МЕТОДИКА:                                  
           Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников           
                              (Дж. Рензулли)                                
    (Scale for rating behavioural characteristic of superior students)      
                      (J.S. Renzulli, R.K. Hartman)                         
                        (адаптация Л.В. Поповой).                           
 
      Методика предназначена для определения познавательных, мотивационных, 
 лидерских и творческих качеств личности одаренного ребенка.                
      Одаренность, в понимании Дж. Рензулли - сочетание трех  основных  ха- 
 рактеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний  уровень), 
 креативности и настойчивости. Эта концепция дает ответы на вопросы о  том, 
 по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать ее  развитие, 
 на что ориентироваться в обучении. Важно, что автор относит к одаренным не 
 только тех, кто по всем трем основным параметрам превосходит  сверстников, 
 но и тех, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы одному из параметров.  
 
      Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить  характерис- 
 тики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой  и  лидерской 
 областях.                                                                  
      Каждый пункт шкалы оценивается безотносительно к другим пунктам.      
      Оценка эксперта должна отражать, насколько часто он наблюдал проявле- 
 ние каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относитель- 
 но разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.       
 
      Опросник состоит из 23 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе автоматическая интерпретация результатов  тестиро- 
 вания интегрального показателя основана на числовых значениях выраженных в 
 процентах с нулевой точкой отсчета.                                        
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников.          
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
    Пз ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████──────────────────╢>              
 
    Мт ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████───────────╢>              
 
    Лд ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓──────────────────────────╢>              
 
    Тв ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████────────╢>              
 
         <──[--]─><───[-]──><──[=]──><──[+]──><────[++]───>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
          I. Познавательные характеристики  -  Пз = 12  67%                 
         II. Мотивационные характеристики   -  Мт = 17  80%                 
        III. Лидерские характеристики       -  Лд = 10  50%                 
         IV. Творческие характеристики      -  Тв = 36  87%                 
 
 ^^^                                                                        
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      I. Познавательная сфера.                                              
      Сравнительные характеристики одаренности:                             
      Обладает необычно большим для этого  возраста  запасом  слов;         
 использует термины с пониманием; речь отличается богатством  выра-         
 жений, беглостью, сложностью. Обладает большим запасом  информации         
 по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов де-         
 тей этого возраста). Быстро запоминает и воспроизводит фактическую         
 информацию. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается         
 понять "как" и "почему"; задает много стимулирующих мысль вопросов         
 (в отличие от вопросов, направленных на получение  фактов);  хочет         
 знать, что лежит в основе явлений или действий людей.                      
      Экспертная оценка ребенка: повышенная.                                
 
      II. Мотивационная сфера.                                              
      Сравнительные характеристики одаренности:                             
      Полностью уходит в определенные  темы,  проблемы;  настойчиво         
 стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к  другой  теме,         
 заданию). Легко впадает в скуку от обычных заданий.  Стремиться  к         
 совершенству; отличается самокритичностью.  Предпочитает  работать         
 самостоятельно; требует лишь минимального направления от педагога.         
 Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.                 
      Экспертная оценка ребенка: повышенная.                                
 
      III. Лидерская сфера.                                                 
      Сравнительные характеристики одаренности:                             
      Проявляет ответственность; делает то, что  обещает  и  обычно         
 делает хорошо. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со         
 взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят  показать  свою         
 работу классу. Любит находится с людьми, общителен и  предпочитает         
 не оставаться в одиночестве. Имеет склонность  доминировать  среди         
 других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует.         
      Экспертная оценка ребенка: средняя.                                   
 
      IV. Творческая сфера.                                                 
      Сравнительные характеристики одаренности:                             
      Проявляет большую любознательность в отношении  многого;  по-         
 стоянно задает обо всем вопросы. Выдвигает большое количество идей         
 или решений проблем и ответов на  вопросы;  предлагает  необычные,         
 оригинальные, умные ответы. Выражает свое  мнение  без  колебаний;         
 иногда радикален и горяч в дискуссиях, настойчив. Любит рисковать,         
 имеет склонность к приключениям. Склонность к игре с идеями;  фан-         
 тазирует, придумывает ("Интересно, что будет, если?"), занят  при-         
 способлением, улучшением  и  изменением  общественных  институтов,         
 предметов и систем. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор  в         
 таких ситуациях, которые не кажутся смешными  остальным.  Необычно         
 чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к  иррациональ-         
 ному в себе; эмоционально чувствителен. Чувствителен к  прекрасно-         
 му; обращает внимание на эстетические стороны жизни. Не  подвержен         
 влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями;  не         
 боится быть отличным от других. Дает  конструктивную  критику;  не         
 склонен принимать авторитеты без критического изучения.                    
      Экспертная оценка ребенка: высокая.