МЕТОДИКА:                                  
                           Параметрическая шкала                            
                                   (ПШ)                                     
                                (К. Изард.                                  
 
      Параметрическое исследование субъективного переживания эмоции предпо- 
 лагает, что индивид оценит свои чувства по ряду общих шкал, определив  ко- 
 личественные различия между аффективными состояниями. Анализ  совокупности 
 показателей соответствующих параметров позволяет диагностировать аффектив- 
 ное состояние индивида. Дискретный подход к изучению субъективного эмоцио- 
 нального опыта опирается на самоотчеты людей о переживаемых ими эмоциях.   
 
      Параметрический подход и шкалы параметров.                            
      Истоки параметрического подхода к описанию чувств лежат в  спенсеров- 
 ском понимании континуума приятного-неприятного и в его ранних представле- 
 ниях об уровнях активации и адаптации (Spencer, 1890). Развивая его  идеи, 
 Вундт (Wundt, 1896) предположил, что эмоциональный опыт может быть  оценен 
 по шкалам удовольствия-неудовольствия, возбуждения-покоя,  напряжения-рас- 
 слабления. Впоследствии Вудворт (Woodworth,  1938)  несколько  видоизменил 
 значение этих параметров, исходя из предпосылки, что удовольствие и неудо- 
 вольствие соотносятся между собой так же, как принятие и  отвержение,  что 
 возбуждение и покой сопряжены с наличествующим уровнем мышечной активности 
 или готовности к действию, а напряжение и расслабление соответственно -  с 
 различными степенями мышечного тонуса. Представление Вудворта  об  эмоцио- 
 нальном переживании как о функции установки  и  нервно-мышечных  процессов 
 предвосхитило некоторые элементы как когнитивной теории, так и теории диф- 
 ференциальных эмоций. Традиция, заложенная Спенсером, Вундтом и Вудвортом, 
 получила свое развитие в ряде современных теорий. Так, понятие нейрофизио- 
 логической активации было использовано Даффи (Duffy, 1941, 1957,  1962)  и 
 Линдсли (Lindsley, 1951, 1957) для объяснения эмоций, а Шлосберг  (Schlos- 
 berg, 1941, 1952, 1954) с его помощью пытался истолковать поведение.       
      Современные исследователи описывают  различные  параметры  мимических 
 выражений, рассматривая их как параметры эмоций (Triandis, Lambert,  1958; 
 Frijda,1970; Frijda, Phillipszoon, 1963; Abelson, Sermat, 1962). Например, 
 Осгуд (Osgood, 1966, 1969), Блок (Block, 1957), Дэйвиц  (Davitz,  1970)  и 
 Ноулис (Nowlis, 1970) разработали шкалы для оценки вербальных выражений  и 
 рассматривают их в качестве индексов эмоций или эмоциональной экспрессии.  
 
      Бартлет и Изард, исследуя особенности субъективного опыта при пережи- 
 вании базовых эмоций, исходили из  того,  что  субъективный  эмоциональный 
 опыт - это многогранное явление, которое нужно оценивать с  помощью  пара- 
 метрической шкалы самоотчета, отражающей разные стороны чувств, мышления и 
 поведения человека. Поэтому каждый раздел разработанной ими  параметричес- 
 кой шкалы (ПШ) представлен тремя субшкалами, соответствующими трем уровням 
 функционирования индивида, или трем компонентам эмоционального опыта. Чув- 
 ственный, или переживательный, компонент оценивался человеком по таким со- 
 матическим параметрам, как дыхание, частота  сердечных  сокращений,  пото- 
 отделение, мышечный тонус, поведенческий компонент - по экспрессивной  ми- 
 мике и жестам, а оценивая мыслительный компонент своего субъективного опы- 
 та, человек должен был определить, как он  производит  когнитивную  оценку 
 (Arnold, 1960, 1968) эмоционально значимых ситуаций. Таким образом  иссле- 
 дователи пытались придать большую специфичность каждому параметру, а также 
 предоставить испытуемому большую свободу выбора.                           
 
