МЕТОДИКА:                                  
                        Шкала контроля за действием                         
                               (HAKEMP-90)                                  
                                (Ю. Куль)                                   
                                (J. Kuhl)                                   
                         (адаптация С. А. Шапкина).                         
 
      Методика предназначена для  диагностики  индивидуальных  особенностей 
 волевой регуляции процессов реализации намерения в действии.               
      Начало исследований контроля за действием было положено в 70-х  годах 
 прошлого века, когда немецкий психолог Ю. Куль обнаружил и ввел различение 
 ориентации на состояние (ОС) и ориентации на действие (ОД). Это различение 
 впервые возникло в ходе анализа категорий рассказов испытуемых в  немецко- 
 язычном варианте ТАТ X. Хекхаузена по измерению мотивации достижения. Воп- 
 рос, который на который пытались ответить исследователи: почему у двух че- 
 ловек, имеющих одинаковые цели, знания, способности и в равной мере желаю- 
 щих что-то сделать хорошо, результаты получаются неодинаковые.  Оказалось, 
 что категории, в которых, как предполагалось, должен проявляться страх пе- 
 ред неуспехом, не являются одномерными, а распределяются  на  две  группы. 
 Первая группа категорий очень часто встречалась у испытуемых с доминирова- 
 нием надежды на успех. Эти испытуемые давали ориентированное  на  действие 
 толкование содержаний предъявляемых картин с изображением ситуаций  неуда- 
 чи. В своих рассказах они, говоря о содержании  картин,  приписывали  дей- 
 ствующему лицу (герою рассказа) потребность в преодолении неудачи и давали 
 ему возможность предпринять инструментальные  действия  по  предотвращению 
 неудачи, исправлению неудачи или уменьшению ее эмоциональных  последствий. 
 В качестве валидного симптома для диагностики страха перед неудачей и  со- 
 ответственно избегания неудачи пригодными оказались лишь те  категории,  в 
 которых проявилась ориентация на состояние, то есть направленность  созна- 
 ния (внимания) испытуемых на неудачу и ее последствия.                     
      В отличие от традиционного понимания воли, Ю. Куль опирается на  сов- 
 ременные представления о системном строении психики человека. Он исследует 
 волевую сферу личности как систему, состоящую из  совокупности  подсистем. 
 Реализация функций целостной системы контроля за действием  возможна  лишь 
 при гибком и согласованном взаимодействии подсистем, обеспечивающих  удер- 
 жание намерений в активном состоянии в благоприятных ситуациях и прекраще- 
 ние целенаправленной активности в неблагоприятных ситуациях. Понятие  "во- 
 ля" или "волевые процессы" описывает категорию взаимодействующих психичес- 
 ких функций. При возникновении трудностей реализации действия эти  функции 
 опосредуют временную, пространственную, содержательную и стилевую  коорди- 
 нацию большого числа отдельных механизмов внутри и между разными подсисте- 
 мами, такими как восприятие, внимание, память, эмоции, мотивация,  система  
 активации (темперамент) и моторика на основе единого принципа  управления, 
 который Ю. Куль называет "намерение" или "цель".                           
      Ю. Куль выделяет следующие механизмы, которые способствуют реализации 
 намерения вплоть до достижения цели и обеспечиваются разными  подсистемами 
 (психическими функциями). Эти механизмы реализуются чаше всего на  неосоз- 
 наваемом уровне, однако могут принимать форму осознанных стратегий.        
      Мотивационный контроль. Речь идет о стратегии, которая усиливает  мо- 
 тивационную тенденцию, лежащую в основе намерения. Это происходит за  счет 
 возобновления мотивационного процесса, удерживающего в поле внимания субъ- 
 екта позитивные ожидания и внешние стимулы, благоприятные  для  выполнения 
 деятельности. Таким образом, система контроля за действием  "поддерживает" 
 мотивационную систему, усиливая актуальное намерение.                      
      Контроль внимания. Этот механизм обеспечивает направленность внимания 
 на информацию, которая относится к реализации намерения. Это особенно важ- 
 но в ситуации, когда, например, возникает опасность потерять из виду целе- 
 вой объект.                                                                
      Перцептивный контроль. Постулируется наличие своеобразного  "интенци- 
 онного" фильтра уже на ранних стадиях восприятия. При этом имеется в виду, 
 что перцептивная система более чувствительна к характеристикам поступающей 
 информации, связанным с намерением, и, наоборот, блокирует информации, не- 
 релевантную намерению. Перцептивные категории, связанные с намерением, на- 
 ходятся в большей "готовности", требуют меньших затрат времени на обработ- 
 ку и раньше других получают доступ к системам регуляции действия.          
      Эмоциональный контроль. Субъект обладает "знаниями" об  эмоциональных 
 состояниях, которые способствуют или  препятствуют  реализации  намерения. 
 Если эмоциональный фон затрудняет достижение  цели,  то  система  контроля 
 действия стремится изменить его.                                           
      Контроль неудач. Неудачи в ходе реализации  намерения  воспринимаются 
 как эффективная обратная связь и  приводят  к  мобилизации  дополнительных 
 усилий, либо, наоборот, к соответствующим эмоциональным последствиям  (ра- 
 зочарованию и досаде) и снижению усилий вплоть  до  временного  отказа  от 
 достижения цели ввиду неблагоприятных обстоятельств.                       
      Контроль кодирования и оперативная память. Экспериментально показано, 
 что информация, связанная с намерением,  обрабатывается  по  экономной  (с 
 точки зрения усилий и затрат времени) стратегии. Тем самым открывается на- 
 иболее короткий путь к инициированию действия,  связанного  с  намерением. 
 Если действие по каким-то причинам задерживается, то информация о  намере- 
 нии хранится в оперативной памяти в  особом,  "активированном"  состоянии. 
 Даже будучи неосознаваемой, эта информация является легко доступной  субъ- 
 екту при возникновении ситуации, благоприятной для возобновления действия,  
 связанного с намерением (вариант эффекта Б.В. Зейгарник).                  
      Поведенческий контроль. Этот механизм заключается в  предусмотритель- 
 ности, охраняющей человека от соблазнов путем устранения из поля  деятель- 
 ности и окружающей среды предметов, провоцирующих нежелательные  действия. 
 Так, например, при желании похудеть человек убирает из дома сладости.      
      Таким образом, современные представления о множественности процессов, 
 опосредующих волевую регуляцию, побудили Ю. Куля и других психологов отка- 
 заться от понятия "воля" ("Wille") в традиционном смысле  и  заменить  его 
 понятием "контроль за действием". Это понятие  передается  также  термином 
 Ю. Куль "Volition". Контроль за действием является более широким  понятием 
 и описывает не только волевую регуляцию по типу  подавления  конкурирующих 
 тенденций действия, но и всю совокупность процессов, опосредующих реализа- 
 цию намерения.                                                             
 
