МЕТОДИКА:                                  
                     Метакогнитивные свойства личности                      
                               (Д. Эверсон)                                 
                               (D. Everson).                                
 
      Методика предназначена для диагностики уровня сформированности  мета- 
 когнитивного поведения.                                                    
      Надежные результаты, согласно D. Everson, позволяет получит двухэтап- 
 ная модель эмпирического исследования метапознания. В основе модели  лежит 
 базовое положение о том, что основными компонентами метапознания выступают 
 планирование, самопроверка, отслеживание мыслительных процессов,  выбор  и 
 применение когнитивных стратегий.                                          
      На первом этапе исследования испытуемому предъявляется серия  заданий 
 в форме теста для диагностики способности к решению математических или ло- 
 гических задач. В процессе решения дается инструкция  "размышлять  вслух", 
 "проговаривать свои умственные  действия".  Все  высказывания  испытуемого 
 протоколируются и впоследствии анализируются, вычленяются  метакогнитивные 
 высказывания.                                                              
      На втором этапе испытуемого просят ответить на  вопросы,  оценивающие 
 особенности его работы над тестовыми заданиями.                            
      Опросник имеет четыре шкалы:                                          
      1. Метакогнитивная включенность в деятельность.                       
      2. Использование стратегий.                                           
      3. Планирование действий.                                             
      4. Самопроверка.                                                      
      Каждую из них необходимо рассматривать  в  качестве  соответствующих, 
 относительно самостоятельных и достаточно значимых метакогнитивных свойств 
 личности.                                                                  
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      1. В данной программе реализован второй этап исследования  метапозна- 
 ния по теории D. Everson. В качестве первого этапа можно использовать один 
 из тестов для диагностики способности к решению математических  или  логи- 
 ческих задач.                                                              
     2. Диаграмма и интерпретация  результатов  тестирования  основаны  на 
 следующих условных критериях выраженных в процентах с нулевой  точкой  от- 
 счета:                                                                     
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
      Опросник состоит из 20 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Метакогнитивные свойства личности.                               
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
    МВ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>              
 
    ИС ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███──────────────────╢>              
 
    ПД ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢>              
 
    Сп ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████████────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><──[==]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
   1. Метакогнитивная включенность в деятельность - МВ = 14  60%            
   2. Использование стратегий                     - ИС = 15  67%            
   3. Планирование действий                       - ПД = 13  53%            
   4. Самопроверка                                - Сп = 18  87%            
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Метакогнитивная включенность в деятельность.                       
      Склонность наблюдать за ходом своих мыслей; осознавать, какую         
 технику решения и для чего использует в процессе решения;  осозна-         
 вать, что важно спланировать время работы над заданиями;  отслежи-         
 вать, насколько эффективно выполняет тест, и при необходимости из-         
 менять (готовность изменять) стратегию работы;  время  от  времени         
 проверять, насколько тщательно выполнены задания.                          
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      2. Использование стратегий.                                           
      Склонность вычленять главное в каждом тестовом задании;  сна-         
 чала определять общий принцип решения задачи; соотносить  требова-         
 ния тестового задания с теми знаниями,  которые  есть;  перепрове-         
 рять, насколько правильно понял, что именно и как  надо  делать  в         
 каждом задании; полностью вникать в суть задания, прежде чем  при-         
 ступать к выполнению.                                                      
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      3. Планирование действий.                                             
      Склонность до того, как приступить к решению, определять, что         
 должно получиться в результате  решения;  стараться  четко  понять         
 требования теста; четко осознавать ход  своих  мыслей;  проверять,         
 правильно ли понял задание, перед тем как  приступить  к  решению;         
 стараться полностью вникнуть в суть задания, прежде чем приступить         
 к выполнению.                                                              
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      4. Самопроверка.                                                      
      Склонность перепроверять свою работу в ходе тестирования; за-         
 мечать и исправлять свои ошибки; на  каждом  этапе  работы  знать,         
 сколько еще осталось выполнить; вдумываться в смысл каждого  зада-         
 ния, прежде чем начать решение; использовать различные  подходы  к         
 решению задач; стараться организовать  известную  ему  информацию,         
 для того, чтобы ответить на вопросы теста.                                 
      Тестовый показатель: высокий.