МЕТОДИКА:                                  
                         Шкала признания различий                           
                                (Д. Кирк)                                   
            (Orientation toward "Acknowledgment-of-difference")             
                                (D. Kirk)                                   
                         (адаптация Ю.Ф. Лахвич).                           
 
      Шкала признания различий между родительством усыновителей и  биологи- 
 ческим родительством была разработана Д. Кирком  для  определения  степени 
 выраженности у усыновителей одной из стратегий социально-ролевой адаптации 
 к усыновлению - стратегии признания различий (или ориентации на  признание 
 различий). Эта стратегия предполагает, что усыновители адекватно восприни- 
 мают свою социальную роль родителей-усыновителей, признавая, что она отли- 
 чается от роли биологических родителей.                                    
      В основе методики лежат следующие основные идеи теории  социально-ро- 
 левой адаптации к усыновлению Д. Кирка:                                    
      1. Семья усыновителей - особая форма семейного  устройства,  которая, 
 хотя и имеет общие с биологической семьей особенности, но в  то  же  время 
 принципиально от нее отличается.                                           
      2. Ключевой психологической проблемой для семьи усыновителей является  
 решение вопроса о том, как им относиться к неотъемлимым отличительным осо- 
 бенностям своей жизни.                                                     
      3. В результате, усыновители становятся перед серьезной психологичес- 
 кой дилеммой: игнорировать, отрицать специфические особенности своей семьи 
 (как семьи усыновителей), ее принципиальное отличие от биологической семьи 
 или признавать их.                                                         
      4. Соответственно, существует две принципиально  различных  стратегии  
 социально-ролевой адаптации к усыновлению: стратегия "отрицания  различий" 
 и стратегия "признания различий".                                          
      5. Стратегия "отрицания различий", с одной стороны,  позволяет  семье  
 усыновителей избежать социального давления, но, с другой стороны, порожда- 
 ет неискренность и риск потери доверия в детско-родительских семейных  от- 
 ношениях, что создает угрозу для единства семьи как целого.                
      6. Стратегия "признания различий", с одной стороны, делает семью усы- 
 новителей открытой для критичного общественного мнения, но с другой сторо- 
 ны, позволяет создать в семье атмосферу безусловного принятия  и  доверия, 
 глубже понять усыновленного ребенка и связать свою судьбу  с  его  судьбой 
 воедино.                                                                   
      7. Стратегии адаптации родителей усыновителей к усыновлению не возни- 
 кают в вакууме, они социально конструируются, т.е. существуют  аттитюды  и 
 социальные практики, которые поддерживают ту или иную  позицию  усыновите- 
 лей.                                                                       
      8. Успешность процесса усыновления в целом и благополучие  детско-ро- 
 дительских отношений в частности во многом зависит от того, насколько усы- 
 новители будут готовы принять свой статус усыновителей и признать специфи- 
 ку своей родительской ситуации.                                            
 
      Шкала Д. Кирка состоит из 22 пунктов - вопросов, в основе которых ле- 
 жит порядковая квазиколичественная шкала. Каждый пункт  предполагает,  что  
 респондент выберет один из двух имеющихся вариантов ответа. В  большинстве  
 пунктов - это выбор между согласием или несогласием с определенным утверж- 
 дением.                                                                    
 
      Обработка результатов.                                                
      Подсчет баллов по методике предполагает, что за каждый  ответ,  соот- 
 ветствующий стратегии признания различий, респондент получает 1 балл.  Об- 
 щий показатель по шкале признания различий равен  сумме  по  всем  пунктам 
 шкалы и отражает уровень признания различий у респондента.                 
      Максимально возможное количество набранных балов по этой  шкале - 22,  
 минимальное - 0. Максимальное значение по шкале говорит о выраженной стра- 
 тегии признания различий, минимальное значение свидетельствует об  исполь- 
 зовании респондентом противоположной стратегии - стратегии отрицания  раз- 
 личий.                                                                     
 
      Расшифровка пунктов шкалы.                                            
      Вопросы № 1,2, 16,17,18,19 22: 1 балл присуждается за ответ  согласие 
 (ответ да), 0 баллов за несогласие (ответ нет).                            
      Вопросы № 3-15: в 1 балл оценивается каждый ответ, признающий отличие  
 чувств родителя-усыновителя от чувств биологического родителя  в  той  или  
 иной ситуации; в 0 баллов оценивается  каждый  ответ,  отрицающий  отличие  
 чувств родителя-усыновителя от чувств биологического родителя  в  той  или  
 иной ситуации.                                                             
      Вопрос № 20: 1 балл дается за ответ "часто" (а)  или  ответ  "иногда" 
 (б); 0 баллов дается за ответ "никогда" (с).                               
      Вопрос № 21: 1 балл дается за ответ "в семье, где  нет  усыновленного 
 ребенка" (а) или ответ "в семье, где есть  усыновленный  ребенок"  (б);  0 
 баллов дается за ответ "это чувство с равной вероятностью может  возникать 
 и в семье, где нет усыновленного ребенка, и в семье, где есть усыновленный 
 ребенок" (с).                                                              
 
