МЕТОДИКА:                                  
                  Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ-2)                  
                                (Сенин И.Г).                                
 
      Необходимость разработки компактной и надежной методики по диагности- 
 ке направленности личности ощущается во многих областях практической  пси- 
 хологии.                                                                   
      Например, практика профессионального консультирования показывает, что 
 не все клиенты считают свою профессиональную деятельность главным содержа- 
 нием жизни, и нередко самой важной для них оказывается  какая-либо  другая 
 жизненная сфера (семейная, общественная жизнь  и т.д.).  В  этих  случаях, 
 распространенный в отечественной практике профконсультирования подход, ос- 
 новывающийся на том, что профессиональная деятельность  человека  является 
 основным содержанием его жизни, оказывается малоэффективным. Это связано с 
 тем, что содержание консультации в данном случае не соответствует  особен- 
 ностям направленности личности клиента.                                    
      Исходя из этого, авторы методики пришли к выводу  о  том,  что  такие 
 сферы, как профессиональная жизнь, семейная жизнь, сфера увлечения и  дру- 
 гие, которые в той или иной степени представлены в жизни каждого человека, 
 имеют для разных людей различную значимость, и консультанту было бы полез- 
 но обладать информацией по этому вопросу.                                  
      Однако каждая сфера жизненных интересов приобретает свою значимость в 
 зависимости от тех устремлений, которые человек пытается  в  ней  реализо- 
 вать. Например, для одного человека профессиональная жизнь - это  средство 
 зарабатывания денег, для другого - это прежде всего возможность реализации 
 своих способностей, для третьего - возможность удовлетворения  потребности 
 в социальном взаимодействии и т.д.                                         
      Таким образом, опросник ОТеЦ основывается на двух предположениях: во- 
 первых, что жизненные сферы, в той или иной мере  представленные  в  жизни 
 каждого человека, обладают для разных людей различной степенью значимости, 
 а во-вторых, что в каждой из них реализуются различные для каждого челове- 
 ка желания и стремления, которые являются одним из компонентов  направлен- 
 ности его личности.                                                        
      Необходимость разработки данного опросника возникла в ходе практичес- 
 кой работы в области профессионального  консультирования.  Поэтому  авторы 
 считают, что в этой сфере его применение будет наиболее эффективным. Одна- 
 ко можно предположить, что он окажется полезным также и в других  областях 
 психологического консультирования, так как поможет консультанту вести  ра- 
 боту, учитывая особенности направленности личности клиента.                
 
                    ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА ДИАГНОСТИКИ.                          
      Идея создания предлагаемой методики возникла в  результате  работы  с 
 рядом известных тестов, направленных па диагностику различных аспектов на- 
 правленности личности. Среди них: методика словацкого психолога  Т. Тароч- 
 ковой "Жизненные цели", тест американских авторов  Д. Сьюпера  и  Д. Певил 
 "Шкала ценностей, методика М. Рокича "Изучение ценностей человека", опрос- 
 ник Олпорта-Вернона-Линдсея и некоторые другие. В качестве основного диаг- 
 ностического конструктора авторы этих тестов рассматривают  направленность 
 личности, понимаемую как значимость для человека тех  или  иных  жизненных 
 целей и ценностных ориентации, которыми он руководствуется в своей  жизни. 
 Например, методика "Жизненные цели" направлена на  диагностику  значимости 
 для индивида таких жизненных целей, как учебно-образовательные, профессио- 
 нальные, супружеско-семейные, интраперсональные, интерперсональные и досу- 
 говыe; опросник "Шкала ценностей" ориентирована  на  измерение  ценностей, 
 определяющих профессиональный путь человека. Среди них: использование спо- 
 собностей, достижения, продвижение по службе, эстетические  представления, 
 альтруизм, авторитарность, автономия,  креативность,  материальное  возна- 
 граждение, стиль жизни, развитие личности, физическая активность,  профес- 
 сиональный престиж, социальные отношения, условия работы,  социальная  ин- 
 дентификация п др.                                                         
      М. Рокич определяет понятие ценностей человека двояко. Под  ценностью 
 он понимает либо убеждение индивида о преимуществах каких-либо целей,  оп- 
 ределенного смысла существования  по  сравнению  с  другими  целями,  либо 
 убеждение индивида в преимуществах определенных типов поведения по сравне- 
 нию с другими типами. Исходя из этого М. Рокич формулирует гипотезу о двух 
 видах человеческих ценностей; ценностях-целях и ценностях-средствах.  Цен- 
 ности-цели он называет ТЕРМИНАЛЬНЫМИ, в них отражается приоритетность  для 
 индивида определенных жизненных целей.  Ценности-средства  носят  название 
 ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ, они свидетельствуют о приоритетности для индивида  опре- 
 деленных типов поведения, ведущих к реализации соответствующих  терминаль- 
 ных ценностей.                                                             
      Теоретические положения М. Рокича во многом стали базой дли разработ- 
 ки опросника ОТеЦ. Основным диагностическим конструктом методики  являются 
 терминальные ценности. Авторы понимают терминальную ценность как убеждение 
 человека в преимуществах определенных жизненных целей по сравнению с  дру- 
 гими целями.                                                               
      Перечень терминальных ценностей, диагностируемых в данном  опроснике, 
 составлен на основе перечисланиых выше тестов и включает в себя 8 наимено- 
 ваний.                                                                     
      1. СОБСТВЕННЫЙ ПРЕСТИЖ, т.е. завоевание своего признания  в  обществе 
 путем следования определенным социальным требованиям.                      
      2. ВЫСОКОЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЭЕНИЕ, т.е. обращение к факторам  матери- 
 ального благополучия как к главному смыслу существования.                  
      3. КРЕАТИВНОСТЬ,  т.е.  реализация  своих  творческих   возможностей, 
 стремление изменять окружающую действительность.                           
      4. АКТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ, т.е. установление благоприятных  от- 
 ношеий в различных сферах  социального  взаимодействия,  расширение  своих 
 межличностных связей, реализация своей социальной роли.                    
      5. РАЗВИТИЕ СЕБЯ, т.е. познание  своих  индивидуальных  особенностей, 
 постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.  
      6. ДОСТИЖЕНИЯ, т.е. постановка и решение определенных жизненных задач 
 как главных жизненных факторов.                                            
      7. ДУХОВНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, т.е.  руководство  морально-нравственными 
 принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.          
      8. СОХРАНЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, т.е. преобладание  собст- 
 венных мнений, взглядов, убеждении над общепринятыми, защита своей  непов- 
 торимости и независимости.                                                 
 
