МЕТОДИКА:                                  
                  Опросник самоорганизации деятельности                     
                                  (ОСД)                                     
                            (Мандрикова Е.Ю.).                              
 
      Методика предназначен для диагностики сформированности навыков такти- 
 ческого планирования и стратегического целеполагания, особенностей  струк- 
 турирования деятельности самоорганизации. Данный опросник отражает степень  
 самоорганизации и саморегуляции деятельности посредством  структурирования 
 личного времени, построения планов, целеполагания. Опросник также описыва- 
 ет степень сформированности способностей  к  тактическому  планированию  и 
 стратегическому целеполаганию. Он может быть использован в психологическом 
 и организационном консультировании, в образовательных программах и в про-  
 цессе профессиональной подготовки.                                         
 
      Опросник самоорганизации деятельности - авторская  психодиагностичес- 
 кая методика, образованная при переводе и расширенной адаптации англоязыч- 
 ного опросника структуры  времени  (Time  Structure  Questionnaire - TSQ).  
 Оригинальная методика была разработана N. Feather и M. Bond.               
      Австралийские психологи Н. Фишер и М. Бонд ввели в научное  обращение 
 конструкт "структура времени" (timestructure). При этом они имели  в  виду 
 не физические концепции структуры времени, а его психологические  корреля- 
 ты, т.е. особенности восприятия и использования времени в  рамках  челове- 
 ческой жизни, связывая их с общим уровнем удовлетворенности жизнью,  уров- 
 нем субъективного благополучия, уровнем депрессии и психического здоровья. 
 Под структурой времени Н. Фишером и М. Бондом понималась степень, в  кото- 
 рой индивиды воспринимают использование своего времени как структурирован- 
 ное и целенаправленное. Для операционализации этого  понятия  они  создали  
 Опросник структуры времени.                                                
      По мнению авторов перевода и адаптации  методики  на  русском  языке, 
 оригинальная методика описывала не столько структуру времени, сколько лич- 
 ностную характеристику - структурирование времени, склонность к  его  осо- 
 знаванию и осмыслению.                                                     
 
      Из 20 пунктов оригинального опросника в  новую  полученную  структуру 
 вошли только пять "старых" пунктов, и только две шкалы - "Планомерность" и 
 "Настойчивость" - включают "старые" пункты из оригинального опросника TSQ. 
 Образованные добавленными пунктами в ходе адаптации опросника  на  русско- 
 язычной выборке являются  шкалы  "Целеустремленность",  "Самоорганизация", 
 "Фиксация" и "Ориентация на настоящее".                                    
      Хотя конструкты, лежащие в основе этих шкал, обсуждались и включались 
 в основу оригинального опросника, образованы они из составленных в резуль- 
 тате адаптации пунктов, а не из переведенных пунктов оригинального  опрос- 
 ника TSQ.                                                                  
 
      1. Шкала "Планомерность" измеряет степень  вовлеченности  субъекта  в 
 тактическое ежедневное планирование по определенным принципам.             
      2. Шкала "Целеустремленность" измеряет способность субъекта  сконцен- 
 трироваться на цели.                                                       
      3. Шкала "Настойчивость" измеряет склонность  субъекта  к  приложению 
 волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности.     
      4. Шкала "Фиксация" измеряет склонность субъекта к фиксации на  зара- 
 нее запланированной структуре организации событий во времени,  его  привя- 
 занность к четкому расписанию, ригидность в отношении планирования.        
      5. Шкала "Самоорганизация" измеряет склонность субъекта к использова- 
 нию внешних средств организации деятельности.                              
      6. Шкала "Ориентация на настоящее" измеряет временную  ориентацию  на 
 настоящее.                                                                 
 
                           Нормативные значения                             
 
            Шкала                 Мужчины          Женщины                  
                                  M      S         M      S                 
      Планомерность             19,03   4,61     17,41   5,43               
      Целеустремленность        32,96   4,79     32,48   7,13               
      Настойчивость             19,57   5,49     22,19   6,21               
      Фиксация                  19,19   4,75     18,47   5,45               
      Самоорганизация           9,99    5,00      9,49   4,14               
      Ориентация на настоящее   8,51    1,86      8,27   3,19               
      Общий показатель        109,24   15,13    108,30  19,02               
 