      Восемь параметров, составившие ПШ, были выбраны на основании их  оче- 
 видной важности для оценки субъективного переживания в конкретной  эмоцио- 
 нально значимой ситуации. Однако лишь четыре из них оказались  информатив- 
 ными, и поэтому мы будем говорить только о них. Эти четыре параметра  были 
 включены в ПШ по следующим причинам.                                       
 
      Параметр удовольствия (приятности) был принят как бесспорный в  эмпи- 
 рическом смысле и вследствие его несомненной важности для оценки  гедонис- 
 тической окрашенности переживания. Напряжение было избрано  как  параметр, 
 представляющий нейрофизиологическую активацию, которая в свою  очередь  по 
 теоретическим и эмпирическим данным является усилителем эмоции. Авторы ис- 
 ходили из предпосылки, что связанный с активацией параметр напряжения  от- 
 ражает такие феномены, как повышение мышечного тонуса  и  торможение  вер- 
 бального и поведенческого выражения эмоции. Однако они отдавали себе отчет 
 в том, что параметры гедонизма и активации необходимы, но недостаточны для 
 дифференциации конкретного эмоционального состояния.                       
      На параметре импульсивности они остановились,  основываясь  на  идеях 
 Осгуда (Osgood, 1966). Высокий показатель  импульсивности  свидетельствует 
 об отсутствии антиципации (готовности к  конкретной  эмоциональной  ситуа- 
 ции). Кроме того, импульсивность коннотативно  связана  со  спонтанностью, 
 которая характеризует степень внезапности  эмоционального  переживания,  а 
 также отражает индивидуальный стиль эмоциональной экспрессии.              
      И наконец, четвертый из выбранных параметров представлен  положитель- 
 ным полюсом шкалы уверенности-неуверенности (Frijda, 1970); с помощью это- 
 го параметра человек сообщает о наличии или отсутствии у него чувства ком- 
 петентности и адекватности. Оценивая когнитивный компонент своего  эмоцио- 
 нального опыта, человек тем самым оценивает свою способность к  осмыслению 
 динамики эмоционально значимой ситуации, а оценка  поведенческого  аспекта 
 отражает, в какой мере человек считает свое поведение соответствующим дан- 
 ной ситуации.                                                              
 
 
      Литературный источник: Изард К.Э. Психология эмоций пер. с англ.      
 СПб., 1999. 464 с.                                                         
 
      Опросник состоит из 24 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 мин.                               
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 
 Методика: Параметрическая шкала (ПШ)                                       
 Ф.И.О:                                                                     
 Доп. данные:                                                               
 
 
                              Диаграмма.                                    
 
                  *                                                         
                6 ┼ ▄▄▄     ▄▄▄                   ▄                         
                5 ┼ ███     ███                   █                         
                4 ┼─███──▄──███──────▄▄─────▄─▄───█─                        
                3 ┼ ███  █▄ ███  ▄   ██ ▄▄▄ █ █  ▄█                         
                2 ┼─███──██─███─▄█▄──██─███─█▄█──██─                        
                1 ┼ ███ ▄██ ███ ███ ▄██ ███ ███ ▄██                         
                0 ┼─+++─+++─+++─+++─+++─+++─+++─+++─*                       
                    омп омп омп омп омп омп омп омп                         
                    Ак  Пр  Нп  Им  Уп  Ув  Эк  Пт                          
 
 
                       *                                                    
                    18 ┼ ▄▄    ▄▄                                           
                    16 ┼ ██    ██                                           
                    14 ┼ ██    ██                                           
                    12 ┼─██────██────────────────                           
                    10 ┼ ██    ██          ▄▄                               
                     8 ┼ ██ ▄▄ ██    ██ ██ ██                               
                     6 ┼─██─██─██─██─██─██─██─▄▄─                           
                     4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                            
                     2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                            
                     0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*                          
                         Ак Пр Нп Им Уп Ув Эк Пт                            
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
                1. Активность             -  Ак = 18                        
                2. Произвольность         -  Пр =  8                        
                3. Напряженность          -  Нп = 18                        
                4. Импульсивность         -  Им =  7                        
                5. Управляемость          -  Уп =  9                        
                6. Уверенность            -  Ув =  9                        
                7. Экстравертированность  -  Эк = 10                        
                8. Приятность             -  Пт =  6                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
          Высокая интенсивность эмоциональных переживаний:                  
                            Активность.                                     
                           Напряженность.                                   
 
          Средняя интенсивность эмоциональных переживаний:                  
                           Управляемость.                                   
                            Уверенность.                                    
                       Экстравертированность.                               
 
         Пониженная интенсивность эмоциональных переживаний:                
                          Произвольность.                                   
                          Импульсивность.                                   
                            Приятность.