МЕТОДИКА:                                  
                      Опросник успехов и трудностей                         
           (односторонняя версия самооценки детей с 11 до 17 лет)           
                              (Р.Н. Гудман)                                 
                (Strength and Difficulties Questionnaire)                   
                              (Goodman R.N.).                               
 
      Методика предназначена для выявления детей и подростков с пограничны- 
 ми нервно-психическими расстройствами                                      
      Опросники предложены  профессором  Лондонского  института  психиатрии 
 Р. Гудманом. При экспертной оценке результативности опросников  Р. Гудмана 
 была показана высокая корреляция с клиническими психиатрическими  обследо- 
 ваниями. Опросники Р. Гудмана могут применяться не только психиатрами,  но 
 и другими специалистами служб психического здоровья (педиатрами,  психоло- 
 гами, педагогами), владеющими профессиональным инструментарием.            
      Опросник внесен в список основных инструментальных приемов для оценки 
 психического здоровья по рекомендации Евросоюза (2000).                    
 
      В России опросники Р. Гудмана были впервые  апробированы  профессором 
 Е.Р. Слободской на выборке новосибирских школьников, что подтвердило высо- 
 кую информативность и клиническую значимость русского варианта и эффектив- 
 ность его использования (Слободская, 2006).                                
      Перевод и культурная апробация опросников была  осуществлена  Е. Сло- 
 бодской, М. Розенбушем, Н. Бодягиной, С. Грачевым, Г.Г. Князевым,  В.Гафу- 
 ровым.                                                                     
 
      Опросник существует в нескольких вариантах, чтобы удовлетворить  пот- 
 ребности исследователей, врачей и педагогов.                               
      Русские версии доступны в следующих вариантах.                        
      1. Односторонняя версия опросника без дополнений:                     
      версия для родителей или учителей детей от 4 до 16 лет;               
      версия самооценки детей с 11 до 17 лет.                               
      2. Двусторонняя версия опросника с возможностью оценки вмешательства: 
      P 4-16 для оценки влияния вмешательства для родителей детей 4-16 лет; 
      P 3/4 для оценки влияния вмешательства для родителей 3 и 4 летних де- 
 тей;                                                                       
      T 4-16 для оценки влияния вмешательства для учителей 4-16 летних  де- 
 тей;                                                                       
      S 11-17 - для оценки влияния вмешательства для  самостоятельного  за- 
 полнения детьми 11-17 лет.                                                 
      3. Иные версии опросника                                              
      P 4-16 FOLLOW-UP - опросник, имеющий дополнительные вопросы для оцен- 
 ки вмешательства для родителей 4-16-летних детей;                          
      Т 4-16 FOLLOW-UP - опросник, имеющий дополнительные вопросы для оцен- 
 ки влияния вмешательства для учителей 4-16-летних детей;                   
      S 11-17 FOLLOW-UP -  опросник,  имеющий  дополнительные  вопросы  для 
 оценки влияния вмешательства для самостоятельного заполнения 11-17-летними 
 детьми.                                                                    
      С русскоязычными версиями опросников можно ознакомиться на  официаль- 
 ном сайте www.sdqinfo.org.                                                 
 
      Опросник предполагает участие родителей и учителей, включает  в  себя 
 25 утверждений об отрицательных и положительных свойствах ребенка  за  по- 
 следние шесть месяцев.                                                     
 
      Структура опросника "Сильные стороны и трудности".                    
      А) 25 пунктов психологических свойств.                                
      Опросник ССТ осведомляется примерно о 25 свойствах,  как  положитель- 
 ных, так и отрицательных. Эти 25 свойств распределяются по 5 шкалам:       
      1. Просоциальное поведение.                                           
      2. Гиперактивность/Невнимательность.                                  
      3. Эмоциональные симптомы.                                            
      4. Проблемы с поведением.                                             
      5. Проблемы взаимоотношений со сверстниками.                          
      Шкала "Общего числа проблем" образуется суммой оценок по всем шкалам, 
 кроме просоциальной шкалы. Результат может колебаться от 1 до 40.          
      Б) Дополнения о влиянии.                                              
      Дополнения о влиянии имеющихся проблем подростка  на  разные  стороны 
 его социальной жизни находятся на обороте опросника. Это дает дополнитель- 
 ную информацию для клиницистов и исследователей, интересующихся  психичес- 
 кими заболеваниями и факторами, определяющими использование  соответствую- 
 щих служб (Goodman, 1999).                                                 
 
      1. Эмоциональные расстройства - любое состояние, при котором  эмоцио- 
 нальные реакции являются неадекватными ситуации, в которой они возникают.  
      Эмоциональные расстройства включают депрессивные  состояния,  тревож- 
 ность, страхи и связанные с ними психосоматические проявления - боли и не- 
 приятные ощущения, не имеющие определенной органической причины,  а  также 
 невротические симптомы - тики, обкусывание ногтей, заикание и т.п. Их  на- 
 зывают также внутренними проблемами и связывают с чрезмерным контролем по- 
 ведения.                                                                   
 