      Интерпретация результатов.                                            
      Прежде всего следует обратить внимание сколько баллов респондент  на- 
 брал по шкале признания различий. Чем больше баллов набрано, тем более вы- 
 ражена стратегия признания различий. При этом  необходимо  учитывать,  что 
 первичное апробирование методики показало в целом  тенденцию  к  отрицанию 
 различий среди белорусских кандидатов в усыновители. Низкий (ниже  средне- 
 го) уровень "признания различий", характеризует людей набравших в сумме по 
 шкале "признания различий" от 0 до 2 баллов,  средний  уровень  "признания 
 различий" - респондентов, набравших суммарный балл в пределах от  3  до  9 
 баллов, высокий (выше среднего) уровень "признания  различий" - респонден- 
 тов, набравших 10 и более баллов по шкале.                                 
      Уровень "признания различий" большинства кандидатов в  усыновители  с  
 суммарным баллом в пределах стандартного отклонения - от 3 до 9 (6+-3) был  
 признан средним, т.е. может рассматриваться в качестве условной "нормы".   
      Кроме этого, имеет  смысл  проанализировать  содержание  полузакрытых  
 вопросов №№ 16-19, которые отражают восприятие кандидатами  в  усыновители  
 особенностей своего статуса и  роли  как  родителей-усыновителей:  наличие 
 особых радостей, проблем, готовность  быть  открытыми  перед  окружающими,  
 т.е. их установки в отношении тайны усыновления. При интерпретации резуль- 
 татов следует учитывать что означает доминирование той или иной стратегии.  
 
      Стратегия отрицания различий предполагает, что усыновители используют 
 в качестве образца для своего ролевого поведения модель биологического ро- 
 дительства, максимально имитируя условия обычной биологической семьи.      
      Д. Кирк считает, что такая позиция вполне объяснима, так как в ситуа- 
 ции отсутствия в культуре ролевых моделей родительства усыновителей,  био- 
 логическое родительство дает наиболее доступную систему отсчета для  само- 
 восприятия и ролевого определения усыновителей.  В  обыденной  речи  такая 
 стратегия усыновителей проявляется в фразах типа: "Мы  такие  же  родители 
 как и другие".                                                             
      Д. Кирк описывает ряд адаптационных механизмов,  посредством  которых 
 "отрицание различий" реализуется:                                          
      желание усыновить ребенка определенной внешности, пола, расы;         
      стремление к усыновлению младенца;                                    
      защита от расспросов посторонних людей;                               
      "игнорирование" вопросов о биологических родителях;                   
      забывание усыновления и др.                                           
 
      За стремлением усыновителей максимально приблизиться к модели  биоло- 
 гической семьи стоит попытка скрыть от окружающих, ребенка  и  самих  себя 
 тот факт, что семья усыновителей определенным образом отличается от  обыч- 
 ной семьи. В сущности, минимизируя или вовсе отрицая отличительные  черты, 
 характеризующие семью усыновителей, усыновители тем самым стремятся подме- 
 нить усыновлением рождение ребенка.                                        
 
      Стратегия признания различий - вторая альтернативная стратегия  адап- 
 тации усыновителей.                                                        
      Усыновители, избирающие такую позицию, предпочитают столкнуться с те- 
 ми отличительными характеристиками, которые связываются с опытом усыновле- 
 ния. Родители-усыновители этой категории рассматривают себя  как  отличаю- 
 щихся от биологических родителей и признают принципиальное  отличие  своей 
 ситуации от ситуации биологического родительства. Они также признают,  что 
 опыт усыновленного ребенка иной, чем опыт ребенка в родной семье и поощря- 
 ют стремление ребенка к пониманию своего отличия, свободно говорят  с  ре- 
 бенком об усыновлении, стараются понять  и  посочувствовать  биологическим 
 родителям.                                                                 
      Исследование, проведенное Д. Кирком при участии 2000 семей усыновите- 
 лей, показало, что высокая степень признания различий  связана  с  высокой 
 степенью эмпатии к ребенку, а также с готовностью реально  оценивать  свое 
 физическое состояние (в отношении бесплодия). Все это способствует  откры- 
 тому общению между родителем и ребенком, содействуя динамической  стабиль- 
 ности пары усыновителей и в целом семьи. Д. Кирк полагал, что такая  пози- 
 ция является более оптимальной для успешной адаптации к усыновлению и бла- 
 гополучия ребенка, так как "отрицание различий" может препятствовать  фор- 
 мированию доверительной и принимающей атмосферы в семье, а также  подкреп- 
 лять ребенка в том мнении, что быть  другим,  не  таким  как  все - значит 
 отойти от нормы.                                                           
 
