МЕТОДИКА:                                  
                  Диагностика суицидального риска у детей                   
                       (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич).                       
 
      Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значе- 
 ние имеют:                                                                 
      учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;                       
      влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнитель- 
 ного стресс-фактора;                                                       
      анализ причин повышения раздражительности,  повышенной  впечатлитель- 
 ности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличе- 
 ния своих недостатков, принижения успехов и достоинств.                    
 
      В целях определения социально-психологического отношения к суицидаль- 
 ным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на воп- 
 росы, выяснить мнение ребенка по поводу  высказываний  о  смысле  жизни  и 
 смерти.                                                                    
 
      Перечень некоторых высказываний, положительное  отношение  к  которым 
 говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных  антисуицидальных 
 позиций:                                                                   
      можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;                 
      я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;          
      выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно,  мо- 
 жет быть оправдан;                                                         
      я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные 
 и близкие.                                                                 
 
      Инструкция:                                                           
      Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалирует- 
 ся как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку  зачиты- 
 ваются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками за- 
 ранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На  обдумывание  внутреннего 
 смысла выражения и определение темы его содержания отводится  5-7  секунд. 
 Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо  теме,  он 
 его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к  чте- 
 нию высказываний.                                                          
 
      Бланк ответов.                                                        
      Поставьте "+" в графу с темой услышанного высказывания.               
 
      Темы:                                                                 
       1. Алкоголь, наркотики.                                              
       2. Несчастная любовь.                                                
       3. Противоправные действия.                                          
       4. Деньги и проблемы с ними.                                         
       5. Добровольный уход из жизни.                                       
       6. Семейные неурядицы.                                               
       7. Потеря смысла жизни.                                              
       8. Чувство неполноценности, ущербности, уродливости.                 
       9. Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути.               
      10. Отношения с окружающими.                                          
 
      Обработка результатов.                                                
      После заполнения бланка подсчитывается количество  отметок  в  каждой 
 колонке. Ответы интерпретируются на основе 6 таблиц (мальчики и девочки 5, 
 б, 7 класс). О наличии суицидального риска свидетельствует результат,  по- 
 лученный в колонке "Добровольный уход из жизни". Результаты, полученные по 
 остальным показателям, дают информацию о   других  факторах  суицидального 
 риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологическо- 
 го комфорта подростка.                                                     
      Если результат колонки "Добровольный уход из жизни" меньше  представ- 
 ленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что  риск 
 суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других  факто- 
 рах, представленных в остальных колонках, как о  стрессогенных  проблемах, 
 влияющих на состояние психологического комфорта подростка.                 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
     Методика: Диагностика суицидального риска у детей.                     
     Ф.И.О: ___________________                                             
     Доп. данные:______________                                             
 
 
                                Диаграмма:                                  
 
          1. ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓───────────────────────────────────╢>             
 
          2. ╟─▒▒▒───────────────────────────────────────────╢>             
 
          3. ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒──────────────────────────────────────╢>             
 
          4. ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────╢>             
 
          5. ╟─▒─────────────────────────────────────────────╢>             
 
          6. ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────╢>             
 
          7. ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓███───────────────────────────────╢>             
 
          8. ╟─▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────────╢>             
 
          9. ╟─▒─────────────────────────────────────────────╢>             
 
         10. ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓██─────────────────────╢>             
 
          [0] ├────────[10]──────[20]──────[30]──────[40]──>>> [85]         
 
 
                            Тестовые показатели:                            
 
            1. Алкоголь, наркотики                 -  АН = 11 +             
            2. Несчастная любовь                   -  НЛ =  3               
            3. Противоправные действия             -  ПД =  8               
            4. Деньги и проблемы с ними            -  ДП = 14               
            5. Добровольный уход из жизни          -  ДУ =  1               
            6. Семейные неурядицы                  -  СН =  9               
            7. Потеря смысла жизни                 -  ПС = 15 !             
            8. Чувство неполноценности,                                     
                  ущербности, уродливости          -  ЧН =  6               
            9. Школьные проблемы,                                           
                  проблема выбора жизненного пути  -  ШП =  1               
           10. Отношения с окружающими             -  ОО = 25 !             
 
 
                              ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                
 
                           Алкоголь, наркотики:                             
                       требуется особое внимание.                           
 
                           Несчастная любовь:                               
           низкий уровень или отсутствие стрессогенной проблемы.            
 
                        Противоправные действия:                            
           низкий уровень или отсутствие стрессогенной проблемы.            
 
                       Деньги и проблемы с ними:                            
           низкий уровень или отсутствие стрессогенной проблемы.            
 
                      Добровольный уход из жизни:                           
           низкий уровень или отсутствие стрессогенной проблемы.            
 
                          Семейные неурядицы:                               
        низкий уровень или отсутствие стрессогенной проблемы.               
 
                          Потеря смысла жизни:                              
            требуется формирование антисуицидальных факторов.               
 
            Чувство неполноценности, ущербности, уродливости:               
           низкий уровень или отсутствие стрессогенной проблемы.            
 
            Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути:             
           низкий уровень или отсутствие стрессогенной проблемы.            
 
                        Отношения с окружающими:                            
            требуется формирование антисуицидальных факторов.               
                                   ---                                      
 
                   Оценка cуицидального риска по фактору                    
                       "Добровольный уход из жизни":                        
                          низкий или отстутствует.