МЕТОДИКА:                                  
                           Опросник креативности                            
                              (Джонсон Д.Л.)                                
                             (Johnson D.L.).                                
 
      Опросник креативности Д. Джонсона является экспресс-методом психодиа- 
 гностики креативности. В экспериментальной практике данная методика  может 
 быть применена в качестве дополнения к известным тестам творческого мышле- 
 ния П. Торренса и Д. Гилфорда.                                             
      Оценка надежности опросника креативности Д. Джонсона в  нашей  стране 
 проведена Е.Е. Туник (1997). Полученные ею данные свидетельствуют  о  воз- 
 можности применения опросника креативности Джонсона в качестве  психодиаг- 
 ностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных  пря- 
 мому наблюдению.                                                           
      Креативность - способность порождать необычные  идеи,  отклоняться  в 
 мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креа- 
 тивность охватывает некоторую совокупность мыслительных и  личностных  ка- 
 честв, необходимых для становления способности к творчеству.               
      Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.     
      По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе 
 включения информации в новые структуры и связи; в  процессе  идентификации 
 недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их  проверки;  в 
 процессе сообщения результатов.                                            
      По Джонсону (1973), креативность проявляется как неожиданный  продук- 
 тивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в  определенной  обстановке 
 социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на  собственные 
 знания и возможности.                                                      
 
      Опросник креативности - это объективный, состоящий из восьми  пунктов 
 контрольный список характеристик творческого мышления и поведения,  разра- 
 ботанный специально для идентификации проявлений  креативности,  доступных 
 внешнему наблюдению.                                                       
      Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными  взаи- 
 модействиями интересующего нас лица в той или  иной  окружающей  среде  (в 
 классе, во время какой-либо  деятельности,  на  занятиях,  на  собрании  и 
 т.д.).                                                                     
      Данный опросник  позволяет  также  провести  самооценку  креативности 
(учащимися старшего школьного возраста).                                    
      Каждое утверждение опросника оценивается по  шкале,  содержащей  пять 
 градаций:                                                                  
      1 - никогда,                                                          
      2 - редко,                                                            
      3 - иногда,                                                           
      4 - часто,                                                            
      5 - постоянно.                                                        
      Общая оценка креативности является суммой баллов  по  восьми  пунктам 
 (минимальная оценка - 8, максимальная оценка - 40 баллов).                 
 
      Интерпретация.                                                        
 
      Сумма баллов:    Уровень креативности:                                
        40 - 34           Очень высокий.                                    
        33 - 27              Высокий.                                       
        26 - 20        Нормальный, средний.                                 
        19 - 15              Низкий.                                        
        14 - 8            Очень низкий.                                     
 
 
 
      Надежность опросника.                                                 
      Для определения надежности Джонсон сравнивал между собой данные,  по- 
 лученные от разных  респондентов  (экспертов),  которые  проводили  оценку 
 творческих возможностей одних и тех же учеников в различных ситуациях.     
      По Джонсону, коэффициент корреляции между данными различных экспертов 
 находится в пределах от 0,70 до 0,80 (что является доказательством  доста- 
 точно высокого уровня согласованности этих данных).                        
      Оценка надежности опросника креативности Д. Джонсона в  нашей  стране 
 проведена Е.Е. Туник (1997). Полученные ею данные свидетельствуют  о  воз- 
 можности применения опросника креативности Джонсона в качестве  психодиаг- 
 ностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных  пря- 
 мому наблюдению.                                                           
 
      Валидность опросника.                                                 
      В работах Джонсона приводятся различные  корреляционные  данные,  на- 
 правленные на определение внешней валидности ОК.                           
      Джонсон сообщает (1975), что существует значимая положительная корре- 
 ляция между данными ОК и данными  методики  "Социальное  взаимодействие  и 
 креативность в коммуникационной системе". Также сообщается о существовании 
 положительной корреляции между ОК и вербальной батареей тестов творческого 
 мышления Торренса (r = 0,56), между ОК и тестом отдаленных ассоциаций (r = 
 0,51).                                                                     
      Джонсон приводит данные о корреляции между ОК и отдельными субтестами 
 теста Векслера. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ОК и данны- 
 ми теста интеллекта Векслера равен 0,62 (объем выборки - 18 детей от  6-ти 
 до 7-ми лет).                                                              
 
