МЕТОДИКА:                                  
                       Шкала манипулятивного отношения                      
                                (Т. Бант).                                  
 
      Методика предназначена для диагностики уровня манипулятивного отноше- 
 ния личности к другим людям.                                               
      Само слово "манипуляция" имеет корнем  латинское  слово  manus - рука 
 (maniрulus - пригоршня, горсть, от manus и рle -  наполнять).  В  словарях 
 европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с  определен- 
 ными намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование 
 пациента врачом с помощью рук и т. д.). Имеется в виду, что для таких дей- 
 ствий требуется ловкость и  сноровка.  В  технике  те  приспособления  для 
 управления механизмами, которые как бы являются продолжением рук  (рычаги, 
 рукоятки), называются манипуляторами. А тот, кто работал с  радиоактивными 
 материалами, знаком с манипуляторами, которые просто имитируют  человечес- 
 кую руку.                                                                  
      Данное понятие имеет два основных значения - прямое и переносное  или 
 метафорическое. Как ни парадоксально, но в последнее время именно перенос- 
 ное значение манипуляции становится основным и ведущим  содержанием  этого 
 понятия, привлекающим все большее внимание исследователей. В  своем  пере- 
 носном значении оно имеет достаточно высокую дифференциацию,  т. е.  можно 
 говорить о системе понятий, для которых в качестве родового выступает  ма- 
 нипуляция. В систему этих понятий входят: манипулятивное воздействие, пси- 
 хологические манипуляции, манипулирование (в том числе, манипулирование  в 
 политике; манипулирование общественным мнением, общественным  сознанием  и 
 т.п.), межличностные манипуляции, социально-политические манипуляции  лич- 
 ностью и т.д.                                                              
      Отличительной чертой психологических манипуляций является отношение к 
 партнеру по взаимодействию и общению не как к личности,  обладающей  само- 
 ценностью, а как к специфическому средству, посредством использования  ко- 
 торого достигаются, как правило, скрываемые цели манипулятора, реализуется 
 его интересы и удовлетворяются собственные потребности без  учета  интере- 
 сов, воли и желаний другой стороны - человека,  выступающего  как  объекта 
 манипуляций.                                                               
      В зависимости от отношение к адресату как к объекту  или  субъекту  и 
 степени его активности выделяются три основных стратегии воздействия:  им- 
 перативная (пассивный объект), манипулятивная и развивающая (субъект-субъ- 
 ектный подход). Причем при манипулятивной  стратегии  активность  адресата 
 воздействия рассматривается лишь как фактор, который требует специфических 
 методов влияния для достижения изменений в его психике и модификации пове- 
 дения в желаемых для манипулятора направлениях в соответствии с его  целя- 
 ми, интересами и потребностями.                                            
      Таким образом, в качестве основных структурных элементов схемы описа- 
 ния рассматриваемого процесса выступает с одной стороны - сам манипулятор, 
 субъект манипуляции или актор воздействия, а с другой человек, на которого 
 оно направлено - объект манипуляции или адресат воздействия.               
      Процесс манипулятивного воздействия может осуществляться  непосредст- 
 венно манипулятором, но бывают ситуации, когда он выступает инициатором  и 
 организатором сложной психологической манипуляции,  в  которой  использует 
 других лиц для достижения своих целей (например, применение метода  "прив- 
 лечение третьих сил").                                                     
      То есть, процесс манипулирования может быть  растянут  во  времени  и 
 представлять многошаговую  поэтапную  процедуру  оказания  манипулятивного 
 воздействия на человека. Он может быть  относительно  простым,  включающий 
 "одноактный" период общения с использованием одного или  нескольких  прие- 
 мов манипулятивного воздействия, или  структурно  достаточно  сложным,  то 
 есть включать комплекс  (систему)  разнообразных  приемов  манипулятивного 
 воздействия, действие  которых  направлено  на  различные  психологические 
 структуры личности и задействующие различные психологические  механизмы  с 
 поэтапной реализацией в определенные периоды времени и в различных  ситуа- 
 циях взаимодействия. Таким образом, сложная манипуляция  имеет  свою  вре- 
 менную, пространственную и социальную структуры.                           
      Следующей отличительной особенностью манипулятивного воздействия  яв- 
 ляется его тайный, скрытый для адресата характер. В связи с чем выделяются 
 два уровня воздействия: явный и скрытый.                                   
      Явный уровень выступает как маскировка, как прикрытие манипулятивного 
 воздействия. Он выполняет функцию "легенды"  или  "мифа", -  как  отмечает 
 Е.Л.Доценко, - маскирующего истинные намерения актора". Причем может скры- 
 ваться как сам факт, так и цели скрытого уровня  воздействия.  Но  показа- 
 тельно то, что "этот уровень, однако, скрыт от адресата лишь психологичес- 
 ки. Феноменально же он встроен в сюжет "легенды" как набор элементов,  ко- 
 торые могут выглядеть или как ее часть (если манипуляция достаточно искус- 
 на), или же как случайные включения, на которые обычно не обращают  внима- 
 ния. Эти элементы функционально являются "приманкой", на которую, как  на- 
 деется манипулятор, должен "клюнуть" адресат".                             
      Обобщая имеющиеся данные по этой проблеме в качестве рабочей  класси- 
 фикации мишеней манипулятивного воздействия на личность можно использовать 
 следующие пять групп психических образований человека:                     
      1. Побудители активности человека: потребности, интересы, склонности. 
      2. Регуляторы активности человека:  групповые  нормы,  самооценка  (в 
 т.ч. чувство собственного достоинства, самоуважение, гордость), субъектив- 
 ные отношения, мировоззрение, убеждения,  верования,  смысловые,  целевые, 
 операциональные установки и т.д.                                           
      3. Когнитивные (информационные) структуры (в т.ч., информационно-ори- 
 ентировочная основа поведения человека в целом) - знания об окружающем ми- 
 ре, людях и другие разнообразные сведения, которые являются информационным 
 обеспечением активности человека.                                          
      4. Операциональный состав деятельности: способ мышления, стиль  пове- 
 дения и общения, привычки, умения, навыки и т.п.                           
      5. Психические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные.     
 