      Данный опросник - это попытка создания  инструмента  для  диагностики 
 преобладания тех или иных терминальных ценностей, которые индивид пытается 
 реализовать в своей жизни.                                                 
      Однако реальная жизнь человека очень неоднородна. Одному  и  тому  же 
 человеку приходится выполнять разнообразные функции, различные  по  своему 
 содержанию виды деятельности, реализовать в  них  определенные  социальные 
 роли. По своему сходству все эти особенности объединяются  в  определенные 
 жизненные сферы.                                                           
      На взгляд авторов, наиболее типичными для большинства индивидов явля- 
 ются следующие сферы:                                                      
      а) профессиональной жизни;                                            
      б) обучения и образования;                                            
      в) семенной жизни;                                                    
      г) общественной жизни;                                                
      д) увлечений.                                                         
      Необходимо отметить, что терминальные ценности в той  или  иной  мере 
 проявляются во всех названных выше жизненных сферах, каждая из  которых  в 
 силу своей объективной обусловленности в  различной  степени  способствует 
 реализации тех или иных терминальных ценностей, поэтому сферы, способству- 
 ющие этой реализации в наибольшей степени, приобретают дли  индивида  наи- 
 большую значимость.                                                        
      Таким образом, вторым диагностическим конструктом опросника выступает 
 значимость для индивида той или иной жизненной сферы как источника  реали- 
 зации той или мной терминальной ценности.                                  
      В целом конструкция опросника дает возможность пользователю  ответить 
 на три основные вопроса:                                                   
      1. Какая терминальная ценность является преобладающей в жизни данного 
 индивида?                                                                  
      2. Какая жизненная сфера наиболее значима для данного индивида?       
      3. В какой жизненной сфере преобладающая терминальная ценность реали- 
 зуется в наибольшей степени, т е. какая жизненная сфера  наиболее  значима 
 для реализации преобладающей терминальной ценности?                        
 
                           СТРУКТУРА ОПРОСНИКА.                             
      Структура опросника такова, что для диагностики двух  основных  диаг- 
 ностических конструктов теста (терминальные ценности, жизненные сферы) ис- 
 пользуются одни и те же утверждения. Такая структура позволяет производить 
 анализ полученных данных не только относительно выраженности отдельно тер- 
 минальных ценностей и отдельно значимости жизненных сфер, но и относитель- 
 но выраженности каждой из терминальных ценностей в каждой жизненной сфере. 
 Каждое утверждение опросника работает сразу на два диагностических  конст- 
 рукта. Восемь пар утверждений, относящихся к диагностике значимости  одной 
 жизненной сферы, одновременно относятся и к диагностике выраженности  каж- 
 дой терминальной ценности внутри этой жизненной сферы, а пять пар  утверж- 
 дений, относящихся к общей выраженности определенной терминальной  ценнос- 
 ти, одновременно относятся к диагностике ее выраженности для  каждой  жиз- 
 ненной сферы.                                                              
 
   Интерпретация данных по шкалам терминальных ценностей внутри жизненных   
                                    сфер.                                   
 
