МЕТОДИКА:                                  
                       Опросник жизненной позиции                           
                                  (ОЖП).                                    
 
      Методика предназначена для выявления основных жизненных позиций испы- 
 туемого.                                                                   
      Под жизненной позицией здесь подразумевается элемент жизненной  стра- 
 тегии человека, сознаваемый или неосознаваемый, определяющий базовое пове- 
 дение в межличностном общении человека. Опросник построен так, что испыту- 
 емый может оценивать себя или другого человека. За основу взяты четыре ти- 
 па жизненных позиций, предложенные Э. Берном: "Я хороший - ты хороший", "Я  
 хороший - ты плохой", "Я плохой - ты хороший", "Я плохой - ты плохой".     
      Методика предназначена для использования в профессиональной  деятель- 
 ности практических психологов и психологов-исследователей.                 
      Методика не содержит в себе шкалы лжи.  Поэтому  в  ситуациях,  когда  
 достоверность ответов может быть поставлена под сомнение,  желательно  ис- 
 пользовать методики, определяющие искренность ответов.                     
      Стимульный материал состоит из  двенадцати  незаконченных  фраз,  для 
 каждой из которых имеется три возможных продолжения. В каждом случае испы- 
 туемый должен выбрать один и только один вариант продолжения.  Не  следует 
 торопить испытуемых, наоборот желательно стимулировать их  к  вдумчивым  и 
 хорошо взвешенным решениям, подчеркивая важность  объективности  и  непред- 
 взятости в оценках.                                                        
      Методику можно проводить как индивидуально, так и в группе.  Опросник 
 подходит для решения широкого спектра профессиональных задач. Довольно хо- 
 рошую пищу для размышлений он даст при составлении психологических портре- 
 тов. Хорошо подходит для случаев анализа социально-психологического клима- 
 та, проблем межличностного общения. Методику можно использовать и для  це- 
 лей профотбора/профподбора, но лучше будет, если самоанализ  человека  до- 
 полнится оценками со стороны других, знающих его людей (по этой же методи- 
 ке).                                                                       
      Кроме данных для анализа жизненной позиции испытуемого данную методи- 
 ку можно использовать для  диагностики  качества  самооценки  испытуемого,  
 сравнивая его результаты с референтными. Также можно попросить испытуемого  
 оценить "себя в будущем", "идеального себя", чтобы оценить личные  тенден- 
 ции.                                                                       
 
      Оцениваемые качества: Жизненная позиция.                              
      Возрастная категория: от 18 и старше                                  
 
      Обработка.                                                            
      За каждое соответствие дастся один балл. Обратите внимание, что  один 
 ответ может породить сразу два балла: например для 1б галочка будет стави- 
 ться и в шкалу ХП, и в ПП.                                                 
      Максимально возможное количество баллов для  одного  типа -  12.  Тип 
 жизненной позиции, набравший наибольший балл, признастся ведущим.          
      Если разница между первым и вторым местом превышает три, то можно го- 
 ворить о ярко выраженном типе.                                             
 
      Интерпретация.                                                        
 
      Я хороший - ты хороший (ХХ).                                          
      Человек проявляет в процессе взаимодействия с другими добрую волю, не 
 просит ничего взамен. Он отдаст и то, что может отдать, и то, что  считает 
 полезным и приятным для другого. Не любит давать другим людям  оценки.  Не 
 требует постоянного к себе внимания и способен  хранить  отношения  многие 
 годы. В сложных ситуациях ищет совета, очень редко требует помощи. Он уве- 
 рен, что если другой человек способен посодействовать, то поможет.  Однако  
 для поддержания хороших отношений периодически может просить о  чсм-то  не  
 очень важном. Отношения с другими строит  исключительно  на  положительных  
эмоциях. Категорически не приемлет "пинг-понга" "Ты мне - я тебе".          
 
