МЕТОДИКА:                                  
                      Стратегии семейного воспитания                        
                             (Н.М. Рухленко).                               
 
      Методика предназначена  для  оценки  стратегии  семейного  воспитания 
 (стиля): авторитетного, авторитарного, либерального и индифферентного.     
 
      Авторитетный стиль (в терминологии  других  авторов -  "демократичес- 
 кий", "сотрудничество").                                                   
      Осознание своей важной роли в становлении личности ребенка, но  и  за 
 ним самим признается право на саморазвитие. Понимание того, какие требова- 
 ния необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах  отмечается 
 готовность пересматривать свои позиции. Родители  поощряют  личную  ответ- 
 ственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными 
 возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют 
 в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Ро- 
 дители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чут- 
 ко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботят- 
 ся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формиру- 
 ет правильное, ответственное социальное поведение.                         
 
      Авторитарный стиль (в терминологии  других  авторов -  "автократичес- 
 кий", "диктат", "доминирование").                                          
      Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и при- 
 лагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они,  вероятно,  очень 
 категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку  порой  неуютно  под 
 их контролем. Родители с таким стилем  воспитания  ограничивают  самостоя- 
 тельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои  требования, 
 сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами  и  физи- 
 ческими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей  по- 
 рождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки со- 
 противляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко  поки- 
 дают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуве- 
 ренные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не  совершая  по- 
 пыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подрост- 
 кам матери склонны реализовывать более "разрешающее" поведение, то автори- 
 тарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При 
 таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля,  ос- 
 нованный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только  угроза  
 наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально ан- 
 тиобщественным.                                                            
      Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми,  поэтому 
 между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к 
 подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружа- 
 ющим.                                                                      
 
      Либеральный стиль (в терминологии других авторов - "попустительский", 
 "снисходительный", "гипоопека"). Родители  высоко  ценят  своего  ребенка, 
 считают простительными его слабости. Легко общаются с ним,  доверяют  ему, 
 не склонны к запретам и ограничениям.  Становясь  более  взрослыми,  такие 
 подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им,  не  способны  учитывать 
 интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не гото- 
 вы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая  недос- 
 таток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоцио- 
 нального отторжения, дети чувствуют страх и  неуверенность.  Неспособность 
 семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в 
 асоциальные группы, поскольку психологические механизмы,  необходимые  для 
 самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформиро- 
 вались.                                                                    
 
      Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются  для  родителей 
 первостепенными, поскольку у много других забот. Свои проблемы  ребенку  в 
 основном приходится решать самому.                                         
 
      Обработка и интерпретация результатов.                                
      Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен  в 
 семье определенный стиль воспитания. Если среди ответов не преобладает ка- 
 кая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле вос- 
 питания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктует- 
 ся сиюминутным настроением.                                                
 
      Вопросник состоит из 10 утверждений.                                  
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Стратегии семейного воспитания.                                  
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────────╢> Ав            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒──────────────────────────────────────────────╢> Ар            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢> Лб            
 
    0 ╟────────────────────────────────────────────────────╢> Ин            
 
        <──[--]──><──[-]───><──[==]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                       Tестовые показатели:                                 
 
                   1. Авторитетный    -  Ав =  7                            
                   2. Авторитарный    -  Ар =  1                            
                   3. Либеральный     -  Лб =  2                            
                   4. Индифферентный  -  Ин =  0                            
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                      1. АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ.                                
                  Описание стратегии воспитания:                            
      Осознание своей важной роли в становлении  личности  ребенка,         
 но и за ним самим признается право на саморазвитие. Понимание  то-         
 го, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В  ра-         
 зумных пределах отмечается готовность пересматривать свои позиции.         
 Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих         
 детей в соответствии с  их  возрастными  возможностями.  Подростки         
 включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии реше-         
 ний, выслушивают и обсуждают мнение и советы  родителей.  Родители         
 требуют от детей осмысленного поведения  и  стараются  помочь  им,         
 чутко относясь к их запросам. При этом родители  проявляют  твер-          
 дость, заботятся о справедливости  и  последовательном  соблюдении         
 дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное по-         
 ведение.                                                                   
                 Тестовый показатель: повышенный.                           
 
                      2. АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ.                                
                  Описание стратегии воспитания:                            
      Родители хорошо представляют, каким должен вырасти  их  ребе-         
 нок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они,         
 вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что  ре-         
 бенку порой неуютно под их контролем. Родители с таким стилем вос-         
 питания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают  нужным         
 как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким  конт-         
 ролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В         
 подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты         
 и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляют-         
 ся и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают         
 родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, не-         
 уверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не со-         
 вершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к         
 старшим подросткам матери склонны реализовывать  более  "разрешаю-         
 щее" поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избран-         
 ного типа родительской власти. При таком воспитании у детей форми-         
 руется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины         
 или страха перед наказанием, и как только угроза  наказания  извне         
 исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщест-         
 венным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с деть-         
 ми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привя-         
 занности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности         
 и даже враждебности к окружающим.                                          
                   Тестовый показатель: низкий.                             
 
                       3. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ.                                
                  Описание стратегии воспитания:                            
      Родители высоко ценят своего ребенка, считают  простительными         
 его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к за-         
 претам и ограничениям. Становясь более взрослыми, такие  подростки         
 конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать  ин-         
 тересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не         
 готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспри-         
 нимая недостаток руководства со стороны родителей  как  проявление         
 равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и не-         
 уверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подрост-         
 ка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку         
 психологические механизмы, необходимые для  самостоятельного,  от-         
 ветственного поведения в обществе, у него не сформировались.               
                   Тестовый показатель: низкий.                             
 
                     4. ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ.                               
                  Описание стратегии воспитания:                            
      Проблемы воспитания не являются для родителей  первостепенны-         
 ми, поскольку у много других забот. Свои проблемы ребенку в основ-         
 ном приходится решать самому.                                              
                   Тестовый показатель: низкий.