      1. Сфера профессиональной жизни.                                      
      Собственный престиж. Выражается в стремлении  человека  иметь  работу 
 или профессию, которая высоко ценится в обществе.  Испытуемый,  получающий 
 высокий балл по этому показателю, как правило, очень  заинтересован в мне- 
 нии других людей относительно своей работы или профессии и  стремится  до- 
 биться признании в обществе путем выбора наиболее социально-одобряемой ра- 
 боты или профессии.                                                        
      Высокое материальное положение. Выражается в стремлении иметь  работу 
 или профессию, гарантирующую высокую зарплату,  другие  виды  материальных 
 благ. Испытуемые с высоким баллом по этому показателю часто бывают склонны 
 к смене полученной специальности, сели она не  приносит  желаемого  уровня 
 материального благополучия.                                                
      Креативность. Выражается в стремлении  внести  элемент  творчества  в 
 сферу своей профессиональной деятельности. Ислытуемым с высоким баллом  по 
 этому показателю быстро становится скучно от привычных способов  организа- 
 ции работы и методов ее проведения, поэтому для них характерно  постоянное 
 желание вносить в работу изменения и усовершенствования.                   
      Активные социальные контакты. Выражаются в стремлении  к  коллегиаль- 
 ности в работе, установлении благоприятных взаимоотношений с коллегами  по 
 работе. Для испытуемых с высоким баллом по этому показателю значимы факто- 
 ры социально-психологического  климата  коллективу,  атмосфера  доверия  и 
 взаимопомощи среди коллег.                                                 
      Развитие себя. Выражается в стремлении к наиболее  полной  реализации 
 своих способностей в сфере профессиональной жизни и к повышению своей про- 
 фессиональной квалификации. Для испытуемых с высоким баллом по этому пока- 
 зателю характерна особая заинтересованность в информации о своих професси- 
 ональных способностях и возможностях их развития.                          
      Достижения. Выражаются в стремлении достигать конкретных  и  ощутимых 
 результатов в своей профессиональной деятельности, часто для повышения са- 
 мооценки. Испытуемые с высоким баллом по этому  показателю,  как  правило, 
 испытывают большее удовлетворение от результатов своей работы,  нежели  от 
 ее процесса. Для них также характерно тщательное планирование всей работы. 
      Духовное удовлетворение. Выражается в  стремлении  иметь  интересную, 
 содержательную работу или профессию. Для испытуемых с  высоким  баллом  по 
 этому показателю характерно желание как можно глубже познать предмет свое- 
 го труда, они, как правило, ощущают наибольшее  удовлетворение  от  самого 
 процесса работы и в меньшей степени ориентируются на ее результаты.        
      Сохранение  собственной  индивидуальности.  Выражается  в  стремлении 
 посредством своей профессиональной деятельности каким-либо  образом  выде- 
 литься из толпы. Испытуемые с высоким баллом по этому показателю, как пра- 
 вило, стараются иметь работу или профессию, которая могла  бы  подчеркнуть 
 индивидуальное своеобразие и неповторимость их личности (например, выбрать 
 необычную, редкую, малораспространенную профессию).                        
 
      2. Сфера обучения и образования.                                      
      Собственный престиж. Выражается в  стремлении  человека  иметь  такой 
 уровень образования, который высоко ценится в обществе. Испытуемые,  полу- 
 чившие высокий балл по этому показателю, отличаются особой  заинтересован- 
 ностью в мнении других людей относительно уровня  своего  образования  или 
 того уровня образования, которого они хотят достичь.                       
      Высокое материальное  положение.  Выражается  в  стремлении  человека 
 иметь такой уровень образования, который гарантирует  высокую  зарплату  и 
 другие виды материальных благ. Испытуемые с высоким баллом по этому  пока- 
 зателю характеризуются желанием повышать уровень своего образования,  если 
 существующий его уровень не приносит желаемого материального благополучия. 
      Креативность. Выражается и стремлении найти что-то новое в  изучаемой 
 дисциплине, внести свой вклад в определенную область знаний. Для  испытуе- 
 мых с высоким баллом по этому показателю характерно желание глубже проник- 
 нуть в предмет изучении с целью открыть в нем что-либо ранее неизученное.  
      Активные социальные контакты. Выражаются -в стремлении человека иден- 
 тифицировать себя с определенной социальной группой.  Испытуемые,  набрав- 
 шие высокий балл по данному  показателю,  отличаются  желанием  достигнуть 
 определенного уровня образования, чтобы войти в более  тесные  контакты  с 
 людьми, принадлежащими к какой-либо социальной группе.                     
      Развитие себя. Выражается в стремлении человека повышать уровень сво- 
 его образования ради развития своих  способностей.  Испытуемые  с  высоким 
 баллом по этому показателю характеризуются  особой  заинтересованностью  в 
 информации о своих способностях в обучении и о возможностях их развития.   
      Достижения. Выражаются в стремлении человека добиваться как  конкрет- 
 ных результатов своего образовательного процесса (например, защита диссер- 
 тации), так и других жизненных целей, достижение которых зависит от уровня 
 образования. Для испытуемых с высоким баллом по этому показателю характер- 
 но тщательное планирование всех этапов образовательного процесса с  поста- 
 новкой конкретных целей на каждом этапе, а кроме того, стремление повысить 
 свою самооценку.                                                           
      Духовное удовлетворение. Выражается в  стремлении  узнать  как  можно 
 больше об изучаемой дисциплине, интересуясь, в первую очередь, ее содержа- 
 нием. Испытуемые с высокие баллом по данному показателю отличаются сильной 
 познавательной потребностью, стремлением повышать уровень своего образова- 
 ния, желанием глубже проникнуть в предмет изучения своей области знаний.   
      Сохранение собственной индивидуальности. Выражается в стремлении  че- 
 ловека так построить свой образовательный процесс, чтобы он в максимальной 
 степени соответствовал всем особенностям его личности. Испытуемые, набрав- 
 шие высокий балл по этому показателю, отличаются желанием быть  оригиналь- 
 ными при получении образования, стараясь не нарушать своих жизненных прин- 
 ципов.                                                                     
 
