МЕТОДИКА:                                  
                 Шкала межличностного (социального) доверия                 
                       (Interpersonal Trust Scale)                          
                              (Дж. Б. Роттер)                               
                        (адаптация С. Г. Достовалова).                      
 
      Данная методика позволяет изучать уровень доверия индивида к окружаю- 
 щим людям, а также уровень "политического доверия" - доверия, оказываемого 
 политической системе, обществу.                                            
      Доверие (между людьми) - это уверенность, что кто-то поведст  себя  в 
 определснных делах определснным образом (или не поведст). Доверие - всегда 
 чьс-то, оно личное в отличие от абстрактных понятий типа  "Справедливости" 
 или "Гуманизма".                                                           
      Доверие в социологии и психологии - открытые, положительные взаимоот- 
 ношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности  и  доброжела- 
 тельности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или  иных 
 отношениях.                                                                
      Для процесса доверия необходимо как минимум две стороны. При этом ва- 
 жен момент взаимности не только как условие взаимодействие, но и как пред- 
 посылка возникновения доверия. Такая взаимность означает определенное  по- 
 зиционирование взаимодействующих индивидов. Как описать ожидания  индивида 
 А, когда он доверяет индивиду Б? Здесь, в частности, можно говорить о чув- 
 стве субъективной уверенности индивида А относительно индивида Б (информа- 
 ции, полученной от Б, его будущих действиях и т.д.). В свою очередь, инди- 
 вид Б - "человек, которому можно доверять",  характеризуется  как  "надеж- 
 ный", т.е. ответственный, способный сдержать свое слово и обещание, не же- 
 лающий причинить какой-либо материальный и моральный вред партнеру и т.д.  
      В процессе возникновения или разрушения доверия всегда участвуют, как 
 уже было сказано, минимум две стороны. Каждая из них  может  выступать  не 
 только в качестве отдельного индивида, но и группы  (общества,  культуры). 
 Таким образом, если взаимодействуют два индивида, то мы имеем дело с  меж- 
 личностным доверием. Когда же в роли  одной  из  взаимодействующих  сторон 
 оказываются социальные  группы  (хозяйственные  организации,  политические 
 партии и т.д.), культурные ценности, нормы поведения, то речь должна  идти 
 уже о доверии к системе, культуре,  т.е.  о  социетальных  характеристиках 
 доверия.                                                                   
 
         Джулиан Роттер и теория социального когнитивного научения.         
 
      Теория Джулиана Роттера основана на  предположении,  что  когнитивные  
 (cognitive) факторы способствуют формированию реакции человека на  воздей- 
 ствия окружающей среды. Роттер отвергает концепцию классического  бихевио- 
 ризма, согласно которой поведение формируется непосредственными подкрепле- 
 ниями, безусловно происходящими из окружающей среды, и считает, что основ- 
 ным фактором, определяющим характер деятельности  человека,  являются  его 
 ожидания (expectations) относительно будущего.                             
      Главным вкладом Роттера в современную психологию,  безусловно,  стали 
 разработанные им формулы, на основании  которых  возможно  прогнозирование 
 человеческого поведения. Роттер утверждал, что ключом к предсказанию пове- 
 дения являются наши знания, прошлая история и  ожидания,  и  настаивал  на 
 том, что человеческое поведение лучше всего можно предсказать,  рассматри- 
 вая взаимоотношения (interaction) человека со значимой для него окружающей 
 средой.                                                                    
      Роттер предположил, что достаточно точные предсказания поведения  лю- 
 дей в конкретных ситуациях можно сделать,  анализируя  четыре  переменные: 
 поведенческий потенциал, ожидания, ценность подкрепления и психологическая 
 ситуация. Поведенческий потенциал (Behavior potential) относится к вероят- 
 ности реализации данного поведения в конкретной ситуации; ожидания (expec- 
 tancy) - мнение человека о том, получит ли он подкрепление; ценность  под- 
 крепления (reinforcementvalue) - предпочтение, оказываемое человеком опре- 
 деленному подкреплению; психологическая ситуация (psychological situation) 
 представляет собой сложную структуру сигналов, которые личность получает в 
 определенный период времени.                                               
 