      Термин "контроль за действием" является более широким понятием по от- 
 ношению к понятию "воля. Он описывает не только волевую регуляцию по  типу 
 подавления конкурирующих тенденций действия, но и всю совокупность процес- 
 сов, опосредующих реализацию намерения.                                    
      Согласно теории волевой регуляции Ю. Куля, ключевыми элементами наме- 
 рения являются процессы инициирования действия, процессы репрезентации це- 
 ли и способов ее достижения, а также анализ прошлых и будущих событий, ко- 
 торые могут повлиять на реализацию действия  (например,  прошлые  неудачи, 
 или, наоборот, ожидание успеха). Этим компонентам соответствуют шкалы  ме- 
 тодики: контроль за действием при планировании (КД(п)), контроль  за  дей- 
 ствием при реализации (КД(р)) и контроль за действием при неудаче (КД(н)). 
      В основе методики лежит теория контроля за действием Ю. Куля, соглас- 
 но которой существует два типа волевой регуляции процесса реализации наме- 
 рения в действии: самоконтроль и саморегуляция.                            
      Саморегуляция характеризуется большей погруженностью субъекта в  про- 
 цесс деятельности, меньшей подверженностью интерферирующему влиянию конку- 
 рирующих намерений, а также  непроизвольностью  и  большей  эффективностью 
 функционирования стратегий волевого контроля. В целом ориентация  на  дей- 
 ствие способствует реализации намерения в действии.                        
      Самоконтроль характеризуется преобладанием в сознании субъекта персе- 
 верирующих мыслительных процессов, относящихся к прошлому, настоящему  или 
 будущему субъекта, соответственно, большей подверженностью интерферирующе- 
 му влиянию конкурирующих намерений, а также меньшей эффективностью функци- 
 онирования стратегий волевого контроля. В целом  ориентация  на  состояние 
 препятствует реализации намерения в действии.                              
      Склонность человека к самоконтролю определяется ориентацией на состо- 
 яние (ОС-диспозиция), а к саморегуляции - ориентацией на действие (ОД-дис- 
 позиция).                                                                  
      Люди с ОС-диспозицией в целом менее успешно реализуют свои  намерения 
 в действии, т.к. они в большей степени подвержены интерферирующими влиянию 
 со стороны конкурирующих намерений и негативного опыта.                    
      Ориентация на состояние отражает фиксацию на эмоциональных  пережива- 
 ниях, склонности к раздумьям, соответственно, большей подверженности меша- 
 ющему влиянию конкурирующих намерений и негативного опыта, а также меньшей 
 эффективности функционирования стратегий волевого контроля. Люди с  ориен- 
 тацией на состояние более склонны к формированию таких негативных психоло- 
 гических состояний как выученная беспомощность и алиенация, и в целом  ме- 
 нее успешно реализуют свои намерения в действии, даже когда действия,  ко- 
 торые намеревался осуществить человек, полезны и потенциально просты.      
      Люди с ОД-диспозицией более успешно реализуют свои намерения  в  дей- 
 ствии, т.к. они способны дольше удерживать их в активном состоянии и защи- 
 щать от конкурирующих тенденций. Они лучше усваивают  новую  информацию  и 
 быстрее трансформируют ее в навыки. Также исследования показывают, что лю- 
 ди с ОД-диспозицией являются более успешными в различных видах деятельнос- 
 ти (учебной, профессиональной, спортивной и т.д.). При ориентации на  дей- 
 ствие человек сосредоточивается именно на действиях, необходимых для  реа- 
 лизации поставленной цели, а не на своих переживаниях по этому поводу.     
 