      3. Сфера семейной жизни.                                              
      Собственный престиж. Выражается в  стремлении  человека  так  строить 
 свою семейную жизнь, чтобы обеспечить себе признание со  стороны  окружаю- 
 щих. Испытуемые, получившие высокий балл по этому показателю, очень  часто 
 бывают заинтересованы в мнении других людей о различных аспектах своей се- 
 мейной жизни.                                                              
      Высокое материальное положение. Выражается в  стремлении  к  наиболее 
 высокому уровню материального достатка CIWLHI семьи. Испытуемые с  высоким 
 баллом по данному показателю считают, как правило, что семейное благополу- 
 чие заключается прежде всего в хорошей обеспеченности семьи.               
      Креативность. Выражается в стремлении ко всякого  рода  изменениям  в 
 своей семейной жизни и внесению в нее чего-то нового. Испытуемые с высоким 
 баллом по данному  показателю  отличаются  тем,  что  постоянно  стараются 
 разнообразить жизнь своей семьи (например, сменить обстановку в  квартире, 
 придумать необычный вид семейного отдыха и т. п.).                         
      Активные социальные контакты. Выражаются в высокой значимости для че- 
 ловека определенной структуры взаимоотношений в семье.  Для  испытуемых  с 
 высоким баллом по данному показателю характерно стремление к  тому,  чтобы 
 каждый член его семьи занимал какую-либо  социальную  позицию  и  выполнял 
 строго определенные функции.                                               
      Развитие себя. Выражается в стремлении человека  изменять  к  лучшему 
 различные особенности своего характера, своей личности в  семейной  жизни. 
 Испытуемых с высоким баллом по этому показателю отличает высокая заинтере- 
 сованность в информации о себе (характере, способностях, особенностях лич- 
 ности и т.п.).                                                             
      Достижения. Выражаются в стремлении к тому, чтобы  в  семенной  жизни 
 добиваться каких-либо реальных результатов (например, жак можно раньше на- 
 учить своих детей читать, писать и т. п.). Испытуемые,  набравшие  высокий 
 балл но данному показателю, часто бывают заинтересованы в информации о се- 
 мейной жизни других людей, так как хотят убедиться в весомости  достижений 
 своей семейной жизни по сравнению с достижениями семейной жизни других.    
      Духовное удовлетворение. Выражается в стремлении к глубокому  взаимо- 
 пониманию со всеми членами семьи, духовной близости с ними.  Испытуемые  с 
 высоким баллом по данному показателю  в  супружестве  больше  всего  ценят 
 настоящую любовь и считают ее главным условием семенного благополучия.     
      Сохранение  собственной  индивидуальности.  Выражается  в  стремлении 
 строить свою жизнь, ориентируясь лишь  на  собственные  взгляды,  желания, 
 убеждения. Испытуемые с высоким баллом по данному показателю часто  стара- 
 ются сохранить свою независимость даже от членов  своей  семьи  (например, 
 проводя свой отпуск отлельно от них) с тем, чтобы подчеркнуть свою индиви- 
 дуальность.                                                                
 
      4. Сфера общественной жизни.                                          
      Собственный престиж. Выражается встремлении  придерживаться  наиболее 
 распространенных взглядов на общественно-политическую жизнь. Испытуемые  с 
 высоким баллом по данному показателю могут довольно активно участвовать  в 
 разговорах на общественно-политические темы, однако при этом они, как пра- 
 вило, выражают не свое собственное мнение, а мнение своих авторитетов.     
      Высокое материальное положение. Выражается  в  стремлении  заниматься 
 общественной деятельностью ради материального вознаграждения за  нее.  Для 
 испытуемых, набравших высокий балл по данному показателю,  характерно  ак- 
 тивное участие в общественной деятельности лишь в том случае, если она мо- 
 жет приносить денежное вознаграждение и другие виды материальных благ.     
      Креативность. Выражается в стремлении внести разнообразие в свою  об- 
 щественную деятельность. Испытуемые с высоким  баллом но данному показате- 
 лю, как правило, быстро откликаются на любые изменения, происходящие в об- 
 щественно-политической жизни. Занимаясь  общественной  деятельностью,  они 
 стараются изменять привычные методы ее проведения, вносить  в  нее  что-то 
 новое.                                                                     
      Активные социальные контакты.  Выражаются  в  стремлении  реализовать 
 свою социальную направленность через активную общественную жизнь. Для  ис- 
 пытуемых с высоким баллом по данному показателю характерно желание  занять 
 такое место в структуре общественной жизни, которое обеспечивало бы  более 
 тесный контакт с определенным кругом лиц и давало бы  возможность  взаимо- 
 действовать с ним в общественной жизни.                                    
      Развитие себя. Выражается в стремлении как можно полнее реализовать и 
 развивать, свои способности в сфере общественной жизни. Для  испытуемых  с 
 высоким баллом по этому показателю характерна особая заинтересованность  в 
 информации о своих способностях в сфере общественной жизни и  возможностях 
 их развития.                                                               
      Достижения. Выражаются в стремлении добиваться прежде всего  реальных 
 и конкретных результатов в  своей  общественно-политической  деятельности, 
 однако часто это происходит ради более высокой  самооценки.  Испытуемые  с 
 высоким баллом но данному показателю, как правило,  четко  планируют  свою 
 общественную работу, ставят конкретные цели на каждом  этапе  и  стремятся 
 любыми методами их достичь.                                                
      Духовное удовлетворение. Выражается в стремлении  через  общественную 
 деятельность реализовать свое искреннее желание сделать жизнь общества как 
 можно более благополучной. Испытуемые, избравшие высокий балл по этому по- 
 казателю, отличаются тем, что получают наибольшее удовольствие не  от  ре- 
 зультатов своей общественной деятельности, а от ее процесса.               
      Сохранение собственной индивидуальности. Выражается в  стремлении  не 
 попасть под влияние общественно-политических взглядов  других  людей.  Для 
 испытуемых с высоким баллом по данному показателю самой ценной является та 
 общественно-политическая позиция, которую не занимает никто, кроме него, а 
 часто такие испытуемые вообще не  имеют  никаких  общественно-политических 
 взглядов, так как для этого они слишком заняты собой.                      
 
