МЕТОДИКА:                                  
                     Проактивное совладающее поведение                      
           (Л. Аспинвалл, Е. Грингласс, Р. Шварцер, С. Тауберт)             
                    (Proactive Coping Inventory - PCI)                      
            (Aspinwall L.G., Greenglass E., Schwarzer R., Taubert S.)       
                        (адаптация Е. Старченкова).                         
 
      Методика предназначена для диагностики проактивного совладающего  по- 
 ведения.                                                                   
      Теория проактивного преодоления Аспинвалла, Шварцера и Грингласса по- 
 строена на теории когнитивной оценки Лазаруса и добавляет к ней темпораль- 
 ное измерение, постулируя целенаправленное, долгосрочное поведение,  кото- 
 рое начинается до возникновения возможного стресса. Проактивное  совладаю- 
 щее поведение в отличие от реактивного (направленного на  компенсацию  по- 
 терь или уменьшение вреда от уже произошедших стрессовых событий) ориенти- 
 ровано в большей степени на будущее и состоит из  усилий  по  формированию 
 и развитию общих ресурсов личности. Проактивное  преодоление,  способствуя 
 постановке личностно значимых целей, может инициировать конструктивные пу- 
 ти действий, которые создают возможности для саморазвития, тем самым  спо- 
 собствуя повышению общего потенциала активности и стрессоустойчивости лич- 
 ности.                                                                     
      Опросник "Проактивное совладающее поведение" (PCI) разработан  Аспин- 
 валлом, Шварцером и Таубертом в 1999 г. Авторы  рассматривают  совладающее 
 поведение как интеграцию аффективных, когнитивных, интенциональных и соци- 
 альных факторов в набор копинг-стратегий, которые  дают  человеку  возмож- 
 ность не только справляться со стрессовыми  вызовами,  но  и  способствуют 
 продвижению к важным для личности целям. Авторы  опросника  отмечают,  что 
 проактивный копинг представляет собой особый стиль  жизни,  основанный  на 
 убеждении в том, что происходящее в жизни каждого человека зависит от него 
 самого, а не от удачи или внешних обстоятельств. Жизнь таких людей направ- 
 ляется индивидуальными, а не внешними факторами, и они  несут  ответствен- 
 ность за те события, которые с ними происходят. Поэтому проактивные  инди- 
 виды склонны к позитивной оценке  происходящего,  аккумулируют  личностные 
 ресурсы, избегают их растраты, а в случае стресса - способны к их  быстрой 
 мобилизации, что требует наличия высокоразвитых социальных умений.         
      Исследования, проведенные Старченковой, показывают,  что  проактивное 
 совладающее поведение является эффективным для преодоления организационных 
 стрессов и синдрома выгорания. С точки зрения практики обучение людей при- 
 менению проактивных копинг-стратегий в профессиональной сфере  может  при- 
 вести к уменьшению переживания дистресса и усилению чувства профессиональ- 
 ной компетентности.                                                        
 
      1. Проактивное преодоление - процесс целеполагания, т. е. постановка  
 важных для личности целей, а также процесс  саморегуляции  по  достижению  
 этих целей, включающий когнитивную и поведенческую составляющие. Суть про- 
 активного преодоления заключается в усилиях по формированию  общих  ресур- 
 сов, которые облегчают достижение важных целей и способствуют  личностному 
 росту.                                                                     
      2. Рефлексивное преодоление - представление и размышления о возможных 
 поведенческих альтернативах путем сравнения  их  возможной  эффективности. 
 Включает в себя оценку возможных стрессоров, анализ  проблем  и  имеющихся 
 ресурсов, генерирование предполагаемого плана действий, прогноз вероятного 
 исхода деятельности и выбор способов ее выполнения. В данном  случае  рас- 
 сматривается скорее перспективная, а не ретроспективная рефлексия.         
      3. Стратегическое планирование - представляет собой процесс  создания 
 четко продуманного, целеориентированного плана действий, в котором  наибо- 
 лее масштабные цели разделяются на подцели (дерево целей), управление дос- 
 тижением которых становится более доступным.                               
      4. Превентивное преодоление - представляет собой  предвосхищение  по- 
 тенциальных стрессоров и подготовку действий по  нейтрализации  негативных 
 последствий до того, как наступит возможное стрессовое событие. Такая  не- 
 определенность стимулирует человека использовать широкий спектр копинг-по- 
 ведения (накопление денежных средств, страхование,  поддержание  здорового 
 образа жизни и др.).                                                       
      5. Поиск инструментальной поддержки - получение информации, советов и 
 обратной связи от непосредственного социального окружения человека в пери- 
 од совладания со стрессами.                                                
      6. Поиск эмоциональной поддержки ориентирован  на  регуляцию  эмоцио- 
 нального дистресса путем разделения чувств с другими, поиска сочувствия  и 
 общения с людьми из непосредственного социального окружения человека.      
 
      Для сокращения времени  обследования  возможно  использование  первой 
 шкалы - "проактивное преодоление" (1-14 вопросы).                          
 
