МЕТОДИКА:                                  
                 Стратегии преодоления стрессовых ситуаций                  
                                  (SACS)                                    
                               (С. Хобфолл).                                
          (Русскоязычная версия Н. Водопьяновой, Е. Старченковой).          
 
      Методика предназначена для диагностики cтратегий преодоления стрессо- 
 вых ситуаций.                                                              
      В 1994 г. С. Хобфолл предложил многоосевую модель "поведения  преодо- 
 ления" и шкалу SACS, построенную на ее основе. В отличие от предыдущих мо- 
 делей преодолевающее поведение рассматривается как  стратегии  (тенденции) 
 поведения, а не как отдельные типы поведения.                              
      Предложенная модель имеет две основные  оси:  просоциальная-асоциаль- 
 ная, активная-пассивная и одну дополнительную ось: прямая-непрямая. Данные 
 оси представляют собой измерения  общих  стратегий  преодоления.  Введение 
 просоциальной и асоциальной оси основывается на следующем:                 
      многие жизненные стрессоры являются межличностными или имеют  межлич- 
 ностный компонент;                                                         
      даже индивидуальные усилия по преодолению имеют  потенциальные  соци- 
 альные последствия;                                                        
      действие преодоления часто требует взаимодействия с другими людьми.   
      К тому же обращение к индивидуальному и социальному контексту преодо- 
 ления дает возможность более сбалансированного сравнения между мужчинами и 
 женщинами.                                                                 
 
      Прямая-непрямая ось преодолевающего поведения,  предложенная  С. Хоб- 
 фоллом, увеличивает межкультурную применимость опросника SACS. Данная  ось 
 позволяет дифференцировать копинг (преодоление) с точки зрения поведенчес- 
 ких стратегий как проблемно-ориентированных усилий (прямых  или  манипуля- 
 тивных).                                                                   
      Можно видеть, что поведенческие стратегии преодоления являются  более 
 детальными, а также снимают  некоторые  ограничения,  которые  накладывают 
 проблемно и эмоционально-ориентированное "поведение преодоления" и гендер. 
      Поведенческий подход позволяет более дифференцированно подойти к раз- 
 личиям в преодолении. Кроме этого, он позволяет вносить коррекцию на уров- 
 не поведения и, следовательно, является перспективным с точки зрения  воз- 
 можности психологического вмешательства в процесс  преодоления  негативных 
 последствий профессиональных стрессов.                                     
 
      Обработка и интерпретация результатов.                                
      В соответствии с "ключом" подсчитывается сумма баллов по каждой  шка- 
 ле, которая отражает степень предпочтения той или иной модели поведения  в 
 сложной (стрессогенной) ситуации.                                          
      Опросник содержит девять моделей преодолевающего поведения:           
      1. Ассеpтивные действия.                                              
      2. Вступление в социальный контакт.                                   
      3. Поиск социальной поддержки.                                        
      4. Осторожные действия.                                               
      5. Импульсивные действия.                                             
      6. Избегание.                                                         
      7. Непрямые действия.                                                 
      8. Асоциальные действия.                                              
      9. Агрессивные действия.                                              
      Анализ результатов проводится на основании сопоставления данных  кон- 
 кретного человека по каждой из субшкал со средними значениями моделей пре- 
 одоления в исследуемой (профессиональной, возрастной и др.) группе. В  ре- 
 зультате сравнения индивидуальных и среднегрупповых  показателей  делается 
 заключение о сходстве или различиях преодолевающего поведения данного  ин- 
 дивида относительно исследуемой категории людей. Для интерпретации индиви- 
 дуальных особенностей преодолевающего поведения данные конкретного реципи- 
 ента могут быть сопоставлены с данными, представленными в следующей табли- 
 це.                                                                        
 
      Показатели стратегий преодоления у представителей коммуникативных     
                                  профессий.                                
  Стратегии             Модель поведения            Степень выраженности    
 преодоления               (действия)              преодолевающих моделей   
                                                  низкая средняя высокая    
 1. Активная           Ассертивные действия        6-17   18-22   23-30     
 2. Просоциальная      Вступление в социальный                              
                       контакт                     6-21   22-25   26-30     
 3. Просоциальная      Поиск социальной                                     
                       поддержки                   6-19   20-24   25-30     
 4. Пассивная          Осторожные действия         6-17   18-23   24-30     
 5. Прямая             Импульсивные действия       6-15   16-19   20-30     
 6. Пассивная          Избегание                   6-12   13-17   18-30     
 7. Непрямая           Манипулятивные действия     6-16   17-23   24-30     
 8. Асоциальная        Асоциальные действия        6-14   15-19   20-30     
 9. Асоциальная        Агрессивные действия        6-13   14-18   19-30     
 