      5. Сфера увлечений.                                                   
      Собственный престиж. Выражается в стремлении в свободное время  зани- 
 маться тем, что может служить основанием его высокой оценки другими  людь- 
 ми. Испытуемый с высоким баллом по данному показателю  склонен  ориентиро- 
 ваться на мнение значимых для него лиц относительно  того,  как  проводить 
 свободное время, и старается проводить его так, как это делают они.        
      Высокое материальное положение. Выражается в стремлении  в  свободное 
 время заниматься тем, что может принести  материальную  пользу.  Увлечения 
 испытуемых, получивших высокий балл по  данному  показателю,  часто  носят 
 чисто прагматический характер (например, когда  продукты  увлечении  можно 
 продать, обменять к т. п.).                                                
      Креативность. Выражается в стремлении человека увлекаться таким заня- 
 тием, которое тредоставляет широкие возможности для  творчества,  внесения 
 разнообразия в сферу своего увлечения. Испытуемые с высоким баллом по это- 
 му показателю всегда стараются изменить что-либо в предмета своего увлече- 
 ния, внести в него что-то новое.                                           
      Активные социальные контакты. Выражаются в стремлении человека реали- 
 зовать свою социальную направленность посредством своего увлечения.  Испы- 
 туемые, получившие высокий балл по данному показателю, склонны  увлекаться 
 теми занятиями, которые имеют коллективный характер,  для  них  характерно 
  желании найти единомышленников и взаимодействовать с ними в своем увлече- 
 нии.                                                                       
      Развитие себя. Выражается в  стремлении  человека  использовать  свое 
 хобби для лучшей реализации своих потенциальных возможностей. Испытуемые с 
 высоким баллом по данному показателю часто не о граничиваются  лишь  одним 
 видом увлечении и стараются попробовать свои силы в различных занятиях.    
      Достижения. Выражаются в стремлении человека ставить конкретные  цели 
 в сфере своего увлечения и добиваться их. Для испытуемых с высоким  баллом 
 по данному показателю характерна высокая заинтересованность в информации о 
 достижениях других людей в их увлечениях, так  как  эти  испытуемые  хотят 
 убедиться в достаточной весомости собственных достижений.                  
      Духовное удовлетворение. Выражается в стремлении человека иметь такое 
 увлечение, которому можно отдать все свободное время, стараясь глубже про- 
 никнуть в сам предмет увлечения. Испытуемые,  набравшие  высокий  балл  по 
 данному показателю, как правило, получают больше удовлетворения от процес- 
 са своего занятия, нежели от его результатов.                              
      Сохранение собственной индивидуальности. Выражается в стремлении  че- 
 ловека к тому, чтобы увлечение помогало подчеркнуть, выразить свою индиви- 
 дуальность. Испытуемые с высоким баллом по этому  показателю  могут  увле- 
 каться каким-то очень редким, необычным занятием, создавать в своем  увле- 
 чении вещи, которых нет ни у кого другого и т. п.                          
 
      Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) был разработан в 1991 году. За 
 это время он получил широкое распространение во многих областях практичес- 
 кого применения как диагностический инструмент для  определения  структуры 
 ценностных ориентации личности.                                            
      Однако, в соответствии со "Стандартными требованиями к  психологичес- 
 ким тестам", некоторые тесты должны периодически пересматриваться и  изме- 
 нятся с изменением социальных условий и установок. По мнению авторов  дан- 
 ное требование прямо относиться к "Опроснику терминальных ценностей".  Ос- 
 новной причинами этому является тот факт, что по самой своей природе  цен- 
 ностные ориентации личности в достаточно значительной  степени  подвержены 
 различным изменениям в зависимости от изменения окружающих человека  соци- 
 альных условий. За период с 1991 года, когда создавался первый вариант оп- 
 росника терминальных ценностей произошли довольно  серьезные  изменения  в 
 общественной, политической, социальной и экономической жизни нашего общес- 
 тва, что не могло не изменить основное операциональное содержание тех  ди- 
 агностических конструктов, которое было изначально заложено в диагностиру- 
 емые нашим опросником конструкты. Исходя из этого, авторы  поставили  себе 
 цель не изменяя теоретического содержания базовых  диагностических  конст- 
 руктов опросника и не меняя его основной структуры,  произвести  некоторые 
 изменения в содержании опросника  чтобы  привести  "Опросник  терминальных 
 ценностей" в соответствие с  реальными  условиями  социально-экономической 
 жизни нашего общества.                                                     
      Исходя из вышеназванной цели, на данном этапе, авторы поставили  нес- 
 колько прикладных задач:                                                   
      1. Изменить ряд утверждений опросника  в  соответствии  с  актуальной 
 экономической и общественной ситуацией.                                    
      2. Провести следующие виды психометрической проверки:                 
      а) анализ пунктов теста;                                              
      б) проверка надежности по однородности;                               
      в) проверка конструктной валидности.                                  
 
