МЕТОДИКА:                                  
                            Шкала креативности                              
                        (Дж. Рензулли, Р. Хартман)                          
                          (адаптация Е.Е. Туник).                           
 
      Опросник креативности - это объективный, состоящий из десяти пунктов, 
 список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специаль- 
 но для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему  наблюде- 
 нию. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за  поведением 
 интересующего эксперта лица в различных ситуациях (в классе, на  занятиях, 
 на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет  провести  как  экспертную  
 оценку креативности различными лицами: учителями, психологом,  родителями, 
 социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку  (учащи- 
 мися 8-11-х классов).                                                      
      Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре града- 
 ции:                                                                       
      4 - постоянно,                                                        
      3 - часто,                                                            
      2 - иногда,                                                           
      1 - редко.                                                            
      Общая оценка креативности является суммой баллов  по  десяти  пунктам 
 (минимальная возможная оценка - 10, максимальная - 40 баллов).             
 
      Под термином креативность понимается способность  особого  рода - по- 
 рождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем,  быс- 
 тро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую сово- 
 купность мыслительных и  личностных  качеств,  способствующих  творческому 
 проявлению. По Торренсу, креативность проявляется: когда существует  дефи- 
 цит знаний; в процессе включения новой информации в новые структуры и свя- 
 зи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска но- 
 вых решений; при их проверке; в процессе сообщения результатов.            
      По Джонсону, в поведении, доступном для наблюдения, креативность про- 
 является как неожиданный, с позитивной опорой исполнителя на самого  себя, 
 продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обста- 
 новке социального взаимодействия.                                          
      Креативность часто рассматривается как нечто противоположное конформ- 
 ности, обыденности, предполагающее нестандартные подходы, отличающиеся  от 
 общепринятых. Спирмен называл креативность "силой человеческого ума,  соз- 
 дающей новое содержание путем изменения и создания новых связей".  Симпсон 
 определял креативность как "способность к разрушению общепринятого,  обыч- 
 ного порядка следования идей в процессе мышления".                         
      Несмотря на разные точки зрения,  практически  во  всех  определениях 
 креативность связывается с изобретением чего-то нового (для  личности  или 
 общества).                                                                 
      Опросник Рензулли является экспресс-методом, позволяет быстро  и  ка- 
 чественно проводить диагностику в условиях ограниченного времени, а  также 
 дополняет батареи тестов, требующие больших затрат времени и сил.          
 
      Нормативные данные, полученные Рензулли с соавторами на выборке       
                       школьников 5-х классов.                              
 
      Средние и стандартные отклонения по данным Рензулли:                  
 
        Одаренные N = 40 чел.         Нормальные N = 40 чел.                
      Среднее      Cтандартное       Среднее      Cтандартное               
      отклонение   отклонение        отклонение   отклонение                
         25.1          7.6              17.1          4.7                   
 
                      Уровень креативности.                                 
 
             Уровень креативности       Сумма баллов                        
             Очень высокий                 40-34                            
             Высокий                       33-27                            
             Нормальный, средний           26-21                            
             Низкий                        20-16                            
             Очень низкий                  15-10                            
 
 
      Нормативные российские данные.                                        
      Общий объем выборки составил 996 человек. Из них 60% мальчиков и  40% 
 девочек.                                                                   
      Возраст от 5 до 17 лет.                                               
      Данные приводятся для четырех категорий оценивающих: эксперты (учите- 
 ля, психологи), самооценка  (ребенок  оценивает  сам  себя),  взаимооценка 
 (школьники оценивают друг друга), родители.                                
      Сравнительный анализ российских и американских данных показывает, что 
 средние американские данные (обобщенные средние одаренных и нормальных де- 
 тей) близки к российским средним (данные экспертов и взаимооценка).        
 
      Категория	       человек      среднее      стандартное                
      оценивающих    оценивающих   отклонение    отклонение                 
      Эксперты           793          20.7           6.1                    
      Самооценка         667          27.3           5.0                    
      Взаимооценка        86          22.5           4.9                    
      Родители           196          26.8           4.8                    
 
      Сравнительный анализ данных различных категорий экспертов для россий- 
 ской выборки свидетельствует о том, что оценки учителей, психологов и  со- 
 циальных работников (эксперты) близки к взаимооценке (одноклассники оцени- 
 вали друг друга) и более адекватно отражают объективную реальность.  Также 
 можно отметить, что показатели экспертов обладают  большей  различительной 
 способностью. Оценки родителей и самооценка являются завышенными и  близки 
 друг другу.                                                                
 
      Опросник состоит из 10 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Тестовый показатель может принимать значения от 10 до 40 баллов.      
      В данной программе диаграмма результатов тестирования основана на по- 
 казателе выраженном в процентах с нулевой точкой отсчета.                  
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Шкала креативности.                                              
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████████─────────╢>              
 
         <─[--]─><─[-]──><──[==]──><────[+]───><───[++]───>                 
 
                Тестовый показатель - "Кр" = 35  83%                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Очень высокий уровень креативности.                                   
      Выраженная способность порождать необычные идеи,  отклоняться         
 в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситу-         
 ации.