      2. Отклонения в поведении связывают с недостаточным самоконтролем. По 
 классификации ВОЗ МКБ10,  отклонения  в  поведении  это  "повторяющееся  и 
 стойкое поведение, при котором нарушаются права других людей, или  важней- 
 шие соответствующие возрасту нормы и правила".                             
      Отклонения в поведении включают: ложь, воровство, прогулы школы,  по- 
 беги из дому, намеренную порчу чужого имущества, жестокость по отношению к 
 животным, насилие, организацию драк.                                       
      Эмоциональные расстройства и отклонения в поведении часто сопутствуют 
 друг другу, сопровождаются снижением успеваемости в школе  и,  в  конечном 
 итоге, приводят к снижению приспособленности.                              
 
      3. Гиперактивность - энергичная неадекватная двигательная активность, 
 как правило, с нарушением внимания.                                        
 
      4. Проблемы со сверстниками - наличие трудностей во  взаимоотношениях 
 с другими детьми. Отсутствие друзей и товарищей,  сложности  в  совместных 
 играх и занятиях.                                                          
 
      Общее число проблем суммирует все выше перечисленные.                 
      В опроснике кроме вопросов, позволяющих оценить выраженность  эмоцио- 
 нальных и поведенческих расстройств у детей, включены вопросы, оценивающие 
 сильные стороны ребенка.                                                   
 
      5. Шкала просоциального поведения отражает адаптированность ребенка к 
 предлагаемым условиям, соблюдение моральных норм и правил,  дружеское  со- 
 трудничество с другими детьми. Как правило, высоким оценкам по просоциаль- 
 ной шкале сопутствуют низкие баллы по шкалам проблемы с поведением и проб- 
 лемы со сверстниками.                                                      
 
      Интерпретация полученных результатов.                                 
      После суммирования баллов по всем шкалам вместе и по отдельным шкалам 
 опросника полученные результаты сопоставляются с таблицей оценки результа- 
 тов опросника.                                                             
      При обсчете выделяются нормальные, пограничные и патологические  зна- 
 чения.                                                                     
 
      Пограничные значения для выделения групп риска (юношеские)            
                          (Сафронова М.В., 2011).                           
 
      Шкалы                     Нормальные   Пограничные   Отклоняющиеся    
      Эмоциональные проблемы       0-4           5-6            7-10        
      Проблемы с поведением        0-3            4             5-10        
      Гиперактивность              0-4           5-6            7-10        
      Проблемы со сверстниками     0-3           4-5            6-10        
      Просоциальное поведение      7-10          5-6            0-4         
      Общее число проблем          0-15         16-19          20-40        
 
      Опросник состоит из 25 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                            ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                            
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Опросник успехов и трудностей (SDQ).                             
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                   Структура тестовых показателей:                          
 
    Эм ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓──────────────────────────╢>              
 
    Пв ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓███████████████────────────────╢>              
 
    Гп ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>              
 
    Вз ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████────────────────╢>              
 
    Пр ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢>              
 
 
 
                       Интегральный показатель:                             
 
    ОП ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓██████────────────────────╢>              
 
         <───────[-]───────><[==]><──────────[+]──────────>                 
 
 
                       Tестовые показатели:                                 
 
      1. Эмоциональные симптомы                   - Эм =  5                 
      2. Проблемы с поведением                    - Пв =  7                 
      3. Гиперактивность                          - Гп =  6                 
      4. Проблемы взаимоотношений со сверстниками - Вз =  7                 
      5. Просоциальное поведение                  - Пр =  4                 
      -----------------------------------------------------                 
               Общее число проблем - ОП = 25  62%                           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Эмоциональные расстройства - любое состояние, при  котором         
 эмоциональные реакции являются неадекватными ситуации,  в  которой         
 они возникают.                                                             
      Тестовая оценка: пограничное поведение.                               
 
      2. Отклонения в поведении - повторяющееся и  стойкое  поведе-         
 ние, при котором нарушаются права других людей, или важнейшие  со-         
 ответствующие возрасту нормы и правила.                                    
      Тестовая оценка: аномальное поведение.                                
 
      3. Гиперактивность - энергичная неадекватная двигательная ак-         
 тивность, как правило, с нарушением внимания.                              
      Тестовая оценка: пограничное поведение.                               
 
      4. Проблемы со сверстниками - наличие трудностей во взаимоот-         
 ношениях с другими детьми. Отсутствие друзей и товарищей, сложнос-         
 ти в совместных играх и занятиях.                                          
      Тестовая оценка: аномальное поведение.                                
 
      5. Просоциальное  поведения -  способность  адаптироваться  к         
 предлагаемым условиям, соблюдение моральных норм и правил, дружес-         
 кое сотрудничество с другими детьми.                                       
      Тестовая оценка: аномальное поведение.                                
 
      Общее число проблем.                                                  
      Тестовая оценка: аномальное поведение.