МЕТОДИКА:                                  
                   Диагностика степени готовности к риску                   
                                  ("RSK")                                   
                              (А.М. Шуберт).                                
 
      Риск - действие, направленное  на  привлекательную  цель,  достижение 
 которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери, неуспеха.         
      Риск - ситуационная характеристика деятельности, состоящая в  неопре- 
 деленности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае не- 
 успеха.                                                                    
      Ситуация риска предполагает возможность выбора из двух альтернативных 
 вариантов поведения - рискованного, связанного с риском, и надежного, т.е. 
 гарантирующего сохранение достигнутого.                                    
      В психологии термину "риск" соответствуют три основных  взаимосвязан- 
 ных значения:                                                              
      1) Риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельнос- 
 ти, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных 
 последствий в этом случае;                                                 
      2) Риск как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту  по- 
 терей (проигрышем, травмой, ущербом).  Экспериментально  различаются  риск 
 мотивированный, расчитанный на ситаутивные преимущества в  деятельности  и 
 немотивированный. Кроме того, исходя из соотношения ожидаемого выигрыша  и 
 ожидаемого проигрыша при реализации соответствующего действия, выделят оп- 
 равданный и неоправданный риск;                                            
      3) Риск как ситуация выбора между двумя возможными вариантами  дейст- 
 вия: менее привлекательным, однако более надежным, и  более  привлекатель- 
 ным, но менее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными 
 неблагоприятными последствиями). Традиционно здесь выделяются  два  класса 
 ситуаций, в которых:                                                       
      а) успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений  (си- 
 туации типа "уровень притязаний";                                          
      б) неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воз- 
 действие, социальные санкции.                                              
      Важное различие имеется между теми ситауциями, где исход  зависит  от 
 случая (шансовые ситуации), и теми, в которых он  связан со  способностями 
 субъекта (ситуация навыка). Выявлено, что при прочих равных условиях  люди 
 обнаруживают более высокий уровень риска в ситуациях, связанных не с  шан- 
 сом, а с навыком, когда человек считает, что от него что-то зависит.       
      В психологии понятие "риск" раскрывается главным  образом  в  аспекте 
 принятия, т.е. активного предпочтения субъектом опасного варианта действия 
 безопасному.                                                               
      Внимание исследователей привлекают явления сдвига в сторону  большего 
 или меньшего уровня риска в условиях группового обсуждения деятельности.   
      Различают объективные и субъективные оценки проявления риска.  Дейст- 
 вия, воспринимаемые наблюдателями как осторожные,  могут  самим  субъектом 
 восприниматься как рискованные, и наоборот. Психологическая концепция  мо- 
 тивации достижения успеха объясняет проявление тенденции к риску в услови- 
 ях свободного выбора задач различной трудности. Однако предпочтение риско- 
 ванных вариантов действия осторожным не всегда может быть  представлено  в 
 виде исхода борьбы двух конкурирующих тенденций - надежды на успех и стра- 
 ха перед неудачей, постулируемых этой концепцией. Психологическими  иссле- 
 дованиями выявлено наличие тенденции к бескорыстному  риску,  когда  пред- 
 почтение опасных вариантов поведения  безопасным  выглядит  бесполезным  с 
 точки зрения стоящих перед субъектом задач. Подобная спонтанная активность 
 иногда переживается субъектом как влечение  к  опасности.  Этой  тенденции 
 принадлежит важная роль в предопределении повышенной склонности к риску.   
      Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избега- 
 нию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо  пропор- 
 циально с числом допущенных ошибок.                                        
      Исследования дали также следующие результаты:                         
      1. С возрастом готовность к риску падает.                             
      2. У более опытных работников готовность к риску ниже, чем у  неопыт- 
 ных.                                                                       
      3. У женщин готовность к риску реализуется при более определенных ус- 
 ловиях, чем у мужчин.                                                      
      4. У военных командиров и руководителей предприятий готовность к рис- 
 ку выше, чем у студентов.                                                  
      5. С ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего  конфликта 
 растет готовность к риску.                                                 
      6. В условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем  при 
 действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.                     
 
      Общая оценка теста дается по  непрерывной  шкале  как  отклонение  от 
 среднего значения. Положительные ответы, свидетельствуют  о  склонности  к 
 риску.                                                                     
      Значения теста: от -50 до +50 баллов.                                 
      Результат:                                                            
      а) меньше -30 баллов: чрезмерная осторожность;                        
      б) от -10 до +10 баллов: средние значения;                            
      в) свыше +20 баллов: склонность к риску.                              
 
      В данной компьютерной версии методики приняты следующие критерии  ин- 
 терпретации результатов тестирования:                                      
      от -50 до -31 баллов: низкий тестовый показатель;                     
      от -30 до -11 баллов: пониженный тестовый показатель;                 
      от -10 до +10 баллов: средний тестовый показатель;                    
      от +10 до +20 баллов: повышенный тестовый показатель;                 
      от +21 до +50 баллов: высокий тестовый показатель.                    
 
 
      Опросник состоит из 25 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
     Методика: Диагностика степени готовности к риску.                      
     Ф.И.О: ____________________                                            
     Доп. данные: ______________                                            
 
 
                           Диагностическая шкала:                           
 
           ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████─────────╢>          
 
             <──[--]──><──[-]──><───[=]───><[+]><─────[++]────>             
 
                        Тестовый показатель - R = 34                        
 
 
                               ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                               
 
          Высокий тестовый показатель. Выраженная готовность  к  риско-     
     ванному поведению в ситуациях, связанных с возможными  неблагопри-     
     ятными последствиями в случае неуспеха и сопряженных  с  элементом     
     опасности, угрозой потери, травмой, проигрышем. Склонность  в  по-     
     давляющем большинстве случаев предпочитать более субъективно прив-     
     лекательные, но и более опасные и менее надежные варианты  поведе-     
     ния исход которых проблематичен.