МЕТОДИКА:                                  
                   Шкала "Межпоколенная толерантность"                      
                          (Бадриер Г.Л., 2005).                             
 
      Методика предназначена для диагностики межпоколенной толерантности.   
      Межпоколенная толерантность - проявление толерантности по отношению к 
 представителям другого поколения.                                          
      Различия понятий "возрастная группа" и "поколение"  лежат  в  степени 
 значимости конкретных социально-исторических событий для определения  спе- 
 цифических особенностей соответствующих общностей.                         
      Отличительные особенности поколения коренятся в  сходстве  жизненного 
 опыта людей, их участии в одних и тех же социальных и исторических событи- 
 ях, в то время как характеристики возрастных групп складываются столетиями 
 и являются относительно устойчивыми.                                       
      Возрастная дискриминация - межвозрастные отношения, характеризующаяся 
 реализацией представления  о  неравенстве  статусов  различных  возрастных 
 групп в контексте унифицированности образа социальной успешности, обуслов- 
 ливающей превосходство одних возрастных групп над другими.                 
      В возрастно-толерантных отношениях реализуется принцип равенства воз- 
 растных статусов в контексте учета объективно существующих различий  между 
 возрастными группами и их представителями. В структуре возрастно-толерант- 
 ных отношений можно выделить три компонента:                               
      когнитивный, включающий знания об особенностях людей  разных  возрас- 
 тов, рефлексии собственных возрастных особенностей и  особенностей  других 
 людей;                                                                     
      аффективный, предполагающий эмоциональную включенность в отношения  с 
 представителями различных возрастных групп;                                
      поведенческий, заключающийся  в  реализации  стратегий  равноправного 
 взаимодействия с людьми с учетом их возрастных особенностей.               
 
      Методика разработана в рамках опросника ВИКТИ (виды и компоненты  то- 
 лерантности-интолерантности), разработанного Г.Л. Бадриер,  который  приз- 
 ван характеризовать феномен, противоположный эйджизму.                     
 
      Как указывает Г.Л. Бардиер, важнейшим признаком толерантных отношений 
 является признание социально-значимых различий и поиск  их  альтернативных 
 толкований, тогда как интолерантные отношения характеризуются субъективной 
 убежденностью в безальтернативности интерпретаций (Бардиер Г.Л., 2007).    
      Опираясь на этот тезис, возрастно-игнорирующие отношения  могут  быть 
 описаны термином "пассивная интолерантность", в противоположность  "актив- 
 ному интолерантному" характеру возрастной дискриминации.                   
      Можно предполагать, что возрастно-игнорирующие отношения могут прояв- 
 лять себя в межвозрастных отношениях различной обобщенности. В  частности, 
 в общественном взаимодействии они проявляются в форме  игнорирования  осо- 
 бенностей и потребностей отдельных возрастных групп, в межгрупповом  взаи- 
 модействии - в нивелировании значения возраста как основания для  социаль- 
 ной категоризации, в межличностном взаимодействии - в  виде  невнимания  к 
 возрастным особенностям партнера по взаимодействию.                        
      В целом, структурно и содержательно возрастно-игнорирующие  отношения 
 могут быть выделены в качестве отдельной модели межвозрастных отношений, в 
 которой декларируемое равенство возрастных статусов опирается на нивелиро- 
 вание значимости объективных различий между возрастными группами.          
 
      Опросник переведен на русский язык и апробирован в пилотажном  иссле- 
 довании.                                                                   
      Шкала "Межпоколенная толерантность" включает в себя  10  утверждений, 
 степень согласия с каждым из которых испытуемому предлагается  оценить  по 
 7-балльной шкале.                                                          
      Вопросы сформулированы в соответствии с представлениями о существова- 
 нии различных компонентов толерантности, соответственно аффективного, ког- 
 нитивного, конативного, потребностно-мотивационного,  деятельностно-стиле- 
 вого, этико-нормативного, ценностно-ориентационного, личностно-смыслового, 
 идентификационно-группового и идентификационно-личностного.                
      Общий показатель межпоколенной толерантности рассчитывается  суммиро- 
 ванием значений по всем вопросам.                                          
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
яя    В данной компьютерной программе интерпретация результатов  тестирова- 
 ния основана на следующих условных критериях выраженных в процентах с  ну- 
 вой точкой отсчета:                                                        
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
      Опросник состоит из 10 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала "Межпоколенная толерантность".                             
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                      Диагностическая шкала.                                
 
      ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢>               
 
        <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                     Компоненты толерантности.                              
 
                       *                                                    
                     7 ┼ ▄             ▄                                    
                     6 ┼ █   ▄     ▄   █ ▄                                  
                     5 ┼ █   █ ▄ ▄ █ ▄ █ █ ▄                                
                     4 ┼─█─▄─█─█─█─█─█─█─█─█─                               
                     3 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █                                
                     2 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █                                
                     1 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █                                
                       ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*                              
                         A B C D E F G H I                                  
 
 
                      Компоненты толерантности:                             
 
               1. Аффективный                 - A = 7                       
               2. Когнитивный                 - B = 4                       
               3. Конативный                  - C = 6                       
               4. Потребностно-мотивационный  - D = 5                       
               5. Деятельностно-стилевой      - E = 5                       
               6. Этико-нормативный           - F = 6                       
               7. Ценностно-ориентационный    - G = 5                       
               8. Личностно-смысловой         - H = 7                       
               9. Идентификационно-групповой  - I = 6                       
              10. Идентификационно-личностный - J = 6                       
              ---------------------------------------                       
              Интегральный показатель  - MT = 56  77%                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенный показатель склонности к  проявлению  толерантности         
 по отношению к представителям другого поколения, которое  отличает-        
 ся другими особенностями сходства жизненного опыта людей, их  учас-        
 тия в одних и тех же социальных и исторических событиях.                   
      Слабо выраженная тенденции к дискриминации,  предубежденности,        
 игнорированию, дистанцированию, исключению людей другого поколения.        
      Повышенная готовность воспринимать адекватно и сотрудничать с         
 представителями других поколений.                                          
      В возрастно-толерантных отношениях реализуется принцип равен-         
 ства возрастных статусов в контексте учета объективно существующих         
 различий между возрастными группами и их представителями.                  
      В структуре возрастно-толерантных  отношений  можно  выделить         
 три компонента:                                                            
      когнитивный, включающий знания об особенностях  людей  разных         
 возрастов, рефлексии собственных возрастных особенностей и особен-         
 ностей других людей;                                                       
      аффективный, предполагающий эмоциональную включенность в  от-         
 ношения с представителями различных возрастных групп;                      
      поведенческий, заключающийся в  реализации  стратегий  равно-         
 правного взаимодействия с людьми с учетом их возрастных особеннос-         
 тей.