МЕТОДИКА:                                  
                            Cтиль управления.                               
 
      Методика предназначена для диагностики преобладающего стиля  руковод- 
 ства коллективом по трем измерительным шкалам:                             
      1. Авторитарный стиль управления.                                     
      2. Демократический стиль управления.                                  
      3. Попустительский стиль управления.                                  
 
                          АВТОРИТАРНЫЙ КОМПОНЕНТ.                           
      Стремление максимально подчинить своему влиянию коллектив, единолично 
 вырабатывать решения, координировать и контролировать деятельность  подчи- 
 ненных. Ориентация исключительно на собственное мнение  и  оценки.  Склон- 
 ность к автократическому давлению на подчиненных,  непреклонность и  реши- 
 тельность  в  суждениях,  чрезмерная  резкость в критике и предвзятость  в 
 оценках, нежелание признавать свои ошибки.  Большая дистанция с  подчинен- 
 ными. Честолюбие, низкая совместимость с заместителями, игнорирование  об- 
 щественным мнением. Устранение других людей от участия в решении важнейших 
 вопросов, как стратегических, так и тактических. Четкое распределение обя- 
 занностей, строгий контроль выполнения любой задачи, злоупотребление нака- 
 заниями. Жесткое пресечение чьей-либо инициативы,  которая  воспринимается 
 как акт своеволия и посягательства на авторитет и достоинство  руководите- 
 ля. Все руководящие указания имеют форму приказов, ультимативных  требова- 
 ний и распоряжений. Малейшие отклонения от  его  указаний  вызывают  гнев, 
 возмущение и следующие за ними жесткие административные санкции: выговоры, 
 взыскания, лишения льгот и т.п. Отрицательное отношение к  самостоятельным 
 подчиненным; склонность относится с симпатией только к тем,  кто ни в  чем 
 ему не перечит и поддерживает все его предложения.                         
 
                "Авторитарная" модель управления (теория "X").              
      1. Представления о человеке.                                          
      По своей природе человек не склонен к труду.  Предоставленный  самому 
 себе, он старается не работать или работать как можно меньше. Это  означа- 
 ет, во-первых, что он избегает ответственности, не стремится сделать  кол- 
 лективные интересы собственной моделью и, во-вторых, что труд для человека 
 является лишь неприятной обязанностью. Его отношение к труду, таким  обра- 
 зом, может быть только пассивным.                                          
      2. Стратегия руководства.                                             
      Мотивация: эффективна лишь внешняя мотивация, положительная или отри- 
 цательная.                                                                 
      Практика руководства: пассивное отношение к труду требует  авторитар- 
 ного стиля руководства. В условиях, когда люди делают лишь то, что им  по- 
 ручают, одному руководителю приходится принимать решения, организовывать и 
 планировать работу, распределять задачи, указывая каждому четко обозначен- 
 ный вид работы.                                                            
      Контроль: руководитель осуществляет постоянный и  скрупулезный  конт- 
 роль за выполнением работы. В противном случае люди отлынивают от работы.  
      Информация: руководитель собирает информацию для личного пользования. 
      Оценка: руководитель оценивает сам или прибегает к помощи экспертов.  
      Решение: руководитель вырабатывает решение один или с помощью  своего 
 начальства.                                                                
      Ясность: приказы или распоряжения ясные, четкие, краткие.             
      Принятие: применение санкций, авторитет, компетентность, пример руко- 
 водителя, убеждение.                                                       
      Взаимодействие: разделение труда. Общий план имеется только у руково- 
 дителя. Арбитраж пограничных конфликтов.                                   
 
 
                          ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ.                        
      Ориентация на инициативу сотрудников, творческий подход к выполняемой 
 работе, сознательное соблюдение дисциплины. Стремление предоставлять само- 
 стоятельность наиболее способным подчиненным,  делегировать  полномочия  и 
 разделять ответственность. Умение координировать и направлять деятельность 
 коллектива, убеждать и оказывать моральную поддержку,  быть справедливым и 
 тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности  и  социально- 
 психологические процессы коллектива. Ориентация в своих решениях на мнение 
 и пожелания коллектива, которые его действительно  интересуют,  и  поэтому 
 подчиненные чувствуют себя с ним свободно, охотно общаются, доверяют  свои 
 личные заботы и проблемы. Хорошая осведомленность о внутренней жизни  кол- 
 лектива, знание всех основных забот и тревог своих подчиненных.  Мягкость, 
 тактичность и коллегиальность - главные достоинства  руководителя  данного 
 стиля управления.                                                          
 
              "Демократичская" модель управления (теория "Y").              
      1. Представления о человеке.                                          
      По своей природе человек склонен к труду. Он не избегает  ответствен- 
 ности, ориентирован на общественную  полезность  труда,  находит  в  труде 
 удовлетворение, вырабатывает у себя активное отношение к труду.            
      2. Стратегия руководства.                                             
      Мотивация: действие внутренней мотивации достаточно эффективно. Зара- 
 боток воспринимается больше как компенсация, нежели как средство  стимули- 
 рования труда.                                                             
      Практика руководства: коллективный, демократический стиль  руководст- 
 ва, ориентированный на участие членов коллектива. Руководитель своим пове- 
 дением должен стимулировать такое участие.                                 
      Контроль: решающую роль играет  самоконтроль,  дополняемый  временами 
 контролем со стороны руководителя и коллектива.                            
      Информация: руководитель информирует подчиненных и получает  информа- 
 цию.                                                                       
      Оценка: руководитель узнает мнение подчиненных и обменивается  с ними 
 точками зрения.                                                            
      Решение: руководитель вырабатывает решения совместно с подчиненными.  
      Ясность: обсуждение, разрешаются замечания. Ясность является  резуль- 
 татом общего обсуждения.                                                   
      Принятие: принятие обеспечивается участием в информации, консультации 
 и обсуждении решения.                                                      
      Взаимодействие: общая цель. Каждый знает свою работу и работу других. 
 
