МЕТОДИКА:                                  
                       Диагностика самооценки личности                      
                               (С.А. Будасси).                              
 
      Методика предназначена для диагностики самооценки личности. В данной  
 компьютерной версии имеются два варианта методики: оригинальная  методика  
 С.А. Будасси и вариант интерпретированный для спортсменов Ю.Я. Киселевым.  
      Психодиагностика самосознания традиционно  направлена  на  выявление  
 продукта самосознания - представления о  себе.  "Я-концепция"  не  просто  
 продукт самосознания, но важный фактор детерминации  поведения  человека,  
 такое внутриличностное образование, которое во многом определяет  направ-  
 ление его деятельностей, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.  
      Анализ "Я-образа" позволяет выделить в нем два аспекта: знания о се-  
 бе и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о се-  
 бе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о  
 себе - его "Я-концепцию". Однако зания о себе самом, естественно, ему не-  
 безразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций,  
 оценок, становится предметом его более или менее устойчивого  самоотноше-  
 ния. Не все реально постигаеиое в себе самом и не все в самоотношении яс-  
 но осознанно; некоторые аспекты "Я-образа" оказываются  ускользающими  от  
 сознания, неосознанными.                                                   
 
      Стимульный материал к методике.                                       
      Слова, обозначающие отдельные качества личности: аккуратность,  бес-  
 печность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость,  доброта,  жад-  
 ность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, ис-  
 кренность, капризность, легковерие, мечтательность,  нежность,  непринуж-  
 денность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, пе-  
 дантичность, подозрительность,  принципиальность,  высокомерие,  радушие,  
 развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, тер-  
 пеливость, трудолюбие, трусость,  увлекаемость,  упорство,  уступчивость,  
 упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм.                        
я                                                                           
      Инструкция.                                                           
      1 этап: "Выберите из предложенного списка слов  20 качеств,  которые  
 на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с  
 выбранными качествами галочки (во 2 колонке)."                             
      2 этап: "Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для  Вас.  
 Поставьте напротив этого слова в колонке "идеал" цифру 1. Далее из остав-  
 шихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное  качество  и  поставьте  
 напротив этого слова цифру 2. И так далее".                                
      3 этап: "Из этих же 20 слов выберите качество, наименее  характерное  
 для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке "Реальное Я" цифру  
 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее  характерное  для  
 Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее."       
 
      Вариант методики предложенный Ю.Я. Киселевым отличается  отсутствием  
 первого этапа. Испытуемому сразу предлагается 20 слов, которые были  ото-  
 браны автором модифицированной версии.                                     
 
      Обработка результатов тестирования.                                   
      После ранжирования списка слов на 2 и 3  этапе  вычисляется  разница  
 между желаемым и реальным уровнем развития каждого качества (d), эта раз-  
 ница возводится в квадрат и вычисляется общая сумма (Sd2). Затем вычисля-  
 ется коэффициент ранговой корреляции Спирмена.                             
 
                  Sd2                                                       
      r = 1 - 6 --------                                                    
                (n2-n)n                                                     
 
      или  r=1-0,00075 *  Sd2                                               
 
      Нормативы:                                                            
      Если r стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку.     
      Если r стремится к -1, то это указывает на заниженную самооценку.     
      При -0,5 < r < +0,5 - самооценка нормальная.                          
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В математической статистике используется две  системы  классификации  
 корреляционных связей по их силе: общая и частная.                         
      Общая классификация корреляционных связей (по Ивантер Э.В.,  Коросо-  
 ву А.В., 1992):                                                            
      1) сильная, или теснаяя при коэффициенте корреляции r>=0,70;          
      2) средняя при 0,50 < r < 0,69;                                       
      3) умеренная при 0,30 < r <0,49;                                      
      4) слабая при 0,20 < r < 0,29;                                        
      5) очень слабая при r <= 0,19.                                        
      Частная классификация корреляционных связей:                          
      1) высокая значимая корреляция при r, соответствующем уровню статис-  
 тической значимости p > 0,01;                                              
      2) значимая корреляция при r, соответствующем уровню  статистической  
 значимости p > 0,05;                                                       
      3) тенденция достоверной связи при r, соответствующем уровню статис-  
 тической значимости p > 0,10;                                              
      4) незначимая корреляция при r, не достигающем уровня статистической  
 значимости.                                                                
      Две эти классификации не совпадают. Первая  ориентирована только  на  
 величину коэффициента корреляции, а вторая определяет, какого уровня зна-  
 чимости достигает данная  величина  коэффициента  корреляции  при  данном  
 объеме выборки. Чем больше объем выборки, тем меньшей величины  коэффици-  
 ента корреляции оказывается достаточно, чтобы  корреляция  была  признана  
 достоверной. В результате при малом объеме выборки может  оказаться  так,  
 что сильная корреляция окажется недостоверной. В то же время при  больших  
 объемах выборки даже слабая корреляция может оказаться достоверной.        
      Обычно принято ориентироваться на  вторую  классификацию,  поскольку  
 она учитывает объем выборки. Вместе с тем, необходимо помнить, что  силь-  
 ная, или высокая, корреляция - это корреляция с коэффициентом r > 0,70, а  
 не просто корреляция высокого уровня значимости.                           
      При N=20 и p > 0,05 r >= 0,45.                                        
      При N=20 и p > 0,01 r >= 0,57.                                        
      В данной компьютерной версии  методики  приняты  следующие  условные  
 критерии автоматической интерпретации данных тестирования:                 
      r >= +0,70         - высокая самооценка;                              
      +0,50 < r <+ 0,69  - повышенная самооценка;                           
      -0,49 < r <+ 0,49  - средняя самооценка;                              
      -0,69 < r <- 0,50  - пониженная самооценка;                           
      r <= -0,70         - низкая самооценка.                               
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ----                                     
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Самооценка личности.                                             
 Ф.И.О: _______________                                                     
 Доп. данные: _________                                                     
 