      Методика состоит из 36 неоконченных утверждений, к каждому из которых 
 на выбор предлагается 2 варианта ответов.                                  
      Методика включает в себя 3 субшкалы (каждая шкала по 12 утверждений), 
 представляющие собой 3 сферы контроля за действием:                        
      1) Контроль за действием, связанный с принятием решения (при планиро- 
 вании). Данная шкала отражает способность субъекта  в  процессе  инициации 
 действия отвлекаться от неполноценных, конкурирующих намерений и др. нере- 
 левантной, интерферирующей информации действия.                            
      2) Контроль за действием, связанный с реализацией  (при  реализации). 
 Данная шкала отражает способность субъекта пребывать в процессе реализации 
 намерения необходимое время, удерживать в фокусе внимания  актуальную  ин- 
 тенцию, проявлять настойчивость.                                           
      3) Контроль за действием, связанный с  ориентацией  на  неудачу  (при 
 планировании). Данная шкала  отражает  способность  субъекта  инициировать 
 процесс реализации намерения, несмотря на  сопровождающие  его  трудности. 
 Часто в исследованиях используется только одна субшкала "Контроль за  дей- 
 ствием при планировании", т.к. по данным последних психометрических иссле- 
 дований она обладает наибольшей внутренней согласованностью и прогности-   
 ческой валидностью.                                                        
      Сырые баллы, полученные с помощью методики, по каждой субшкале  пере- 
 водятся в стены в соответствии с тестовыми нормами. Результат от  1  до  5 
 стенов интерпретируются как ОС-диспозиция, от 6 до 10 стенов - ОД-диспози- 
 ция.                                                                       
      Допускается интерпретация оценок как по отдельным шкалам, так и  сум- 
 мирование оценок по шкалам КД(н) и КД(п), отражающее общий фактор.         
      Шкала КД(р) оценивает принципиально иной компонент волевой регуляции, 
 близкий по смыслу конструкту "интринсивная мотивация".                     
 
      С 1986 г. вышло несколько версий опросника. Последняя  версия  (1990) 
 вышла также на английском языке (Action Control Scale - ACS).              
      Русскоязычная адаптация  опросника  была  выполнена  С.А. Шапкиным  в 
 1997 году. Альфа Кронбаха для шкал находится в пределах 0,70-0,74.         
      Опросник пригоден для тестирования подростков от 12 лет и взрослых. В 
 ситуации экспертизы результаты подвержены воздействию  фактора  социальной 
 желательности, что проявляется в завышении оценок по всем трем  шкалам.  В  
 настоящее время шкалы КД(н) и КД(п) применяются психологами-практиками ча- 
 ще, чем шкала КД(р).                                                       
 
      Опросник состоит из 36 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Шкала контроля за действием (HAKEMP-90).                         
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
    КДп ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓────────────────────────────────────╢>             
 
    КДр ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████───────────╢>             
 
    КДн ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓──────────────────────────╢>             
 
          <─────────[ОС]──────────><─────────[ОД]──────────>                
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
     1. Контроль за действием при планировании - КД(н) =  4   3             
     2. Контроль за действием при реализации   - КД(п) =  8   8             
     3. Контроль за действием при неудаче      - КД(р) =  7   5             
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Контроль за действием, связанный с принятием решения  (при         
 планировании).                                                             
      Процессы инициирования действия.                                      
      Cпособность личности в процессе инициации действия отвлекать-         
 ся от неполноценных, конкурирующих намерений и других  нерелевант-         
 ной, интерферирующей информации действия.                                  
      Тип волевой регуляции: cклонность к самоконтролю, которая оп-         
 ределяется ориентацией на состояние (ОС-диспозиция).                       
 
      2. Контроль за действием, связанный с реализацией (при реали-         
 зации).                                                                    
      Процессы репрезентации цели и способов ее достижения.                 
      Способность личности пребывать в процессе реализации  намере-         
 ния необходимое время, удерживать в фокусе внимания актуальную ин-         
 тенцию, проявлять настойчивость.                                           
      Тип волевой регуляции: cклонность  к  саморегуляции,  которая         
 определяется ориентацией на действие (ОД-диспозиция).                      
 
      3. Контроль за действием, связанный с ориентацией на  неудачу         
 (при планировании).                                                        
      Анализ прошлых и будущих событий, которые могут  повлиять  на         
 реализацию действия.                                                       
      Способность личности инициировать процесс реализации  намере-         
 ния, несмотря на сопровождающие его трудности.                             
      Тип волевой регуляции: cклонность к самоконтролю, которая оп-         
 ределяется ориентацией на состояние (ОС-диспозиция).