                                Анализ пунктов.                             
      На начальном этапе был изменен ряд пунктов, которые по мнению авторов 
 потеряли за последние годы свою актуальность, помимо  этого  опросник  был 
 дополнен несколькими новыми пунктами, которые представляли из себя альтер- 
 нативные варианты таких устаревших пунктов с  тем,  чтобы  по  результатам 
 анализа в опроснике оставить те пункты, статистические показатели  которых 
 будут наилучшими. После этого был собран статистический материал для  пси- 
 хометрической проверки пунктов модифицированного опросника. Выборка состо- 
 яла из 98 человек в возрасте от 19 до 49 лет. Процентное соотношение  муж- 
 чин и женщин было примерно одинаковым.                                     
      Для каждого утверждения нового варианта опросника  рассчитывались  те 
 же статистические показатели, что и для основной первичной формы  опросни- 
 ка, (коэффициент корреляции с итоговым баллом, индекс трудности,  характер 
 распределения ответов). После того, как для всех утверждений были  рассчи- 
 таны данные показатели, из списка утверждений были исключены  те,  которые 
 по своим показателям оказались неудовлетворительными. В результате анализа 
 в новой форме опросника были изменены формулировки 11 пунктов.             
 
                  Проверка надежности по однородности.                      
      Проверка надежности по однородности  ОТеЦ-2  осуществлялась  отдельно 
 для двух основных диагностических конструктов:  терминальных  ценностей  и 
 жизненных сфер. Выборка, на которой проводилась эта проверка, состояла  из 
 79 человек. В данную выборку вошли лица со средним, средним специальным  и 
 высшим образованием. Процентное соотношение мужчин и женщин было  примерно 
 одинаковым. Возрастной диапазон выборки: 20 - 46 лет. Результаты  проверки 
 представлены в следующих таблицах.                                         
 
           Надежность по однородности шкал терминальных ОТеЦ-2              
 Шкалы ОТеЦ - 2                    Коэф. Спирмена-Брауна (по полной форме)  
 Собственный престиж                            0.732                       
 Высокое материальное положение                 0.712                       
 Креативность                                   0.697                       
 Активные социальные контакты                   0.750                       
 Развитие себя                                  0.701                       
 Достижения                                     0.717                       
 Духовное удовлетворение                        0.671                       
 Сохранение собственной индивидуальности        0.729                       
 
        Надежность по однородности шкал жизненных сфер ОТеЦ-2               
 Шкапы ОТеЦ - 2                    Коэф. Спирмена-Брауна (по полной форме)  
 Сфера профессиональной жизни                   0.801                       
 Сфера обучения и образования                   0.832                       
 Сфера семейной жизни                           0.785                       
 Сфера общественной жизни                       0.782                       
 Сфера увлечений                                0.715                       
 