                   Доверие в человеческих взаимоотношениях.                 
      Поскольку большинство подкреплений мы получаем от  других  людей,  то 
 вырабатываем обобщенные ожидания относительно того, последуют ли  действи- 
 тельно позитивные или негативные подкрепления за обещаниями  или  угрозами 
 других. Иногда эти обещания и угрозы находят подтверждение,  иногда - нет. 
 Таким образом каждый из нас учится верить или  не  верить  словам  других. 
 Поскольку все мы имеем различный опыт, связанный со словами других, отсюда 
 следуют индивидуальные различия в области доверия в человеческих взаимоот- 
 ношениях.                                                                  
      Роттер определял доверие в человеческих взаимоотношениях (interperso- 
 nal trust) как "обобщенные ожидания человека относительно того,  насколько 
 можно положиться на слова, обещания, высказанные или письменные  заявления 
 другого человека или группы людей" (1980). Доверие в человеческих  взаимо- 
 отношениях не подразумевает веру в то, что люди хороши по природе,  или  в 
 то, что мы живем в лучшем из возможных миров. Также не  следует  приравни- 
 вать его к доверчивости. Роттер рассматривал доверие в  человеческих  вза- 
 имоотношениях как доверие в тех случаях, когда нет очевидных причин не ве- 
 рить, тогда как доверчивость - это безрассудная или наивная вера  во  все, 
 что говорят другие люди.                                                   
      Предполагая, что эта личностная характеристика очень важна для  пред- 
 сказания поведения, Роттер разработал для измерения доверия в человеческих 
 взаимоотношениях специальную шкалу. Шкала доверия в человеческих взаимоот- 
 ношениях (Interpersonal Trust Scale)  предлагает  испытуемому  подтвердить 
 или опровергнуть 25 утверждений типа: "Когда  имеешь  дело  с  незнакомыми 
 людьми, лучше соблюдать осторожность, пока они не докажут,  что  им  можно 
 доверять" или "Большинство политических деятелей честно  выполняют  обеща- 
 ния, данные в ходе предвыборной кампании". Данные по всем 25 пунктам  сум- 
 мируются, и если в результате  получается  относительно  большое  числовое  
 значение, это указывает на присутствие доверия, а если маленькое - на  об- 
 щую склонность к недоверию.                                                
      Поскольку речь идет об ожиданиях человека относительно интеракций, то 
 показатель доверия можно оценить с точки зрения социума.  Если  определять 
 доверие независимо от доверчивости, утверждал Роттер  (1980),  то  высокий 
 уровень доверия наиболее желателен, так как доверие необходимо для выжива- 
 ния цивилизации. Мы верим, что продукты, которые мы покупаем  в  магазине, 
 не отравлены, что бензин в бензобаке нашей машины не взорвется, что экипаж 
 самолета, на котором мы летим, способен справиться с  управлением  и  даже 
 что почтовая служба доставит наше письмо, не вскрывая. Общество может нор- 
 мально функционировать только тогда, когда  люди  имеют  по  крайней  мере 
 среднюю степень доверия друг к другу.                                      
      Насколько уровень доверия в человеческих взаимоотношениях  влияет  на 
 поведение индивида в конкретной  ситуации?  Суммировав  данные  измерений, 
 проводившихся с момента создания Шкалы (1967), Роттер сформулировал девять 
 положений об основных различиях в поведении людей, имеющих высокий и  низ- 
 кий уровень доверия. Люди с высоким уровнем доверия:                       
      1) меньше лгут;                                                       
      2) возможно, меньше склонны мошенничать или воровать;                 
      3) более склонны предоставлять другим дополнительный шанс;            
      4) более склонны уважать права других;                                
      5) реже чувствуют себя несчастными и неприспособленными и  реже  ссо- 
 рятся с другими;                                                           
      6) часто более привлекательны и популярны;                            
      7) более надежны;                                                     
      8) не более и не менее доверчивы;                                     
      9) не более и не менее интеллектуально развиты.                       
      Иными словами, люди, склонные доверять другим, не являются доверчивы- 
 ми или наивными и, вместо того чтобы наживать себе неприятности в  резуль- 
 тате своей позиции, приобретают много свойств, которые окружающие рассмат- 
 ривают как позитивные и желательные.                                       
 
      Обработка результатов тестирования.                                   
      Результат, получаемый индивидом в процессе суммирования баллов, пока- 
 зывает уровень доверия: чем больше набранное количество баллов, тем  боль- 
 шую степень социального доверия проявляет индивид. Подсчет баллов произво- 
 дится как прямым способом, так и инверсированным.                          
      Далее подсчитывается сумма баллов по прямой шкале и по  инверсирован- 
 ной, и полученные результаты складываются. Окончательный  итог  показывает 
 уровень социального доверия испытуемого. Согласно методике, полученные ре- 
 зультаты варьируются в границах от 25 (абсолютное недоверие) до 125 баллов 
 (абсолютное доверие). Среднее значение составляет 75 баллов.               
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Диаграмма результатов тестирования, а также автоматическая  интерпре- 
 тация интервалов тестовых значений основана на следующих условных  показа- 
 телях выраженных в процентах:                                              
              0%  тенденция отсутствует;                                    
       1% -  20%  низкий уровень;                                           
      21% -  40%  пониженный уровень;                                       
      41% -  60%  средний уровень;                                          
      61% -  80%  повышенный уровень;                                       
      81% - 100%  высокий уровень.                                          
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ----                                     
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала межличностного (социального) доверия.                      
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████──────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
                Тестовый показатель - "МД" = 107  82%                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий уровень межличностного доверия.                               
      Выраженная направленность личности на открытые, положительные         
 взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочнос-         
 ти и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий на-         
 ходится в тех или иных отношениях. Высокие обобщенные ожидания че-         
 ловека относительно того, насколько  можно  положиться  на  слова,         
 обещания, высказанные или письменные  заявления  другого  человека         
 или группы людей.                                                          
      Основные различия в поведении людей, имеющих высокий и низкий         
 уровень доверия. Люди с высоким уровнем доверия:                           
      1) меньше лгут;                                                       
      2) возможно, меньше склонны мошенничать или воровать;                 
      3) более склонны предоставлять другим дополнительный шанс;            
      4) более склонны уважать права других;                                
      5) реже чувствуют себя несчастными и неприспособленными и ре-         
 же ссорятся с другими;                                                     
      6) часто более привлекательны и популярны;                            
      7) более надежны;                                                     
      8) не более и не менее доверчивы;                                     
      9) не более и не менее интеллектуально развиты.