      Другой способ интерпретации  индивидуальных  данных  основывается  на 
 анализе индивидуального "портрета" моделей преодолевающего поведения.  Для 
 этого для наглядности может быть построена круговая диаграмма,  отражающая 
 степень выраженности (предпочтения) каждой из 9 моделей поведения  у  кон- 
 кретного лица (или группы лиц). По  индивидуальным  данным  рассчитывается 
 доля (в %) каждой модели поведения относительно всех 9 субшкал по формуле: 
      Мn (%) = (Nn х 100) : S,                                              
      где Nn - числовое значение, полученное по каждой субшкале (n = 1..9), 
      S - сумма показателей всех 9 субшкал.                                 
 
      Модели поведения могут способствовать или  препятствовать  успешности 
 преодоления профессиональных стрессов в зависимости от  степени  конструк- 
 тивности стратегии, а также оказывать влияние на сохранение здоровья субъ- 
 екта общения и труда.                                                      
 
      Для определения степени конструктивности стратегии поведения высчиты- 
 вается общий индекс конструктивности (ИК).                                 
      ИК = АП : ПА,                                                         
      где АП - сумма показателей субшкал "ассертивные действия",  "вступле- 
 ние в социальный контакт", "поиск социальной поддержки";                   
      ПА - сумма показателей субшкал "избегание",  "асоциальные  действия", 
 "агрессивные действия".                                                    
 
                                 Таблица                                    
              оценки общего индекса конструктивности стратегий              
                      преодолевающего поведения (КСПП)                      
         Значения ИК     Степень конструктивности стратегии поведения       
          ИК < 0,85              Низкая конструктивность                    
        ИК = |0,86?1,1|          Средняя конструктивность                   
           ИК >1,1               Высокая конструктивность                   
 
      Конструктивная стратегия - "здоровое" преодоление (копинг) является и 
 активным и пpосоциальным. Активное преодоление в  совокупности  с  положи- 
 тельным использованием социальных ресурсов (контактов) повышает стрессоус- 
 тойчивость человека.                                                       
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Диапазон числовых значений результатов тестирования  данной  методики 
 расположен в следующих диапазонах:                                         
      1 - 9 субшкалы - 6-30 баллов;                                         
      общий показатель конструктивных стратегий - 0,2-5 баллов.             
      В данной компьютерной программе  диаграммы  субшкал  и  интегрального 
 тестового показателя конструктивных стратегий, а также интерпретация  суб- 
 шкал основаны на абсолютных показателях выраженных в процентах  c  нулевой 
 точкой отсчета (с учетом соответсвующей поправки).                         
      Показатели "Mn" (степень выраженности (предпочтения) каждой из 9  мо- 
 делей поведения) приводятся как дополнительные значения для  более  углуб- 
 ленного анализа индивидуального "портрета" моделей преодолевающего поведе- 
 ния. Эти показатели также рассчитываются в процентах с нулевой точкой  от- 
 счета.                                                                     
      Условные критерии автоматической интерпретации субшкал:               
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
      Более точные критерии оценки результатов тестирования могут быть  по- 
 лучены только после предварительной статистичской обработки данных  иссле- 
 дования целевой группы обследуемых с которой работает психолог. В  случае, 
 когда целевой группой являются  представители  коммуникативных  профессий, 
 могут быть использованы  критерии,  предложенные  авторами  адаптированной 
 версии методики.                                                           
 
      Опросник состоит из 54 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS).                
 Ф.И.О:_____________________                                                
 Доп. данные:_______________                                                
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                   % *                                                      
                 100 ┼────────────────────────────                          
                  90 ┼          ██                                          
                  80 ┼──────────██────██──────────                          
                  70 ┼          ██    ██                                    
                  60 ┼──────────██────██──────────                          
                  50 ┼    ▄▄    ██    ██ ██                                 
                  40 ┼─██─██────██────██─██─██─██─                          
                  30 ┼ ██ ██ ██ ██    ██ ██ ██ ██                           
                  20 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─                          
                  10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                           
                   0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                         
                       Ас СК СП ОД ИД Из НД Ас Аг                           
 
 
                  Интегральный тестовый показатель:                         
 
