МЕТОДИКА:                                  
                        Родительский стиль воспитания                       
                              (Дж. Готтман)                                 
                              (J. Gottman).                                 
 
      Методика предназначена для диагностики родительского  стиля  воспита- 
 ния: отвергающего, неодобряющего, невмешивающиегося, эмоционального.       
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной программе диаграмма и интерпретация результатов 
 тестирования основаны на следующих условных критериях выраженных в процен- 
 тах с нулевой точкой отсчета:                                              
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
      Опросник состоит из 81 вопроса.                                       
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Родительский стиль воспитания.                                   
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
    От ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓───────────────────────────╢>              
 
    Но ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢>              
 
    Нв ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████──────╢>              
 
    Эм ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒──────────────────────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><──[=]───><───[+]──><──[++]──>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
       1. Отвергающий стиль воспитания      -  От = 12  48%                 
       2. Неодобряющий стиль воспитания     -  Но =  7  30%                 
       3. Невмешивающийся стиль воспитания  -  Нв =  9  90%                 
       4. Эмоциональный воспитатель         -  Эм =  8  35%                 
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. ОТВЕРГАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ:                                              
      считает чувства ребенка неважными и несущественными;                  
      не интересуется или игнорирует чувства ребенка;                       
      хочет, чтобы отрицательные эмоции ребенка быстро прошли;              
      для прекращения эмоции часто использует отвлечение;                   
      может высмеять или не придать значения эмоции ребенка;                
      считает детские чувства иррациональными, поэтому  с  ними  не         
 считается;                                                                 
      проявляет мало интереса к тому, что ребенок пытается ему ска-         
 зать;                                                                      
      мало знает о своих и чужих эмоциях;                                   
      чувствует себя неуютно, боится, испытывает беспокойство, раз-         
 дражение, боль, когда ребенок выражает сильные эмоции;                     
      боится выпустить эмоции из-под контроля;                              
      больше интересуется, как справиться с  эмоцией,  чем  смыслом         
 самой эмоции;                                                              
      считает отрицательные эмоции вредными;                                
      считает, что концентрация на отрицательных эмоциях еще больше         
 усугубляет ситуацию;                                                       
      не знает, что делать с эмоциями ребенка;                              
      видит в эмоциях ребенка требование все исправить;                     
      считает, что негативные эмоции свидетельствуют о плохой  при-         
 способленности ребенка;                                                    
      считает, что негативные эмоции ребенка плохо  влияют  на  его         
 родителей;                                                                 
      минимизирует чувства ребенка,  преуменьшая  события,  которые         
 вызвали эмоцию;                                                            
      не решает с ребенком проблемы; считает, что со  временем  они         
 сами разрешатся.                                                           
      Влияние стиля на детей: дети узнают, что  их  чувства  непра-         
 вильные, неуместные и безосновательные. Они могут  решить,  что  у         
 них есть какой-то врожденный недостаток, который не  позволяет  им         
 правильно чувствовать. Им может быть трудно регулировать свои эмо-         
 ции.                                                                       
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      2. НЕОДОБРЯЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ:                                             
      судит и критикует эмоциональные выражения ребенка;                    
      совершенно уверен в необходимости введения границ  для  своих         
 детей;                                                                     
      подчеркивает соответствие стандартам хорошего поведения;              
      делает выговоры, проявляет строгость и наказывает ребенка  за         
 выражение эмоций вне зависимости от того, как тот  себя  при  этом         
 ведет;                                                                     
      считает, что выражение отрицательных эмоций должно быть               
 ограничено по времени;                                                     
      считает, что отрицательные эмоции должны контролироваться;            
      считает, что отрицательные эмоции  свидетельствуют  о  плохом         
 характере;                                                                 
      считает, что ребенок использует отрицательные  эмоции,  чтобы         
 манипулировать родителями; то есть речь идет о борьбе за власть;           
      считает, что эмоции делают людей слабыми; чтобы выжить,  дети         
 должны быть эмоционально холодными;                                        
      считает отрицательные эмоции непродуктивными,  пустой  тратой         
 времени;                                                                   
      считает, что отрицательными эмоциями  (особенно  печалью)  не         
 следует разбрасываться;                                                    
      озабочен тем, чтобы ребенок слушался старших.                         
      Влияние стиля на детей: дети узнают, что  их  чувства  непра-         
 вильные, неуместные и безосновательные. Они могут  решить,  что  у         
 них есть какой-то врожденный недостаток, который не  позволяет  им         
 правильно чувствовать. Им может быть трудно регулировать свои эмо-         
 ции.                                                                       
      Тестовый показатель: пониженный.                                      
 
      3. НЕВМЕШИВАЮЩИЙСЯ РОДИТЕЛЬ:                                          
      свободно принимает все эмоциональные выражения ребенка;               
      предлагает утешение ребенку,  который  испытывает  негативные         
 чувства;                                                                   
      мало рассказывает, как нужно себя вести;                              
      не помогает ребенку справиться с эмоциями;                            
      все разрешает; не устанавливает ограничений;                          
      не помогает детям решать проблемы;                                    
      не учит детей способам решения проблем;                               
      считает, что с отрицательными эмоциями ничего нельзя сделать,         
 кроме как пережить;                                                        
      считает, что управление негативными эмоциями построено по за-         
 конам физики; высвободите эмоции - и работа сделана.                       
      Влияние этого стиля на детей: дети не учатся регулировать             
 свои эмоции; у них есть проблемы с концентрацией внимания, завязы-         
 ванием дружеских отношений, и они хуже ладят с другими детьми.             
      Тестовый показатель: высокий.                                         
 
      4. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬ:                                            
      расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность  для         
 сближения;                                                                 
      легко может находиться рядом с грустным, сердитым  или  испу-         
 ганным ребенком; эмоции его не раздражают;                                 
      осознает и ценит собственные эмоции;                                  
      считает мир отрицательных эмоций той областью, которая требу-         
 ет родительского участия;                                                  
      чувствителен к эмоциональным состояниям  ребенка,  даже  если         
 они мало проявляются;                                                      
      не теряется и не тревожится из-за эмоциональных выражений ре-         
 бенка; знает, что делать;                                                  
      уважает эмоции ребенка                                                
      не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка          
      не говорит, как ребенок должен себя чувствовать                       
      не чувствует, что он или она должны решать  за  ребенка  все          
 проблемы                                                                   
      использует эмоциональные моменты, чтобы:                              
      - выслушать ребенка;                                                  
      - посочувствовать и успокоить его словами и лаской;                   
      - помочь ребенку назвать эмоции, которые тот испытывает;              
      - предложить варианты урегулирования эмоций;                          
      - установить границы и научить приемлемому выражению;                 
      - выработать навыки решения проблем.                                  
      Влияние этого стиля на детей: дети учатся доверять своим чув-         
 ствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют  вы-         
 сокую самооценку, лучше учатся, хорошо ладят с другими детьми.             
      Тестовый показатель: пониженный.