касается субъектов  профессиональной  деятельности,  провоцирует 
 отклонения в соматических или психических состояниях.                      
 
      Программа дополнена шкалой достоверности информации, выявляющей  тен- 
 денцию представлять себя в "лучшем виде".                                  
 
      Опросник состоит из 93 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 20-30 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Уровень эмоционального выгорания.                                
 Ф.И.О: ___________________                                                 
 Доп. данные: _____________                                                 
 
 
                        Шкала неискренности:                                
 
                0 ╟─▒▒▒─────────────────────────╢> L                        
 
                    <──[-]──><─[?]─><───[+]───>                             
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
              % *                                                           
            100 ┼                                                           
             90 ┼                   ▄▄ ██                                   
             80 ┼                   ██ ██                                   
             70 ┼          ██       ██ ██                                   
             60 ┼       ▄▄ ██ ▄▄    ██ ██ ██ ██                             
             50 ┼───────██─██─██────██─██─██─██───────                      
             40 ┼ ▄▄    ██ ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██                          
             30 ┼ ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                       
             20 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                       
             10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                       
              0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                     
                  01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12                       
 
 
                          Тестовые показатели:                              
 
  Неискренность                                   - L  =   1   11%          
                             НАПРЯЖЕНИЕ:                                    
  Переживание психотравмирующих обстоятельств     - 01 =  12   40%          
  Неудовлетворенность собой                       - 02 =   8   27%          
  "Загнанность в клетку"                          - 03 =  18   60%          
  Тревога и депрессия                             - 04 =  22   73%          
  ----------------------------------------------------------------          
  Общий показатель напряжения                     - ОН =  60   50%          
 
                            РЕЗИСТЕНЦИЯ:                                    
  Неадекватное избирательное эмоц. реагирование   - 05 =  18   60%          
  Эмоционально-нравственная дезориентация         - 06 =  10   33%          
  Расширение сферы экономии эмоций                - 07 =  27   90%          
  Редукция профессиональных обязанностей          - 08 =  28   93%          
  ----------------------------------------------------------------          
  Общий показатель резистенции                    - ОР =  83   69%          
 
                             ИСТОЩЕНИЕ:                                     
  Эмоциональный дефицит                           - 09 =  20   67%          
  Эмоциональная отстраненность                    - 10 =  20   67%          
  Личностная отстраненность                       - 11 =  13   43%          
  Психосоматические и психовегетативные нарушения - 12 =  10   33%          
  ----------------------------------------------------------------          
  Общий показатель истощения                      - ОИ =  63   53%          
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Отношение к тестированию: открытость и откровенность  в  рас-         
 крытии особенностей своего характера и поведения.                          
 
      Склонность воспринимать сложившуюся ситуацию  на  работе  как         
 очень трудную, сложную или даже безысходную. Сосредоточенность  на         
 переживаниях своих неудач. Недостаточная  удовлетворенность  своей         
 карьерой. Ориентация на смену работы.                                      
 
      Повышенные тревожные ожидания по поводу своей работы.  Беспо-         
 койство за ее качество, продуктивность, умение оказывать партнерам         
 профессиональную поддержку, услугу или помощь. Преобладание  пони-         
 женного настроения. Некоторая разочарованность отдельными сторона-         
 ми своей деятельности, сомнения в своей компетентности.                    
 
      Склонность к неадекватному избирательному эмоциональному  ре-         
 агированию. Межличностное поведение может зависеть от  преобладаю-         
 щего настроения, самочувствия или субъективного отношения к  парт-         
 неру. Тенденция к переживанию негативных  чувств  к  некоторым  из         
 своих партнеров.                                                           
 
      Стремление к уклонению от эмоциональных контактов после рабо-         
 ты в связи с наличием чувства усталости, перенапряженности,  отри-         
 цательных эмоций. Направленность на уединение, ограничение общения         
 с родственниками, друзьями или знакомыми  в  свободное  от  работы         
 время.                                                                     
 
      Направленность на сворачивание  взаимодействия  с  партнерами         
 из-за наличия чувства усталости, напряженности или  отрицательного         
 эмоционального состояния.  Недостаточность  внимания  к  проблемам         
 партнера, отсутствие интереса к его личности, желание ограничиться         
 выполнением только профессиональных обязанностей.                          
 
      Пониженная эмоциональная отзывчивость и внимательность к сос-         
 тоянию партнеров, их просьбам или потребностям. Возможны  проявле-         
 ния некоторой холодности, нечувствительности, раздражения в  рабо-         
 те с людьми.                                                               
 
      Тенденция к эмоциональной отстраненности в контактах с  парт-         
 нерами. Недостаточная вовлеченность в происходящие на работе собы-         
 тия. Некоторая притупленность эмоционального реагирования, отгоро-         
 женность от чужих проблем и переживаний.