МЕТОДИКА:                                  
                     Опросник структуры темперамента                        
                                  (ОСТ)                                     
                              (Русалов В.М.).                               
 
      Методика предназначена для диагностики  индивидуально-психологических 
 особенностей человека и позволяет получить значение по восьми  темперамен- 
 тальным шкалам, на основании которых могут быть получены темпераментальные 
 индексы и типы.                                                            
      В основе тест-опросника темперамента  лежит  концепция  биологической 
 обусловленности формально-динамических свойств  индивидуального  поведения 
 человека, берущая начало в работах И.П. Павлова, Б.М. Теплова,  В.Д. Небы- 
 лицына и их последователей. В настоящее время эта концепция претерпела су- 
 щественные изменения и стала рассматриваться как частный случай более фун- 
 даментальной концепции функционально-системной организации  работы  мозга, 
 предложенной П.К. Анохиным. Темперамент - это не  биологическая, а  психо- 
 биологическая категория, система формальных поведенческих измерений, отра- 
 жающих наиболее фундаментальные особенности различных блоков  функциональ- 
 ной системы в понимании П.К. Анохина.                                      
      В структуре темперамента выделяются 4 фундаментальных измерения:      
      1) эргичность - широта-узость афферентного синтеза, или, другими сло- 
 вами степень напряженности взаимодействия организма со средой;             
      2) пластичность - степень легкости (трудности) переключения  с  одних 
 программ поведения на другие;                                              
      3) скорость (темп) - степень быстроты исполнения той или  иной  прог- 
 раммы поведения;                                                           
      4) эмоциональная чувствительность - порог чувствительности к  возмож- 
 ному несовпадению результата действия с акцептором результата действия.    
      Поведение человека характеризуется двумя принципиально разными аспек- 
 та проявления:                                                             
      1) субъект-объектным взаимодействием (предметная деятельность);       
      2) субъект-субъектным взаимодействием (социальная деятельность).      
      Исходя из этого выделяются два аспекта каждого из  4  фундаментальных 
 измерений: эргичности, пластичности, темпа и эмоциональной чувствительнос- 
 ти.                                                                        
      Таким образом, основу ОСТа составляет теоретическая  модель  темпера- 
 мента, в которой гипотетически выделяется 8 относительно  независимых  ла- 
 тентных переменных свойств, обладающих разной степенью индивидуальной  вы- 
 раженности или интенсивности.                                              
      Каждая из 8 шкал  рассматривается  как  континиум  темпераментального 
 свойства в баллах от 0 до 12 и может быть  охарактеризована  биполярно  по 
 крайним значениям континиума: 0-3 балла - низкое значение, 9-12  баллов  - 
 высокое значение свойства.                                                 
      Методом конструирования опросника является латентно-структурный  ана- 
 лиз.                                                                       
      Разработано две формы ОСТа: для взрослых (В-ОСТ) в возрасте от 18  до 
 55 лет и для детей (Д-ОСТ) в возрасте от 13 до 17 лет.                     
      Опросник состоит из 105 утверждения.                                  
      Примерное время тестирования 30-40 минут.                             
 
      Литература:                                                           
      В.М. Русалов. Опросник структуры темперамента.- М: Смыл, 1992.        
 
                          ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                              
 
                                  ---                                       
 
                     ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                          
 
 Методика: Опросник структуры темперамента.                                 
 Ф.И.О: _____________________________                                       
 Доп. данные: _______________________                                       
 
 
                         Шкала неискренности:                               
 
                 0 ╟─▒▒▒─────────────────────────╢> L                       
 
                     <──[-]──><─[?]─><───[+]───>                            
 
 
                       Структура темперамента:                              
 
                 *                                                          
              12 ┼──────────────────────────────────                        
              11 ┼                                                          
              10 ┼                                                          
               9 ┼──▄▄──────────────────────────────                        
               8 ┼  ██              ▄▄          ▄▄                          
               7 ┼  ██          ▄▄  ██      ▄▄  ██                          
               6 ┼──██──────────██──██──────██──██──                        
               5 ┼  ██          ██  ██      ██  ██                          
               4 ┼  ██          ██  ██      ██  ██                          
               3 ┼  ██  ▄▄  ▄▄  ██  ██      ██  ██                          
               2 ┼  ██  ██  ██  ██  ██      ██  ██                          
               1 ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ▄▄  ██  ██                          
               0 ┼──+───+───+───+───+───+───+───+───*                       
                    ЭР  СЭР П   СП  T   СТ  ЭМ  СЭМ                         
 
                           Основные шкалы:                                  
     1. Контрольная шкала                          -  К   =  1              
     2. Эргичность предметная                      -  ЭР  =  9              
     3. Эргичность социальная                      -  СЭР =  3              
     4. Пластичность предметная                    -  П   =  3              
     5. Пластичность социальная                    -  СП  =  7              
     6. Темп предметный                            -  Т   =  8              
     7. Темп социальный                            -  СТ  =  1              
     8. Эмоциональная чувствительность предметная  -  ЭМ  =  7              
     9. Эмоциональная чувствительность социальная  -  СЭМ =  8              
 
                       Индексы темперамента:                                
  1. Общая эмоциональность                         -  ИОЭ   =  15           
  2. Эмоциональный дисбаланс                       -  ИЭД   =  -1           
  3. Общий темп                                    -  ИОТ   =   9           
  4. Уровень готовности к предметной деятельности  -  ИУГ/П =  12           
  5. Уровень готовности к социальной деятельности  -  ИУГ/С =  10           
  6. Предметная активность                         -  ИПА   =  20           
  7. Социальная активность                         -  ИСА   =  11           
  8. Общая активность                              -  ИОА   =  31           
  9. Активность дисбаланса                         -  ИАД   =   9           
 10. Адаптивность                                  -  ИА    =   6           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Искренность и откровенность в раскрытии своих проблем, отсут-         
 ствие сознательного намерения приукрасить свой  характер,  подчер-         
 кнуть "правильность" своего поведения.                                     
 
      "Широкая" сфера деятельности, стремление к  напряженному  ум-         
 ственному или физическому труду, высокая активность  и  работоспо-         
 собность.                                                                  
 
      "Узкий" круг  контактов,  некоторая  замкнутость,  социальная         
 пассивность, уход от социальных мероприятий, трудность в общении.          
 
      Инертность мышления, предпочтение стереотипных форм  деятель-         
 ности, склонность  к  монотонной  работе,  избегание  разнообразия         
 форм работы.                                                               
 
      Речевая заторможенность, медленная вербализация, низкая рече-         
 двигательная активность.