 
      Опросник состоит из 25 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Автором методики ОСД приводятся нормативные  значения  для  мужчин  и 
 женщин (средние по выборке и среднеквадратичные отклонения). В предположе- 
 нии, что данная выборка имеет т.н. "нормальное" распределение или  прибли- 
 женное "нормальному", в данной программе диаграмма и интерпретация резуль- 
 татов тестирования основаны на показателях выраженных в стандартных  оцен- 
 ках - стенах.                                                              
      Критерии интерпретации:                                               
      1-3  балла  - низкий тестовый показатель;                             
      4-7  баллов - средний тестовый показатель;                            
      8-10 баллов - высокий тестовый показатель.                            
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Опросник самоорганизации деятельности (ОСД).                     
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                        *                                                   
                     10 ┼                                                   
                      9 ┼                                                   
                      8 ┼                                                   
                      7 ┼────────────────▄▄─                                
                      6 ┼       ▄▄       ██                                 
                      5 ┼       ██       ██                                 
                      4 ┼       ██       ██                                 
                      3 ┼────▄▄─██───────██─                                
                      2 ┼    ██ ██ ▄▄ ▄▄ ██                                 
                      1 ┼ __ ██ ██ ██ ██ ██                                 
                      0 ┼─+──+──+──+──+──+──*                               
                          Пл Цл Нс Фк См ОН                                 
 
 
                  Интегральный тестовый показатель:                         
 
         ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>            
 
          <──────[-]────><───────[=]────────><─────[+]─────>                
 
 
                        Тестовые показатели:                                
                                                    St                      
             1. Планомерность           - Пл =   4   1                      
             2. Целеустремленность      - Цл =  23   3                      
             3. Настойчивость           - Нс =  23   6                      
             4. Фиксация                - Фк =   9   2                      
             5. Самоорганизация         - См =   3   2                      
             6. Ориентация на настоящее - ОН =  10   7                      
             -----------------------------------------                      
             Интегральный показатель    - СД =  72   2                      
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Планомерность.                                                     
      Низкий уровень склонности к планированию своей деятельности и         
 планомерному следованию разработанному плану.                              
 
      2. Целеустремленность.                                                
      Высокий уровень целеустремленности и целенаправленности. Зна-         
 ет, чего хочет и к чему стремится, идет по направлению к своим це-         
 лям.                                                                       
 
      3. Настойчивость.                                                     
      Высокий уровень настойчивости. Волевой и организованный чело-         
 век, способный усилием воли структурировать свою поведенческую ак-         
 тивность и завершить начатое дело.                                         
 
      4. Фиксация.                                                          
      Исполнительность и обязательность, стремление всеми возможны-         
 ми способами завершить начатое дело. Возможно, недостаточная  гиб-         
 кость в планировании своей деятельности и в построении отношений.          
 
      5. Самоорганизация.                                                   
      Низкий уровень склонности при организации своей  деятельности         
 прибегать к помощи внешних средств, помогающих в управлении време-         
 нем, что может негативно сказываться на его  уровне  самоорганиза-         
 ции.                                                                       
 
      6. Ориентация на настоящее.                                           
      Склонность фиксироваться на происходящем с  ним  в  настоящий         
 момент времени, для него переживания и происходящее  "здесь-и-сей-         
 час" имеет особую ценность и значимость.                                   
 
                  Интегральный тестовый показатель.                         
      Предпочитает жить спонтанно, не привязывать свою деятельность         
 к жесткой структуре и целям. Его будущее для него самого достаточ-         
 но туманно, ему не свойственно четко планировать  свою  ежедневную         
 активность и прилагать волевые усилия для завершения начатых  дел,         
 однако это позволяет ему достаточно быстро и  гибко  переключаться         
 на новые виды активности, не "застревая" на структурировании своей         
 деятельности.