      С целью стандартизации методики были вычислены средний суммарный балл  
 по шкале (6,05) и стандартное отклонение (3,27) для выборки  кандидатов  в  
 усыновители в целом, а также установлена нормальность распределения.       
      Выборка была разделена на три группы в соответствии с  уровнем  выра- 
 женности стратегии "признания  различий" - с  учетом  среднего  суммарного 
 балла, значения стандартного отклонения, а также минимального (0) и макси- 
 мального (19) набранного суммарного балла по шкале.                        
      В группу 1 (n=10) вошли кандидаты в усыновители с низким (ниже  сред- 
 него) уровнем "признания различий", набравшие в сумме по шкале  "признания 
 различий" от 0 до 2 баллов.                                                
      В группу 2 (n=52) со средним уровнем "признания различий" вошли  рес- 
 понденты, набравшие суммарный балл в пределах стандартного отклонения - от 
 3 до 9 баллов.                                                             
      В группу 3 (n=11) с высоким (выше среднего) уровнем "признания разли- 
 чий" попали респонденты, набравшие 10 и более  баллов  по  шкале.  Уровень 
 "признания различий" большинства кандидатов в усыновители с суммарным бал- 
 лом в пределах стандартного отклонения - от 3  до  9  (6+-3)  был  признан 
 средним, т.е. может рассматриваться в качестве условной "нормы".  Установ- 
 ленная условная "норма" позволяет считать методику стандартизованной.      
 
      Опросник состоит из 22 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Шкала признания различий.                                        
 Ф.И.О:_______________                                                      
 Доп. данные:_________                                                      
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████████───────────────╢>              
 
         <[-]><────[=]──────><───────────[+]──────────────>                 
 
                Тестовый показатель - "ПР" = 16  73%                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий (выше среднего) уровень "признания различий".                 
      Эта стратегия предполагает, что усыновители адекватно воспри-         
 нимают свою социальную роль родителей-усыновителей, признавая, что         
 она отличается от роли биологических родителей.                            
      Усыновители, избирающие такую  позицию,  предпочитают  столк-         
 нуться с теми отличительными характеристиками, которые связываются         
 с опытом усыновления. Родители-усыновители этой категории рассмат-         
 ривают себя как отличающихся от биологических родителей и признают         
 принципиальное отличие своей ситуации от  ситуации  биологического         
 родительства. Они также признают, что опыт  усыновленного  ребенка         
 иной, чем опыт ребенка в родной семье и поощряют стремление ребен-         
 ка к пониманию своего отличия, свободно говорят с ребенком об усы-         
 новлении, стараются понять и посочувствовать биологическим родите-         
 лям.                                                                       
      Высокая степень признания различий связана с высокой степенью         
 эмпатии к ребенку, а также с готовностью  реально  оценивать  свое         
 физическое состояние (в отношении бесплодия). Все это способствует         
 открытому общению между родителем и ребенком,  содействуя  динами-         
 ческой стабильности пары усыновителей и в целом семьи. Такая пози-         
 ция является более оптимальной для успешной адаптации к  усыновле-         
 нию и благополучия ребенка, так  как  "отрицание  различий"  может         
 препятствовать формированию доверительной и принимающей  атмосферы         
 в семье, а также подкреплять ребенка в том мнении, что  быть  дру-         
 гим, не таким как все - значит отойти от нормы.                            
 
 
                           ПРИЛОЖЕНИЕ.                                      
 
      1. Семья усыновителей - особая  форма  семейного  устройства,         
 которая, хотя и имеет общие с биологической семьей особенности, но         
 в то же время принципиально от нее отличается.                             
      2. Ключевой психологической проблемой для семьи  усыновителей         
 является решение вопроса о том, как им относиться  к  неотъемлимым         
 отличительным особенностям своей жизни.                                    
      3. В результате, усыновители становятся перед серьезной  пси-         
 хологической дилеммой: игнорировать, отрицать  специфические  осо-         
 бенности своей семьи (как семьи усыновителей),  ее  принципиальное         
 отличие от биологической семьи или признавать их.                          
      4. Соответственно,  существует  две  принципиально  различных         
 стратегии социально-ролевой  адаптации  к  усыновлению:  стратегия         
 "отрицания различий" и стратегия "признания различий".                     
      5. Стратегия "отрицания различий", с одной стороны, позволяет         
 семье усыновителей избежать социального  давления,  но,  с  другой         
 стороны, порождает неискренность и риск потери доверия  в  детско-         
 родительских семейных отношениях, что создает угрозу для  единства         
 семьи как целого.                                                          
      6. Стратегия "признания различий", с  одной  стороны,  делает         
 семью усыновителей открытой для критичного  общественного  мнения,         
 но с другой стороны, позволяет создать в семье атмосферу безуслов-         
 ного принятия и доверия, глубже  понять  усыновленного  ребенка  и         
 связать свою судьбу с его судьбой воедино.                                 
      7. Стратегии адаптации родителей усыновителей  к  усыновлению         
 не возникают в вакууме, они социально конструируются, т.е. сущест-         
 вуют аттитюды и социальные практики, которые поддерживают  ту  или         
 иную позицию усыновителей.                                                 
      8. Успешность процесса усыновления  в  целом  и  благополучие         
 детско-родительских отношений в частности во многом зависит от то-         
 го, насколько усыновители будут готовы принять свой статус  усыно-         
 вителей и признать специфику своей родительской ситуации.