                    Проверка конструктной валидности                        
      В добавление к уже проведенным валидизационным исследованиям, провер- 
 ка конструктной валидности модифицированного варианта  опросника  проводи- 
 лась путем сопоставления результатов, полученных по нашему опроснику с ре- 
 зультатами, полученными по личностному опроснику Р. Кеттелла 16 PF. Выбор- 
 ка на которой проверялась конструктная валидность, состояла из 86 испытуе- 
 мых (47 женщин и 39 мужчин), в возрасте от 20 до 52 лет,  имеющих  высшее, 
 незаконченное высшее и среднее  специальное  образование.  По  результатам 
 тестирования высчитывались коэффициенты линейной корреляции Пирсона.       
      При проверке конструктной валидности нового варианта нашего опросника 
 авторы выдвинули ряд предположений о существовании возможных связей  пара- 
 метров своего опросника с некоторыми параметрами опросника 16-PF.          
      Прежде всего, исходя из того, что характер основных ценностей в жизни 
 человека всегда будет обусловлен социальной средой  и  будет  подвергаться 
 постоянному влиянию с ее стороны, авторы предположили наличие  положитель- 
 ных связей, существующих между уровнем выраженности большинства терминаль- 
 ных ценностей и тех факторов опросника 16-PF, которые определяют  социаль- 
 ную зависимость, включенность в внутригрупповые отношения,  направленность 
 на социальные связи и т.п.                                                 
      Исходя из этого авторы предполагали, что  факторы  групповой  конфор- 
 мности (G), групповой зависимости (Q2), а также факторы, выявляющие ту или 
 иную форму выражения экстравертированности, направленности на людей, соци- 
 альной самоуверенности (A, F, Н) будут тесным образом связаны с характером 
 выраженности тех терминальных ценностей, наличие которых одобряется совре- 
 менным общественным мнением, положительно оценивается и приветствуется со- 
 циальным окружением.                                                       
      Еще одно валидизационное исследование к асалась  изучения  того,  на- 
 сколько результаты, полученные по  модифицированному  варианту  "Опросника 
 терминальных ценностей" согласуются с результатами, полученными по методи- 
 ке М. Рокича.                                                              
      При проведении данного валидизационного  исследования,  был  выдвинут 
 ряд гипотез о наличии значимых корреляционных связей  между  терминальными 
 ценностями, диагностируемыми "Опросником терминальных ценностей" и сходны- 
 ми терминальными ценностями методики М.Рокича.                             
      Так, авторы прежде всего предположили, что терминальная ценность "Ма- 
 териально обеспеченная жизнь" методики М.Рокича будет положительно  связа- 
 на с терминальной ценностью "Высокое материальное положение", терминальная 
 ценность"Наличие хороших и верных друзей" методики М.Рокича будет  положи- 
 тельно связана с терминальной ценностью  "Активные  социальные  контакты", 
 терминальная ценность "Общественное признание" методики М.Рокича будет по- 
 ложительно связана, с терминальной ценностью "Собственный престиж", терми- 
 нальная ценность "Красота природы и искусства"  методики  М. Рокича  будет 
 положительно связана с терминальной  ценностью  "Духовное удовлетворение", 
 терминальная ценность "Познание"  методики  М. Рокича  будет  положительно 
 связана с терминальной ценностью "Развитие себя" и  терминальная  ценность 
 "Творчество" методики М.Рокича будет положительно связана  с  терминальной 
 ценностью "Креативность".                                                  
      Для проверки этих предположений по методике М. Рокича  и  модифициро- 
 ванному варианту "Опросника терминальных ценностей" было протестировано 85 
 испытуемых в возрасте от 25 до 49 лет (45 женщин и 40  мужчин).  Затем  по 
 результатам тестирования подсчитывались коэффициенты  линейной  корреляции 
 между вышеперечисленными параметрами. В результате подсчета были  получен- 
 ные следующие результаты.                                                  
      "Материально обеспеченная жизнь" - "Высокое материальное  положение"- 
 r=-0.236.                                                                  
      "Наличие хороших и верных друзей" - "Активные социальные  контакты" - 
 r=0.227.                                                                   
      "Общественное признание" - "Собственный престиж" - r= 0.241.          
      "Красота природы и искусства" - "Духовное удовлетворение" - r=0.253.  
      "Познание" - "Развитие себя" - r=0.233.                               
      "Творчество" - "Креативность" - r=0.269.                              
      Полученные результаты говорят о том, что вышеперечисленные диагности- 
 ческие конструкты методики М. Рокича и ОТеЦ-2 измеряют сходные  личностные 
 параметры, что подтверждает высокую оценку конструктной валидности послед- 
 него. Однако, помимо этого, в  данном  валидизационном  исследовании  были 
 также выявлены корреляционные связи между некоторыми параметрами  методики 
 М.Рокича и Опросника терминальных  ценностей,  наличие  которых  ранее  не 
 предполагалось.                                                            
      Так, например, терминальная ценность "Уверенность  в  себе"  методике 
 М. Рокича ценностей оказалась положительно связанной с терминальными  цен- 
 ностями "Собственный престиж" (r=0.221), "Высокое материальное  положение" 
 (r=0.281), и "Достижения" (r=0.253). ОТеЦ-2, кроме того терминальная  цен- 
 ность "Общественное признание" методики М.Рокича также положительно связа- 
 на  с  терминальной  ценностью  "Высокое  материальное  положение"  ОТеЦ-2 
 (r=0.278). Эти результаты, на взгляд авторов, являются вполне естественны- 
 ми и закономерными, поскольку именно признание себя другими людьми,  хоро- 
 ший материальный достаток и определенные жизненные  успехи  в  современной 
 социально-экономической ситуации во многом определяют  уровень  самооценки 
 личности и степень ее уверенности в себе и своих силах.                    
      Помимо этого, была получена значимая положительная  корреляция  между 
 терминальной ценностью "Активная, деятельная жизнь"  методики  М.Рокича  и 
 терминальной ценностью "Активные социальные  контакты"  "Опросника  терми- 
 нальных ценностей" (к=0.249), что отражает общность  этих  конструктов  по 
 параметру активности.                                                      
      Таким образом, проведенная психометрическая  проверка  показала,  что 
 модифицированный вариант "Опросника терминальных ценностей (ОТеЦ - 2) мож- 
 но считать вполне надежным инструментом диагностики выраженности  ценност- 
 ных ориентации личности и значимости для нее различных жизненных сфер.     
 
      Опросник состоит из 80 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 20-30 мин.                               
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Опросник терминальных ценностей.                                 
 Ф.И.О: ______________________________                                      
 Доп. данные: ________________________                                      
 
 
 
                  Диаграмма: терминальные ценности.                         
 
                      *                                                     
                   10 ┼                                                     
                    9 ┼                                                     
                    8 ┼──────────────────────▄▄─                            
                    7 ┼                      ██                             
                    6 ┼    ▄▄                ██                             
                    5 ┼    ██                ██                             
                    4 ┼ ▄▄ ██ ▄▄       ▄▄ ▄▄ ██                             
                    3 ┼─██─██─██───────██─██─██─                            
                    2 ┼ ██ ██ ██       ██ ██ ██                             
                    1 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ██ ██                             
                    0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*                           
                        СП МП Кр СК РС Дс ДУ СИ                             
 
                     Диаграмма: жизненные сферы.                            
 
                           *                                                
                        10 ┼                                                
                         9 ┼                                                
                         8 ┼────────────────                                
                         7 ┼    ▄▄                                          
                         6 ┼    ██       ▄▄                                 
                         5 ┼    ██       ██                                 
                         4 ┼ ▄▄ ██       ██                                 
                         3 ┼─██─██───────██─                                
                         2 ┼ ██ ██    ▄▄ ██                                 
                         1 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██                                 
                         0 ┼─+──+──+──+──+──*                               
                             ПЖ ОО СЖ ОЖ УВ                                 
 