      В результате анализа выделенные характеристики манипуляции,  употреб- 
 ляемые различными авторами, можно объединить в группы признаков и обобщить 
 в следующие интегральные критерии, которые можно использовать для  опреде- 
 ления понятия манипуляции:                                                 
      1) родовой признак - психологическое воздействие;                     
      2) отношение к объектам манипулирования как средству достижения  соб- 
 ственных целей;                                                            
      3) стремление получить односторонний выигрыш;                         
      4) скрытый характер воздействия (как самого факта воздействия, так  и 
 его направленности);                                                       
      5) использование (психологической) силы, игра на слабостях (использо- 
 вание психологической уязвимости);                                         
      6) побуждение, мотивационное привнесение  (формирование  "искусствен- 
 ных" потребностей и мотивов для изменения поведения в интересах инициатора 
 манипулятивного воздействия);                                              
      7) мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий.     
 
      Для иллюстрации можно привести ряд следующих формулировок понятия ма- 
 нипуляции, выделенных Е.Л.Доценко, который определяет ее как:              
      - вид психологического воздействия, искусное исполнение которого  ве- 
 дет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих  с 
 его актуально существующими желаниями;                                     
      - вид психологического воздействия, при котором мастерство  манипуля- 
 тора используется для скрытого внедрения в психику адресата  целей,  жела- 
 ний, намерений, отношений или установок, не совпадающих  с  теми,  которые 
 имеются у адресата в данный момент;                                        
      - вид психологического воздействия, направленного на изменение актив- 
 ности другого человека, выполненного настолько искусно, что остается неза- 
 меченным им;                                                               
      - вид психологического воздействия, направленного на  неявное  побуж- 
 дение другого к совершению определенных манипулятором действий;            
      - искусное побуждение другого к достижению  (преследованию)  косвенно 
 вложенной манипулятором цели;                                              
      - вид психологического воздействия, используемого для достижения  од- 
 ностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению 
 определенных действий.                                                     
      Иногда, по его мнению, в практических целях удобнее пользоваться  не- 
 посредственно метафорой при определении данного понятия, сформулировав его 
 следующим образом: "Манипуляция - это действия, направленные на  "прибира- 
 ние к рукам" другого человека, помыкание им, производимые настолько искус- 
 но, что у того создается впечатление, будто  он  самостоятельно  управляет 
 своим поведением".                                                         
 
 
                   Интерпретация результатов тестирования.                  
      80 баллов и больше - высокий показатель;                              
      60-80 баллов       - средний показатель с тенденцией к высокому;      
      40-60 баллов       - средний показатель с тенденцией к низкому;       
      40 баллов и меньше - низкий показатель.                               
 
      Опросник состоит из 20 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
   Методика: Шкала манипулятивного отношения.                               
   Ф.И.О: ___________________                                               
   Доп. данные:______________                                               
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─░░░░░░░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███─────────╢>              
 
         <───────[-]───────><──[-=]──><──[=+]──><───[+]───>                 
 
                    Тестовый показатель - МО = 84                           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий показатель отношения к партнеру по  взаимодействию  и         
 общению не как к личности, обладающей самоценностью, а как к  спе-         
 цифическому средству, посредством использования которого  достига-         
 ются, как правило, скрываемые цели манипулятора,  реализуется  его         
 интересы и удовлетворяются собственные потребности без учета инте-         
 ресов, воли и желаний другой стороны - человека, выступающего  как         
 объект манипуляций.