МЕТОДИКА:                                  
         Карта экспертной оценки социально-психологической адаптации        
                        (Карта наблюдения Д. Стотта).                       
 
      Карта наблюдения Стотта предназначена для изучения особенностей  уче- 
 ников, дезадаптированных к условиям школы. Может использоваться для  испы- 
 туемых разного возраста.                                                   
      Дезадаптация предполагает невыполнение школьных требований вследствие 
 нежелания, неумения, или неспособности  ученика.  Среди  дезадаптированных 
 выделяют два основных типа учащихся. Во-первых, это  те  ученики,  которые 
 создают серьезные проблемы для окружающих (педагогов, других  детей,  тех- 
 персонала) - так называемые трудные. Во-вторых, это ученики, которые  сами 
 страдают от трудностей, но не доставляют окружающим особых неприятностей - 
 "страдающие" ученики.                                                      
      Можно выделить три формы школьной дезадаптации:                       
      1) преимущественно внешнюю - поведенческую;                           
      2) преимущественно внутреннюю - психологическую:                      
      3) смешанную.                                                         
      Карта наблюдения Стотта, оценивающая степень и характер  дезадаптации 
 школьника, состоит из 16 комплексов-симптомов -  образцов  поведения,  или 
 симптомокомплексов (СК). СК представлены в виде перечней - и пронумерованы 
 I - XVI. В каждом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При  заполне- 
 нии карты наблюдения наличие каждого из указанных в ней образцов поведения 
 у обследуемого отмечается знаком "+", а отсутствие знаком "-". Эти  данные 
 заносятся в специальную таблицу.                                           
      Заполняющий карту наблюдения, сделав заключение о наличии или  отсут- 
 ствии очередного образца поведения, вписывает в  столбец  соответствующего 
 СК номер образца поведения и справа от номера  ставит  знак "+"  или  знак 
 "-". Образец поведения обладает неодинаковым информативным удельным весом. 
 Поэтому при переводе первичных эмпирических показателей (+, -)  в  "сырые" 
 оценки за одни образцы поведения дается 1 балл, за другие - 2  балла.  Для 
 этого пользуются таблицей перевода первичных  эмпирических  показателей  в 
 "сырые" оценки. В каждом СК баллы за образцы поведения суммируются.  Затем 
 суммы "сырых" оценок по каждому СК переводятся  в  процентные  показатели, 
 которые указывают на выраженность каждого из СК у обследуемого  от  макси- 
 мально возможной. Таблица строится следующим способом:                     
      1. Суммируются все баллы по каждому СК из таблицы первичных показате- 
 лей.                                                                       
      2. Каждая из возможных "сырых" оценок делится на максимально  возмож- 
 ную сумму и умножается на 100 %.                                           
      Согласно утверждению Стотта, числовые показатели СК имеют  ориентиро- 
 вочное значение. Поэтому при интерпретации обращаться с ними  нужно  осто- 
 рожно. Кроме того, методика не стандартизирована. Целесообразно  использо- 
 вать ее результаты как ориентиры в индивидуальном подходе, но не  как  ос- 
 нования для диагноза.                                                      
      С помощью квантилей числовые шкалы (от 0 до 100 %) разбиты для каждо- 
 го СК на пять интервалов.                                                  
      Интервал от 0 до 20 % говорит о настолько слабой выраженности качест- 
 ва, что оно практически не присуще данному СК.                             
      Интервал от 80 до 100% свидетельствует о том, что здесь  качество  СК 
 "переросло себя" и мы имеем дело с другим качеством.                       
      Для правильной интерпретации крайних интервалов особенно важно  прив- 
 лечение дополнительных сведений.                                           
      Интервал 20%-40% - заметная выраженность качества;                    
      Интервал 40%-60% - сильная выраженность качества;                     
      Интервал 60%-80% - очень сильная выраженность качества.               
 
                          Содержание симптомокомплексов.                    
 
      I-НД - Недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям.            
      СК НД положительно коррелирует с сенситивностью по ПДО  Личко.  Любые 
 достижения стоят ребенку огромных усилий. От 1 до 11 - менее явные симпто- 
 мы, от 12 до 17 - симптомы явного нарушения.                               
 
      II-O - Ослабленность (астения).                                       
      Речь идет не о клинических и даже не о субклинических формах слабости 
 состояния, а о проявлениях апатии,  пониженного  настроения,  своего  рода 
 нейро-физиологической истощаемости. В более легкой форме спады энергии че- 
 редуются с проявлениями энергичности и активности. СК "О" говорит о  дефи- 
 ците энергетических ресурсов организма ребенка. Симптомы  9-20  говорят  о 
 более выраженной депрессии. Пунктам синдрома "О" обычно сопутствуют  выра- 
 женные синдромы НВ и ТВ, особенно в ее крайних формах. По всей вероятности 
 они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.         
 