 
                         ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ.                         
      Незначительность  участия  руководителя  в  управлении   коллективом, 
 стремление как можно меньше вмешиваться в его дела,  предоставлять  подчи- 
 ненным слишком большую свободу действий и поведения. Тенденция к  проявле- 
 нию безразличия к интересам сотрудников, нежелание брать на себя  ответст- 
 венность и принимать сложные решения, нетребовательность и  самоустранение 
 от управления. Недостаточная принципиальность и неумение  отстаивать  свою 
 точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов.  Выражен- 
 ная снисходительность к работникам, попустительство, либеральность,  пани- 
 братство с подчиненными. Контроль за деятельностью сотрудников осуществля- 
 ется эпизодически. Непоследовательность в  своих  требованиях.  Склонность 
 основной своей функцией считать снабжение подчиненных информацией и  сове- 
 тами, но и это делать преимущественно в тех случаях,  когда они сами обра- 
 щаются за помощью и какими-нибудь сведениями. Замечания, порицания, похва- 
 ла руководителя в большинстве случаев  носят  формальный  характер;  любые 
 объяснения по поводу невыполненных заданий  или  нарушений  дисциплины  он 
 принимает на веру, без критического к ним отношения. В коллективе, в кото- 
 ром руководитель придерживается либерального стиля управления, подчиненные 
 в основном предоставлены самим себе. Поэтому ожидать  высоких  результатов 
 можно только от очень самостоятельных и волевых сотрудников.               
 
      Анкета состоит из 60 суждений.                                        
      Примерное время тестирования - 30 мин.                                
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Стиль управления.                                                
 Ф.И.О: _________________                                                   
 Доп. данные: ___________                                                   
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓──────────────────────────╢> Ав           
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢> Дм           
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢> Пп           
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><──[+]───><──[++]──>                 
 
                         Тестовые показатели:                               
           1. Авторитарный стиль управления     -  Ав = 10                  
           2. Демократический стиль управления  -  Дм = 15                  
           3. Попустительский стиль управления  -  Пп =  6                  
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ. Средний тестовый показатель.                      
      Стремление к лидерству, умение руководить  действиями  подчи-         
 ненных, требовательность и настойчивость,  стремление  воздейство-         
 вать на коллектив силой  приказа  и  принуждением,  целеустремлен-         
 ность.                                                                     
                               -----                                        
 
      ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Повышенный тестовый показатель.                
      Стремление к поощрению инициативы и творческого подхода к вы-         
 полняемой  работе,  сознательного соблюдения дисциплины со стороны         
 подчиненных.  Склонность делегировать полномочия и  разделять  от-         
 ветственность.  Преобладание  демократичности  в принятии решений.         
 Умение убеждать и разъяснять приказы, сочетать поощрение и принуж-         
 дение, прислушиваться к предложениям подчиненных.                          
 
 Приложение.                                                                
                  "Демократическая" модель управления                       
                           (теория "Y").                                    
      1. Представления о человеке.                                          
      По своей природе человек склонен к труду. Он не избегает  от-         
 ветственности, ориентирован на общественную полезность труда,  на-         
 ходит в труде удовлетворение, вырабатывает у себя  активное  отно-         
 шение к труду.                                                             
      2. Стратегия руководства.                                             
      Мотивация: действие внутренней мотивации достаточно эффектив-         
 но. Заработок воспринимается больше как  компенсация,  нежели  как         
 средство стимулирования труда.                                             
      Практика  руководства:  коллективный,  демократический  стиль         
 руководства, ориентированный на участие членов коллектива. Руково-         
 дитель своим поведением должен стимулировать такое участие.                
      Контроль: решающую роль играет самоконтроль, дополняемый вре-         
 менами контролем со стороны руководителя и коллектива.                     
      Информация: руководитель информирует подчиненных  и  получает         
 информацию.                                                                
      Оценка: руководитель узнает мнение подчиненных и обменивается         
 с ними точками зрения.                                                     
      Решение: руководитель вырабатывает решения совместно с подчи-         
 ненными.                                                                   
      Ясность: обсуждение, разрешаются замечания. Ясность  является         
 результатом общего обсуждения.                                             
      Принятие: принятие обеспечивается участием в информации, кон-         
 сультации и обсуждении решения.                                            
      Взаимодействие: общая цель. Каждый знает свою работу и работу         
 других.                                                                    
                               -----                                        
 
      ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ. Пониженный тестовый показатель.                
      Склонность руководить  действиями подчиненных,  ставить перед         
 ними задачи, распределять обязанности и контролировать их выполне-         
 ние. Стремление избегать проявления либеральности и панибратства с         
 подчиненными.                                                              
                               -----