      Ниже представлены средние значения проактивных копинг-стратегий прео- 
 доления, полученные в результате исследований, проведенных на выборке рос- 
 сийских врачей (n = 60) и преподавателей вуза (n = 60).                    
 
       Средние значения проактивных копинг стратегий преодоления.           
                                          Врачи       Преподаватели         
        Копинг-стратегии                M      S         M      S           
 1. Проактивное преодоление           34,97   5,04     41,78   5,36         
 2. Рефлексивное преодоление          28,03   7,04     30,43   4,88         
 3. Стратегическое планирование       8,53    3,26     10,21   2,27         
 4. Превентивное преодоление          28,57   5,77     28,02   4,76         
 5. Поиск инструментальной поддержки  19,32   3,98     17,62   3,81         
 6. Поиск эмоциональной поддержки     13,38   3,13     12,05   2,86         
 
      Обработка и интерпретация результатов.                                
      В соответствии с "ключом" подсчитываются суммы баллов  по  каждой  из 
 шкал.                                                                      
      Варианты ответов оцениваются следующим образом:                       
      абсолютно не согласен             - 1 балл,                           
      частично согласен                 - 2 балла,                          
      скорее согласен, чем не соглаcен  - 3 балла,                          
      полностью согласен                - 4 балла .                         
 
      Шкала         Название шкалы       Максимальное количество баллов     
      Шкала 1. Проактивное преодоление               56                     
      Шкала 2. Рефлексивное преодоление              44                     
      Шкала 3. Стратегическое планирование           16                     
      Шкала 4. Превентивное преодоление              40                     
      Шкала 5. Поиск инструментальной поддержки      32                     
      Шкала 6. Поиск эмоциональной поддержки         20                     
 
      Интерпретация проводится на основании сравнения оценок по  каждой  из 
 шкал со средними значениями в исследуемой выборке или данными по различным 
 профессиональным группам.                                                  
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной версии диаграмма, а также автоматическая интер- 
 претация результатов тестирования основана  на  показателях  выраженных  в 
 процентах c нулевой точкой отсчета.                                        
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
      Опросник состоит из 52 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 
 Методика: Проактивное совладающее поведение (PCI).                         
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                       % *                                                  
                     100 ┼───────────────────                               
                      90 ┼                                                  
                      80 ┼────██─────────────                               
                      70 ┼    ██                                            
                      60 ┼────██────▄▄───────                               
                      50 ┼    ██    ██                                      
                      40 ┼─▄▄─██────██───────                               
                      30 ┼ ██ ██    ██                                      
                      20 ┼─██─██─██─██────▄▄─                               
                      10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██                                
                       0 ┼─+──+──+──+──+──+──*                              
                           ПП РП СП ПР ПИ ПЭ                                
 
 
                         Тестовые показатели:                               
 
         1. Проактивное преодоление           - ПЦ = 31  40%                
         2. Рефлексивное преодоление          - Пл = 38  82%                
         3. Стратегическое планирование       - ПР =  7  25%                
         4. Превентивное преодоление          - РО = 28  60%                
         5. Поиск инструментальной поддержки  - Кн = 11  12%                
         6. Поиск эмоциональной поддержки     - ИК =  8  20%                
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Пониженный уровень проактивного преодоления - процесса поста-         
 новки важных для личности целей, а также процесса саморегуляции по         
 достижению этих целей, включающий когнитивную и поведенческую сос-         
 тавляющие. Слабо выраженные усилия по формированию общих ресурсов,         
 которые облегчают достижение важных целей и способствуют  личност-         
 ному росту.                                                                
 
      Высокий уровень рефлексивного преодоления -  представления  и         
 размышления о возможных поведенческих альтернативах путем  сравне-         
 ния их возможной эффективности.  Выраженная  склонность  к  оценке         
 возможных стрессоров, анализу проблем и имеющихся ресурсов,  гене-         
 рированию предполагаемого плана действий, прогнозу вероятного  ис-         
 хода деятельности и выбору способов ее выполнения.                         
 
      Пониженный уровень  стратегического  планирования -  процесса         
 создания четко продуманного, целеориентированного плана  действий,         
 в котором наиболее масштабные цели разделяются на подцели  (дерево         
 целей), управление достижением которых становится более доступным.         
 
      Средний уровень  превентивного  преодоления -  предвосхищения         
 потенциальных стрессоров и подготовки  действий  по  нейтрализации         
 негативных последствий до того, как наступит возможное  стрессовое         
 событие. Такая неопределенность в умеренной  степени  выраженности         
 стимулирует человека использовать широкий спектр  копинг-поведения         
 (страхованию, накоплению денежных средств,  поддержанию  здорового         
 образа жизни и др.).                                                       
 
      Низкий уровень склонности к поиску инструментальной  поддерж-         
 ки - получению информации, советов и обратной связи  от  непосред-         
 ственного социального окружения человека в  период  совладания  со         
 стрессами.                                                                 
 
      Низкий уровень склонности к  поиску  эмоциональной  поддержки         
 ориентированнной на регуляцию эмоционального дистресса путем  раз-         
 деления чувств с другими, поиска сочувствия и общения с людьми  из         
 непосредственного социального окружения человека.