     ИК  ╟─▒▒▒▒▒▒▓▓───────────────────────────────────────────╢>            
 
           <[--]><[=]><────────────────[+]──────────────────>               
 
 
                         Тестовые показатели:                               
                                                      Abs  Mn               
      1. Ассеpтивные действия            - Ас =  17   46%  10%              
      2. Вступление в социальный контакт - СК =  18   50%  11%              
      3. Поиск социальной поддержки      - СП =  15   38%   8%              
      4. Осторожные действия             - ОД =  28   92%  19%              
      5. Импульсивные действия           - ИД =  11   21%   4%              
      6. Избегание                       - Из =  26   83%  18%              
      7. Непрямые действия               - НД =  20   58%  12%              
      8. Асоциальные действия            - Ас =  16   42%   9%              
      9. Агрессивные действия            - Аг =  16   42%   9%              
      --------------------------------------------------------              
      Общий индекс конструктивности      - ИК = 0.86  15%                   
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Стратегия преодоления: активная.                                   
      Модель поведения (действия): ассертивные действия, при  кото-         
 рых человек активно и последовательно  отстаивает  свои  интересы,         
 открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом инте-         
 ресы окружающих.                                                           
      Степень выраженности преодолевающей модели: средняя.                  
 
      2. Стратегия преодоления: просоциальная.                              
      Модель поведения (действия): вступление в социальный  контакт         
 для того, чтобы совместными усилиями с  другими  более  эффективно         
 разрешить критическую ситуацию.                                            
      Степень выраженности преодолевающей модели: средняя.                  
 
      3. Стратегия преодоления: просоциальная.                              
      Модель  поведения  (действия): поиск социальной  поддержки  в         
 стрессовых ситуациях, стремление поделиться своими переживаниями с         
 другими людьми, обсудить с ними ситуацию, найти у них сочувствие и         
 понимание.                                                                 
      Степень выраженности преодолевающей модели: пониженная.               
 
      4. Стратегия преодоления: пассивная.                                  
      Модель поведения (действия): осторожные действия - длительное         
 обдумывание и тщательное взвешивание всех возможных вариантов  ре-         
 шений, стремление избегать риска, ничего  не  принимать  на  веру,         
 долго готовиться в трудных ситуациях, прежде чем действовать.              
      Степень выраженности преодолевающей модели: высокая.                  
 
      5. Стратегия преодоления: прямая.                                     
      Модель поведения (действия):  импульсивные  действия,  склон-         
 ность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних  об-         
 стоятельств или эмоций,  без  предварительного  обдумывания  своих         
 поступков, взвешивания всех "за" и "против"  и  принятия  наиболее         
 целесообразных и обоснованных решений.                                     
      Степень выраженности преодолевающей модели: пониженная.               
 
      6. Стратегия преодоления: пассивная.                                  
      Модель поведения (действия): избегание решительных  действий,         
 требующих большой напряженности и ответственности за  последствия,         
 стремление отдалиться от конфликтной ситуации,  откладывать  реше-         
 ние возникшей проблемы, думать о  чем-то  другом,  отвлекаться  на         
 другие занятия и виды деятельности.                                        
      Степень выраженности преодолевающей модели: высокая.                  
 
      7. Стратегия преодоления: непрямая.                                   
      Модель поведения (действия): манипулятивные действия -  пред-         
 намеренные и скрытые побуждения другого человека к переживанию оп-         
 ределснных состояний, принятию решений и выполнению действий,  не-         
 обходимых для достижения инициатором своих собственных целей.              
      Степень выраженности преодолевающей модели: средняя.                  
 
      8. Стратегия преодоления: асоциальная.                                
      Модель поведения (действия):  асоциальные  действия,  которые         
 характеризуется тенденций выходить за социально допустимые рамки и         
 ограничения, эгоцентризмом, стремлением к удовлетворению собствен-         
 ных желаний не считаясь с обстоятельствами и интересами других лю-         
 дей.                                                                       
      Степень выраженности преодолевающей модели: средняя.                  
 
      9. Стратегия преодоления: асоциальная.                                
      Модель поведения (действия): агрессивные действия, направлен-         
 ные на других людей, которые проявляются  в  тенденции  испытывать         
 негативные чувства при неудачах и конфликтах с другими людьми, об-         
 винять окружающих в чем-либо, испытывать чувство, гнева, раздраже-         
 ния, внутренней напряженности, разочарования, неудовлетворенности.         
      Степень выраженности преодолевающей модели: средняя.                  
 
      ОБЩИЙ ИНДЕКС КОНСТРУКТИВНОСТИ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ: средний.