 
                     Идеальные качества личности.                           
 
                             Диаграмма.                                     
       *                                                                    
    20 ┼─▄▄──────────────────────────────────────────────────────────       
    18 ┼ ██ ▄▄                                     ██                       
    16 ┼ ██ ██ ██                                  ██          ▄▄           
    14 ┼─██─██─██──────────▄▄─────────────██───────██──────────██────       
    12 ┼ ██ ██ ██       ██ ██             ██ ▄▄    ██          ██           
    10 ┼ ██ ██ ██ ▄▄    ██ ██    ██       ██ ██    ██          ██           
     8 ┼─██─██─██─██────██─██────██────██─██─██─▄▄─██──────────██────       
     6 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██          ██           
     4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██          ██ ██        
     2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ __ ▄▄ ██ ██        
     1 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*      
         Аи Би Ви Ги Ди Еи Жи Зи Ии Йи Ки Ли Ми Ни Ои Пи Ри Си Тт Ут        
 
 
                     Реальные качества личности                             
 
                             Диаграмма.                                     
       *                                                                    
    20 ┼────────────────▄▄───────────────────────────────────────────       
    18 ┼          ██    ██                ▄▄                                
    16 ┼          ██    ██                ██          ██ ▄▄                 
    14 ┼──────────██────██────────────────██───────▄▄─██─██─██───────       
    12 ┼       ▄▄ ██    ██                ██ ██    ██ ██ ██ ██              
    10 ┼    ██ ██ ██    ██                ██ ██    ██ ██ ██ ██    ▄▄        
     8 ┼────██─██─██────██─▄▄───────██────██─██────██─██─██─██────██─       
     6 ┼ ██ ██ ██ ██    ██ ██       ██ ▄▄ ██ ██    ██ ██ ██ ██    ██        
     4 ┼ ██ ██ ██ ██    ██ ██ ██    ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██    ██        
     2 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ __ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██        
     1 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*      
         Ар Бр Вр Гр Др Ер Жр Зр Ир Йр Кр Лр Мр Нр Ор Пр Рр Ср Тр Ур        
 
 
                         Общий тестовый показатель.                         
 
           ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────────────╢>          
 
          -1 <[--]─><[-]─><─────────[=]──────────><─[+]><─[++]> +1          
 
 
                           Tестовые показатели:                             
 
                                               И    Р                       
                    А. Жизнерадостность     - 20    7                       
                    Б. Искренность          - 18   11                       
                    В. Доброта              - 17   12                       
                    Г. Вдумчивость          - 10   19                       
                    Д. Аккуратность         -  6    2                       
                    Е. Мечтательность       - 13   20                       
                    Ж. Нежность             - 14    8                       
                    З. Принципиальность     -  7    5                       
                    И. Решительность        - 11    1                       
                    Й. Терпеливость         -  4    9                       
                    К. Трудолюбие           -  9    6                       
                    Л. Увлекаемость         - 15   18                       
                    М. Честность            - 12   13                       
                    Н. Упорство             -  8    4                       
                    О. Чуткость             - 19   14                       
                    П. Рассудочность        -  3   17                       
                    Р. Уступчивость         -  1   16                       
                    С. Сдержанность         -  2   15                       
                    Т. Непринужденность     - 16    3                       
                    У. Осторожность         -  5   10                       
               --------------------------------------------                 
               Общий тестовый показатель самооценки = -0.05                 
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Средняя самооценка своих достоинств, волевых,  интеллектуаль-         
 ных или деловых качеств, а также их значимости в сравнении с  дру-         
 гими. "Я-концепция", как образ самого себя, в который человек  ве-         
 рит, содержащий черты, обладать которыми он  стремится  и  которые         
 сознательно в себе признает в умеренной степени соответствует иде-         
 альному образу "Я".