      Опросник креативности Д. Джонсона является экспресс-методом психодиа- 
 гностики креативности. В экспериментальной практике данная методика  может 
 быть применена в качестве дополнения к известным тестам творческого мышле- 
 ния П. Торренса и Д. Гилфорда.                                             
 
      Опросник состоит из 8 пунктов для экспертной оценки.                  
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Тестовый показатель может принимать значения от 8 до 40 баллов.       
      В данной программе диаграмма результатов тестирования основана на по- 
 казателе выраженном в процентах с нулевой точкой отсчета.                  
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Опросник креативности.                                           
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
                      *                                                     
                    5 ┼ ▄▄             ▄▄                                   
                    4 ┼ ██ ▄▄    ▄▄ ▄▄ ██    ▄▄                             
                    3 ┼─██─██─▄▄─██─██─██─▄▄─██─                            
                    2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                             
                    1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                             
                    0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*                           
                        A  B  C  D  E  F  G  H                              
 
 
                  Интегральный тестовый показатель:                         
 
      Кр ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████─────────────╢>            
 
           <───────[-]──────><────[=]────><───────[+]───────>               
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
  1. Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей  - A = 5          
  2. Беглость                                              - B = 4          
  3. Гибкость                                              - C = 3          
  4. Находчивость, изобретательность                       - D = 4          
  5. Воображение, способности к структурированию           - E = 4          
  6. Оригинальность, изобретательность и продуктивность    - F = 5          
  7. Независимость, нестандартность                        - G = 3          
  8. Уверенный стиль поведения с опорой на себя,                            
     самодостаточное поведение                             - H = 3          
  ----------------------------------------------------------------          
        Интегральный показатель креативности - Кр = 32  75%                 
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей.              
      Способность ощущать тонкие, неопределенные,  сложные  особен-         
 ности окружающего мира.                                                    
      Экспертная оценка способности: постоянно проявляется.                 
 
      2. Беглость.                                                          
      Способность выдвигать и выражать большое количество различных         
 идей в данных условиях.                                                    
      Экспертная оценка способности: часто проявляется.                     
 
      3. Гибкость.                                                          
      Способность предлагать разные виды, типы, категории идей.             
      Экспертная оценка способности: иногда проявляется.                    
 
      4. Находчивость, изобретательность.                                   
      Способность предлагать дополнительные  детали,  идеи,  версии         
 или решения.                                                               
      Экспертная оценка способности: часто проявляется.                     
 
      5. Воображение, способности к структурированию.                       
      Способность проявлять воображение, чувство юмора и  развивать         
 гипотетические возможности.                                                
      Экспертная оценка способности: часто проявляется.                     
 
      6. Оригинальность, изобретательность и продуктивность.                
      Способность демонстрировать поведение, которое является  нео-         
 жиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы.                  
      Экспертная оценка способности: постоянно проявляется.                 
 
      7. Независимость, нестандартность.                                    
      Способность воздерживаться от принятия первой пришедшей в го-         
 лову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные  идеи  и         
 выбирать лучшую.                                                           
      Экспертная оценка способности: иногда проявляется.                    
 
      8. Уверенный стиль поведения с опорой на себя,  самодостаточ-         
 ное поведение.                                                             
      Способность проявлять уверенность в своем  решении,  несмотря         
 на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестан-         
 дартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы.                   
      Экспертная оценка способности: часто проявляется.                     
 
 
                Интегральная оценка креативности:                           
                  высокий уровень креативности.                             
      Способность порождать необычные идеи, отклоняться в  мышлении         
 от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.