      III-У - Уход в себя. Избегание контактов с людьми, самоустранение.    
      Защитная установка по отношению к контактам с любыми людьми,  неприя- 
 тие проявляемого к нему чувства любви.                                     
 
      IV-ТВ - Тревога за "принятие" взрослыми и интерес с их стороны.       
      Беспокойство и неуверенность относительно того,  интересуются  ли  им 
 взрослые, любят ли его. СК ТВ выражает тревожные надежды, стремления,  по- 
 пытки ребенка к установлению и сохранению хороших отношений со  взрослыми. 
 Симптомы 1-6 - ребенок старается убедиться, что его  "принимают"  и  любят 
 взрослые. Симптомы 7-10 - ребенок обращает на себя внимание и преувеличен- 
 но добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 - ребенок проявляет  большое 
 беспокойство о том, "принимают" ли его взрослые.                           
 
      V-НВ - Неприятие взрослых.                                            
      Проявления различных форм неприятия взрослых, от  избегания  учителя, 
 подозрительности до неконтролируемой враждебности. Симптомы 1-4 -  ребенок 
 проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут  быть  началом 
 враждебности или депрессии. Симптомы 5-9 - ребенок то относится ко  взрос- 
 лым враждебно, то  старается  добиться  их  хорошего  отношения.  Симптомы 
 10-17 - открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Сим- 
 птомы 18-24 - полная, неуправляемая, привычная враждебность.               
 
      VI-ТД - Тревога за "принятие" детьми.                                 
      Беспокойство и неуверенность в том, любят ли его другие дети и  пред- 
 ставляет ли он для них интерес. СК ТД выражает те же тенденции  что  и  СК 
 ТВ, но в отношении сверстников. Временами принимает форму  открытой  враж- 
 дебности. Все симптомы одинаково важны.                                    
 
      VII-А - Асоциальность.                                                
      Недостаток стремления следовать социальным -  морально-нравственным - 
 нормам. Ребенок не стремится получить одобрение взрослого.  Однако  термин 
 "асоциальное" поведение не является синонимом  термина  "антисоциальное" - 
 преступно-криминальное - поведение. Хотя при сильной выраженности СК (82 % 
 и более) последнее может иметь место. Слабая выраженность СК А (14 % и ме- 
 нее) может быть и в случае, если нравственные ценности ученика  выше,  чем 
 предъявляемые ему школой моральные  требования  (что  не  обязательно,  но 
 встречается). СК А связан с неуверенностью в одобрении  взрослых,  которая 
 выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1-5 - отсутствие  ста- 
 рания понравиться взрослым, безразличие и отсутствие заинтересованности  в 
 хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 - у более старших детей могут ука- 
 зывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-16 -  отсутствие 
 моральной чувствительности.                                                
 
      VIII-КД - Конфликтность с детьми.                                     
      Враждебное отношение к другим детям - от ревнивого  соперничества  до 
 открытой враждебности. Надо отметить, что слабая выраженность СК НВ  и  КД 
 может говорить о попытках установления или сохранения  хороших  отношений, 
 но не нормальными, а ошибочными способами. Это может быть сигналом  о  на- 
 чавшемся переходе "от любви к ненависти", когда проявления плохого еще че- 
 редуются с проявлениями хорошего.                                          
 
      IX-Н - Неусидчивость, или неугомонность.                              
      Нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей  усидчивости, 
 концентрации внимания или размышления, избегание долговременных усилий.    
 
      Х-ЭН - Эмоциональные напряжения, или эмоциональная незрелость.        
      Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего  в  условиях 
 школы к эмоциональному перенапряжению (стрессам). Проявляется в инфантиль- 
 ности речи, тревожности, склонности к слезам. Симптомы 1-5 свидетельствуют 
 об эмоциональной незрелости, 6 и 7 - о серьезных трудностях, 8-10 - о про- 
 гулах и непунктуальности.                                                  
 
      XI-НС - Невротические симптомы.                                       
      Включают в себя признаки невроза, преимущественно невроза  навязчивых 
 состояний: частое моргание, грызение ногтей, сосание пальца и т.д., отчас- 
 ти невроза страхов.                                                        
 
      XII-С - Среда.                                                        
      Содержит несколько внешних признаков -  сигналов  того,  что  ребенок 
 растет в неблагополучной среде,  прежде  всего,  неблагоприятном  семейном 
 кругу.                                                                     
 
      XIII-УР - Умственное развитие.                                        
      Констатирует уровень отставания в предметных  знаниях  и  навыках,  а 
 также предполагает оценку общего впечатления, производимого уровнем  умст- 
 венного развития ребенка.                                                  
 
      XIV-СР - Сексуальное развитие.                                        
      Фиксирует общую оценку, даваемую учителем темпам и направленности по- 
 лового развития.                                                           
 
      XV-Б - Болезнь.                                                       
      Содержит внешние признаки, по которым можно определить заболевание  у 
 ребенка, но, конечно, не позволяет поставить точный диагноз.               
 