      Я хороший - ты плохой (ХП).                                           
      Весьма сдержан в общении, хорошо контролирует свои эмоции. Часто  ма- 
 лоэмоционален, однако может использовать эмоции в качестве средства дости- 
 жения цели. В общении делает акценты на улучшение другого,  его  исправле- 
 ние. Любит, когда его слова достигают цели и его личный вклад в воспитании 
 остался замеченным. Не любит много болтать, совершенствует свою речь. Ста- 
 рается, чтобы речь была максимально эффективной, ищет к каждому свой  клю- 
 чик. Любит спекулировать темой долга. Если ему что-то требуется от  друго- 
 го, то прямо заявляет, что "ты должен", намекая при этом на какие-то  свои 
 особые заслуги, значимость. Любит власть. Часто его действия внешне кажут- 
 ся лишснными здравого смысла, потому что внутренняя логика  иногда  бывает 
 очень вычурна.                                                             
 
      Я плохой - ты хороший (ПХ).                                           
      Старается получить как можно больше от  окружающих,  при  этом  редко 
 проявляя добрую волю и не всегда давая что-то взамен.  Знает,  что  сильно 
 задолжал окружающим, но испытывает от этого знания  удовольствие,  которое 
 часто носит некий трансовый, мистический оттенок. Любит поспекулировать на 
 тему любви. Не ведст строгий учст добрых дел, которые сделал он и для  не- 
 го, однако имеет чсткий перечень "хороших" людей,  которые  готовы  что-то 
 дать. Систематически по этому перечню рассылает мелкие требования, поддер- 
 живающие "тонус отдавать". Говорлив, и на словах может горы  свернуть  для 
 своих партнсров. Постоянно требует внимания и  может  быть  привязанным  к 
 другому долгие годы, если тот не потерял "тонуса отдавать". Любит  разного 
 рода трансовые переживания, по возможности строит на них отношения.  Любит 
 давать оценки.                                                             
 
      Я плохой - ты плохой (ПП).                                            
      Эта жизненная позиция характерна для криминальных  личностей,  но  не 
 только. С одними людьми отношения (деловые) строятся на отрицательных эмо- 
 циях: страхе, тревоге, ненависти и пр. С другими же людьми человек  строит 
 отношения на гедонистической почве, так как вместе легче получается  удов- 
 летворение (секс, азартные игры, наркотики и т.п.). Никогда  не  проявляет 
 добрую волю в отношениях. Если же иногда проявляет "широту души", то  либо 
 потом начинает жалеть об этом, либо же начинает ждать от  других  ответных  
 аналогичных поступков. Серьсзно считает, что никто из людей не делает  ни- 
 чего "просто так". В общении с другими про третьи лица  говорит  неодобри- 
 тельно, не жалеет чсрных красок. Если же и одобряет кого-то, то преследует 
 некие корыстные цели. Чем больше общается, тем больше находит в других лю- 
 дях недостатков. Неспособен на длительную привязанность. Старается не  от- 
 давать больше, чем получает. Ведст в своей голове или даже на бумаге стро- 
 гий учст всех "добрых дел", которые сделал он и для него.                  
 
      Опросник состоит из 12 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Опросник жизненной позиции.                                      
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
           ХХ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────╢>                     
 
           ХП ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓──────────────────────╢>                     
 
           ПХ ╟─▒────────────────────────────────────╢>                     
 
           ПП ╟─▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢>                     
 
                <───[-]────><───[==]───><────[+]───>                        
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
               1. "Я хороший - ты хороший" - ХХ = 10                        
               2. "Я хороший - ты плохой"  - ХП =  5                        
               3. "Я плохой - ты хороший"  - ПХ =  0                        
               4. "Я плохой - ты плохой"   - ПП =  2                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      "Я хороший - ты хороший".                                             
      Человек проявляет в процессе взаимодействия с другими  добрую         
 волю, не просит ничего взамен. Он отдаст и то, что может отдать, и         
 то, что считает полезным и приятным для другого. Не  любит  давать         
 другим людям оценки. Не требует постоянного к себе внимания и спо-         
 собен хранить отношения многие годы. В сложных ситуациях ищет  со-         
 вета, очень редко требует помощи. Он уверен, что если другой чело-         
 век способен посодействовать, то поможет. Однако  для  поддержания         
 хороших отношений периодически может просить  о  чсм-то  не  очень         
 важном. Отношения с другими строит исключительно на  положительных         
 эмоциях. Категорически не приемлет принцип "Ты мне - я тебе".