МЕТОДИКА:                                   
                        Шкала ролевого поведения                            
                      (Вильямс Л.Д., Андерсон С.Е)                          
                        (In-Role Behavior Scale)                            
                     (Williams L.J., Anderson S.E.).                        
 
      Методика предназначена для  измерения  уровня  выполнения  работником 
 своих должностных обязанностей.                                            
      Под ролевым поведением понимаются "действия, которые учитываются фор- 
 мальной системой вознаграждений и являются  составной  частью  требований, 
 описанных в должностной инструкции".                                       
      Вильямс и Андерсон разработали эту шкалу, чтобы отличить ролевое  по- 
 ведение от экстраролевого, возникающего по определению  почти  при  полном 
 отсутствии у работника каких-либо ожиданий  на  последующее  признание  со 
 стороны организации, в ответ на некоторые  исследования  (напр.,  Schnake, 
 1991), показавшие, что оценки экстраролевого  поведения  могут  охватывать 
 ролевое поведение. Авторы предлагают использовать ролевое поведение в  ка- 
 честве контролируемой переменной, чтобы  точнее  определять  специфические 
 организационные предпосылки и следствия экстраролевого поведения.          
      Оригинальная версия шкалы опирается на  экспертные  оценки  поведения 
 работников с привлечением в роли экспертов их  непосредственных  руководи- 
 телей.                                                                     
 
      Для оценки высказываний используется семибалльный формат выбора отве- 
 тов от 1 = совершенно не согласен до 7 = совершенно согласен.              
      Обработка производится усреднением ответов на соответствующие пункты. 
      Ответы на 3-й и 6-й пункты перед обработкой переводятся в обратные.   
 
      Опросник состоит из 7 вопросов.                                       
      Примерное время тестирования 3-5 минут.                               
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной программе диаграмма и интерпретация результатов 
 тестирования интегрального показателя основана на следующих условных  кри- 
 териях выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета:                    
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала ролевого поведения.                                        
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
             Тестовый показатель - "РП" = 37  5.29  71%                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенный показатель уровня выполнения работником своих дол-         
 жностных обязанностей - действий, которые  учитываются  формальной         
 системой вознаграждений и являются  составной  частью  требований,         
 описанных в должностной инструкции.