      XVI-Ф - Физическое развитие.                                          
      Обращает внимание на ненормальность телосложения. Слабость  зрения  и 
 слуха.                                                                     
 
      К группе СК, связанным с конституцией нервной системы,  относятся  О, 
 Н, ЭН, НС, а также отчасти НД и У.                                         
      Группа СК С, УР, СР, а также отчасти Б и ФР имеет важное значение для 
 понимания личности учащегося. Однако необходимо учитывать, что в силу раз- 
 личных причин в карте наблюдения эти СК недостаточно  информативны.  Чтобы 
 интерпретация числовой выраженности была адекватной, необходимо:           
      1) анализировать не только итоговую выраженность СК, но и  отмеченные 
 образцы поведения;                                                         
      2) привлечь дополнительные данные об ученике, которые нужно  получить 
 от учителя в беседе или из составленной учителем характеристики.           
 
                  Примечания к компьютерной версии.                         
 
      Условные критерии оценки тестовых показателей:                        
       0% -       тенденция отсутствует;                                    
       1% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
      Автоматическая интерпретация результатов заполнения  карты  экспертом 
 построена на следующих принципах:                                          
      1. В файл отчета включаются все симптомы, которые были отмечены  экс- 
 пертом знаком "+". При этом симптомы неприспособленности  отмечены  знаком 
 "*". Симтомы нарушений не имеют этого знака.                               
      2. После описания симптомов каждого симпомокомплекса выводится  общая 
 оценка суммарного показателя выраженного в процентах.                      
      3. В режиме ввода суммарных показателей выводится только общая  оцен- 
 ка суммарного показателя выраженного в процентах.                          
      Таким образом, файл отчета представляет собой  своеобразную  характе- 
 ристику ученика, дезадаптированного к условиям  школы.  Окончательное  за- 
 ключение должно быть сделано психологом с привлечением всей имеющейся  до- 
 полнительной информации о данном конкретном ученике.                       
 
      Карта наблюдения состоит из 16 тем (197 пунктов оценки).              
      Примерное время заполнения карты 30-40 минут.                         
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
       Методика: Карта экспертной оценки социально-психологической          
                 адаптации.                                                 
       Ф.И.О: __________________                                            
       Доп. данные:_____________                                            
 
 
                                 Диаграмма:                                 
 
                 *                                                          
             100 ┼                                                          
              90 ┼                                                          
              80 ┼─────────────────────────────────────────────────         
              70 ┼                                                          
              60 ┼                                                          
              50 ┼          ▄▄                ▄▄                            
              40 ┼ ▄▄       ██    ▄▄          ██                            
              30 ┼─██─▄▄────██─▄▄─██─▄▄────▄▄─██───────────────────         
              20 ┼ ██ ██    ██ ██ ██ ██    ██ ██                            
              10 ┼ ██ ██ __ ██ ██ ██ ██    ██ ██    ▄▄ ▄▄                   
               0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*        
                   НД О  У  ТВ НВ ТД А  КД Н  ЭН НС С  УР СР Б  Ф           
 
 
                             Симптомокомплексы:                             
 
        I. Недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям  НД =  39%    
       II. Ослабленность (астения)                              О =  32%    
      III. Уход в себя                                          У =   5%    
       IV. Тревога за "принятие" взрослыми                                  
                                       и интерес с их стороны  ТВ =  48%    
        V. Неприятие взрослых                                  НВ =  26%    
       VI. Тревога за "принятие" детьми                        ТД =  43%    
      VII. Асоциальность (недостаток социальной нормативности)  А =  32%    
     VIII. Конфликтность с детьми                              КД =   0%    
       IX. Неусидчивость (неугомонность)                        Н =  25%    
        X. Эмоциональные напряжения (эмоциональная незрелость) ЭН =  47%    
       XI. Невротические симптомы                              НС =   0%    
      XII. Среда (неблагоприятные условия среды)                С =  14%    
     XIII. Умственное развитие                                 УР =  11%    
      XIV. Сексуальное развитие                                СР =   0%    
       XV. Болезнь                                              Б =   0%    
      XVI. Физические развитие                                  Ф =   0%    
 
 
                               ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                               
 
 
           I. Недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям.           
          Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказы-     
     вает ее, если его об этом попросят.                                    
          Любит, если ему оказывают симпатию, но не просит о ней.           
          Никогда не приносит учителю цветов или других подарков.           
          Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им  ве-     
     щей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают.      
          Хочет быть замеченным прежде, чем поздоровается с учителем.       
         *Не приближается к учителю по собственной инициативе.              
         *Легко устраняется из активного участия в игре.                    
                                   ---                                      
               Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:              
                       Заметная выраженность качества.                      
 