                       Терминальные ценности:                               
                                                        С.б. Стены          
     1. Собственный престиж:                     -  СП = 27   4             
           профессиональная жизнь                -  пж =  5                 
           обучение и образование                -  оо =  8                 
           семейная жизнь                        -  сж =  4                 
           общественная жизнь                    -  ож =  4                 
           увлечения                             -  ув =  6                 
     2. Высокое материальное положение:          -  МП = 36   6             
           профессиональная жизнь                -  пж =  6                 
           обучение и образование                -  оо =  9                 
           семейная жизнь                        -  сж =  7                 
           общественная жизнь                    -  ож =  5                 
           увлечения                             -  ув =  9                 
     3. Креативность:                            -  Кр = 32   4             
           профессиональная жизнь                -  пж =  9                 
           обучение и образование                -  оо =  9                 
           семейная жизнь                        -  сж =  2                 
           общественная жизнь                    -  ож =  3                 
           увлечения                             -  ув =  9                 
     4. Активные социальные контакты:            -  СК = 20   1             
           профессиональная жизнь                -  пж =  4                 
           обучение и образование                -  оо =  8                 
           семейная жизнь                        -  сж =  3                 
           общественная жизнь                    -  ож =  2                 
           увлечения                             -  ув =  3                 
     5. Развитие себя:                           -  РС = 25   1             
           профессиональная жизнь                -  пж =  9                 
           обучение и образование                -  оо =  6                 
           семейная жизнь                        -  сж =  4                 
           общественная жизнь                    -  ож =  2                 
           увлечения                             -  ув =  4                 
     6. Достижения:                              -  Дс = 31   4             
           профессиональная жизнь                -  пж =  6                 
           обучение и образование                -  оо =  8                 
           семейная жизнь                        -  сж =  6                 
           общественная жизнь                    -  ож =  2                 
           увлечения                             -  ув =  9                 
     7. Духовное удовлетворение:                 -  ДУ = 34   4             
           профессиональная жизнь                -  пж =  9                 
           обучение и образование                -  оо =  8                 
           семейная жизнь                        -  сж =  3                 
           общественная жизнь                    -  ож =  5                 
           увлечения                             -  ув =  9                 
     8. Сохранение собственной индивидуальности: -  СИ = 38   8             
           профессиональная жизнь                -  пж =  8                 
           обучение и образование                -  оо =  8                 
           семейная жизнь                        -  сж =  6                 
           общественная жизнь                    -  ож =  8                 
           увлечения                             -  ув =  8                 
 
                          Жизненные сферы:                                  
 
     1. Профессиональная жизнь                   -  ПЖ = 56   4             
     2. Обучение и образование                   -  ОО = 64   7             
     3. Семейная жизнь                           -  СЖ = 35   1             
     4. Общественная жизнь                       -  ОЖ = 31   2             
     5. Увлечения                                -  УВ = 57   6             
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
     I. Интерпретация данных по шкалам терминальных ценностей.              
 
      Собственный престиж. Средний уровень стремления к  признанию,         
 уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее  зна-         
 чимых лиц. Умеренная заинтересованность в мнениях окружающих о се-         
 бе и потребность в социальном одобрении своего поведения.                  
 
      Высокое материальное положение. Средний уровень стремления  к         
 возможно более высокому уровню своего  материального  благосостоя-         
 ния. Материальный достаток в умеренной степени  является  условием         
 жизненного благополучия.                                                   
 
      Креативность. Средний уровень стремления к  реализации  своих         
 творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы         
 своей жизни.                                                               
 
      Активные социальные контакты. Низкий уровень стремления к ус-         
 тановлению благоприятных взаимоотношении  с  другими  людьми.  Как         
 правило, для него не очень значимы все аспекты человеческих  взаи-         
 моотношений, он часто бывает убежден в том, что общаться и взаимо-         
 действовать с другими людьми - не самое ценное в жизни.                    
 
      Развитие себя. Низкая заинтересованность в объективной инфор-         
 мации об особенностях своего характера, своих способностях, других         
 характеристиках своей личности. Слабо выраженное стремление к  са-         
 мосовершенствованию.                                                       
 
      Достижения. Средний уровень стремления к достижению  конкрет-         
 ных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Умеренно вы-         
 раженная тенденция к планированию своей жизни, постановке конкрет-         
 ных  целей на каждом ее этапе и достижению этих целей.                     
 
      Духовное удовлетворение. Средний уровень стремления к получе-         
 нию морального удовлетворения во всех сферах своей жизни.  Умерен-         
 ная тенденция делать только то, что интересно и что приносит внут-         
 реннее удовлетворение.                                                     
 
      Сохранение собственной индивидуальности. Стремление к незави-         
 симости от других людей. Как правило, считает, что самое важное  в         
 жизни - это сохранить неповторимость и своеобразие своей личности,         
 своих взглядов, убеждений, своего стили жизни, стремясь как  можно         
 меньше поддаваться влиянию массовых тенденций.                             
 
        II. Интерпретация данных по шкалам жизненных сфер.                  
 
      Сфера профессиональной жизни. Средний уровень значимости  для         
 личности сферы его профессиональной деятельности.                          
 
      Сфера обучения и образования. Умеренное стремление к  повыше-         
 нию уровня своей образованности, расширению  кругозора.                    
 
      Сфера семейной жизни. Низкая  значимость  для личности  всего         
 того, что связано с жизнью своей  семьи.  Склонность  не  отдавать         
 много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что  бла-         
 гополучие в самье - не главное в жизни.                                    
 
      Сфера общественной  жизни.  Низкая  значимость  для  личности         
 проблем жизни общества. Склонность не вовлекается  в  общественно-         
 политическую жизнь, считая, что  общественно-политические  убежде-         
 ния - не самое главное для человека.                                       
 
      Сфера увлечений. Средняя значимость в жизни личности его  ув-         
 лечений, хобби. Как правило, отдает своему увлечению часть свобод-         
 нонго времени.