МЕТОДИКА:                                  
                   Шкала диагностики самоэффективности                      
                      (Self-Efficacy Scale - SES)                           
         (Sherer M., J.E. Maddux, B. Mercadante, S. Prentice-Dunn,          
                    B. Jacobs, R.W. Rogers, 1982)                           
                     (адаптация А.В. Бояринцевой).                          
 
      Тест определения уровня самоэффективности - одна  из  диагностических 
 методик исследования самосознания и самооценки личности,  направленная  на 
 количественное определение уровня самоэффективности.                       
      Понятие "самоэффективность" ввел  А. Бандура,  подразумевая  под  ним 
 уверенность в успехе собственного поведения. В понятие  вкладывалась  воз- 
 можность оценивать умение людей осознавать свои способности и использовать  
 их наилучшим образом. При этом особое внимание придавалось тому,  что  при 
 более чем скромных способностях умелое их использование позволяет человеку 
 достичь высоких результатов. В то же время наличие высокого потенциала ав- 
 томатически не гарантирует высокие результаты, если  человек  не  верит  в 
 возможность применить этот потенциал на практике и не пытается  воспользо- 
 ваться всем тем, что дано ему природой и обществом.                        
      Методика измеряет 2 уровня самоэффективности - уровень  самоэффектив- 
 ности в сфере предметной деятельности и уровень самоэфективности  в  сфере 
 межличностного общения. Шкала представляет собой опросник из  23  суждений 
 относительно чувства уверенности индивида в разных видах деятельности, от- 
 носящихся к двум сферам (сфера предметной деятельности и сфера межличност- 
 ного общения).                                                             
      Респонденту предлагается выразить степень своего согласия с утвержде- 
 ниями по шкале от +5 до -5. Далее ответы подсчитываются по ключу.          
      Сумма баллов первых 17 утверждений показывает  уровень  самоэффектив- 
 ности в сфере предметной деятельности, а с 18-го по  23-е  утверждение - в 
 сфере межличностного общения.                                              
      Подсчет баллов производится после изменения знака на  обратный  перед  
 цифрой в утверждениях: 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 22.  
      Средние значения уровня самоэффективности располагаются  в  интервале 
 от -7 до +53 баллов, а в сфере общения -  в интервале от +7 до +15.  Таким 
 образом, показатели, лежащие за указанными пределами, свидетельствуют либо 
 о заниженной оценке потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности, ли- 
 бо - о завышенной.                                                         
 
      Обработка результатов и интерпретация.                                
      Сумма баллов первых 17 утверждений показывает  уровень  самоэффектив- 
 ности в сфере предметной деятельности, а с 18-го по  23-е  утверждение - в 
 сфере межличностного общения.                                              
      Подсчет баллов производится после изменения знака на  обратный  перед  
 отмеченной цифрой в утверждениях: 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 16,  17,  18, 
 20, 21, 22.                                                                
      Средние значения уровня самоэффективности в сфере предметной деятель- 
 ности располагаются в интервале от -7 до +53 баллов, а в сфере общения - в 
 интервале от +7 до +15. Таким образом, показатели, лежащие  за  указанными 
 пределами, свидетельствуют либо о заниженной оценке потенциала в  той  или 
 иной сфере жизнедеятельности, либо - о завышенной.                         
      Результаты нормирования тестовых показателей на российской выборке.   
      Показатель                                           S   SD           
      Самоэффективность в сфере предметной деятельности  30,6  3,8          
      Самоэффективность в сфере межличностного общения   23,8 11,1          
 
      Опросник состоит из 23 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
      Примечание к компьютерной версии:                                     
      В данной программе диаграмма результатов тестирования строится на по- 
 казателях выраженных в процентах.                                          
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Шкала диагностики самоэффективности (SES).                       
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                            Диаграмма.                                      
 
   ПД ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████─────╢>               
 
        <────────[-]─────────><──────[==]──────><───[+]──>                  
 
   МО ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓───────────────╢>               
 
        <────────────[-]─────────────><─[==]─><────[+]───>                  
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
            1. Предметная деятельность  -  ПД = 71  92%                     
            2. Межличностное общение    -  МО = 14  73%                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Завышенная оценка самоэффективности в сфере  предметной  дея-         
 тельности.                                                                 
      Чрезмерная уверенность (убеждение) человека относительно  на-         
 личия у него потенциальных способностей организовать и осуществить         
 собственную деятельность, необходимую для достижения  определенной         
 цели.                                                                      
      Повышенный показатель самооценки продуктивности процесса  ин-         
 теграции когнитивных, социальных  и  поведенческих  компонентов  c         
 целью осуществления оптимальной стратегии в разнообразных ситуаци-         
 ях предметной деятельности.                                                
 
      Средняя оценка самоэффективности в сфере межличностного обще-         
 ния.                                                                       
      Умеренно выраженная уверенность (убеждение) человека  относи-         
 тельно наличия у него потенциальных  способностей  организовать  и         
 осуществить собственную деятельность, необходимую  для  достижения         
 определенной цели в сфере межличностного общения.                          
      Средний показатель самооценки продуктивности  процесса  инте-         
 грации когнитивных, социальных и поведенческих компонентов c целью         
 осуществления  оптимальной  стратегии  в  разнообразных  ситуациях         
 межличностного общения.