                        II. Ослабленность (астения).                        
          В играх иногда активен, иногда апатичен.                          
          Иногда проявляет отсутствие интереса во время свободных заня-     
     тий.                                                                   
          При выполнении ручной работы иногда очень старателен,  иногда     
     совсем нет.                                                            
          Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.        
         *Вял, безынициативен в классе.                                     
         *Апатичен, пассивен, невнимателен.                                 
         *Проявляет внезапные спады энергии.                                
                                   ---                                      
               Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:              
                       Заметная выраженность качества.                      
 
                            III. Уход в себя.                               
          Не проявляет интереса к коллективным играм.                       
                                   ---                                      
               Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:              
                        Слабая выраженность качества.                       
 
        IV. Тревога за "принятие" взрослыми и интерес с их стороны.         
          Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).                   
          Всегда находит предлог занять учителя своей особой.               
         *Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.       
         *Пытается "монополизировать" учителя  (занимать  его  исключи-     
     исключительно своей особой).                                           
          Рассказывает фантастические, вымышленные истории.                 
         *Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилага-     
     ет со своей стороны никаких стараний в этом направлении.               
          Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и     
     приобрести их симпатии.                                                
                                   ---                                      
               Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:              
                        Сильная выраженность качества.                      
 
                          V. Неприятие взрослых.                            
          Переменчив в настроениях.                                         
          Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда  находится     
     в хорошем настроении.                                                  
         *Очень переменчив в поведении, иногда  производит  впечатление     
     человека, умышленно плохо выполняющего работу.                         
         *Негативная позиция, если ему делают замечания.                    
         *Всегда на что-то претендует и всегда считает, что справедливо     
     наказан.                                                               
         *Очень непослушный, не соблюдает дисциплину.                       
                                   ---                                      
               Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:              
                       Заметная выраженность качества.                      
 
                      VI. Тревога за "принятие" детьми.                     
         *"Играет героя", особенно когда ему делают замечания.              
          Не может удержаться, чтобы не играть перед окружающими.           
          Проявляет наклонность прикидываться дурачком.                     
          Слишком смел (рискует без надобности).                            
          Любит быть в центре внимания.                                     
          Хвастается перед другими детьми.                                  
         *Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.                     
                                   ---                                      
               Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:              
                        Сильная выраженность качества.                      
 
          VII. Асоциальность (недостаток социальной нормативности).         
          Не заинтересован в учебе.                                         
          Работает в школе только тогда, когда над ним "стоят" или ког-     
     да его заставляют работать.                                            
          Работает вне школы только тогда, когда его  контролируют  или     
     заставляют работать.                                                   
          Проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.              
          Не будучи застенчивым, никогда не просит о помощи.                
          Никогда добровольно не берется ни за какую работу.                
          Списывает домашние задания у других.                              
                                   ---                                      
               Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:              
                       Заметная выраженность качества.                      
 
                   IX. Неусидчивость (неугомонность).                       
          Нестарателен в школьных занятиях.                                 
          Не может в классе быть внимательным или длительно  на  чем-то     
     сосредоточиться.                                                       
          Слишком беспокойный, чтобы запоминать замечания или указания,     
     полученные от взрослых.                                                
                                   ---                                      
               Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:              
                       Заметная выраженность качества.                      
 
          X. Эмоциональные напряжения (эмоциональная незрелость).           
         *Раз или два пытался прогуливать уроки.                            
          Часто опаздывает.                                                 
          Уходит с отдельных уроков.                                        
         *Неорганизован, разболтан, несобран.                               
         *Ведет себя в группе как отверженный.                              
                                   ---                                      
               Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:              
                        Сильная выраженность качества.                      
 
                XII. Среда (неблагоприятные условия среды).                 
          Часто отсутствует в школе - полдня или целый день.                
                                   ---                                      
               Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:              
                        Слабая выраженность качества.                       
 
                        XIII. Умственное развитие.                          
          Очень отстает в учебе.                                            
                                   ---                                      
               Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:              
                        Слабая выраженность качества.