МЕТОДИКА:                                  
         Патопсихологический психодиагностический опросник "МОДУЛЬ"         
                         (ВМедА им. С.М. Кирова)                            
        (Корзунин В.А., Юсупов В.В., Кравченко Ю.В., Костин Д.В.).          
 
      Методика разработана в 2006 г. в  Военно-медицинской  академии  имени 
 С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург) коллективом сотрудников: Корзуниным В.А., 
 Юсуповым В.В., Кравченко Ю.В., Костиным Д.В. на базе  стандартизированного 
 опросника СМИЛ и ряда других психодиагностических методик.                 
      ПДО "Модуль" предназначен для:                                        
      определения уровня нервно-психической устойчивости, выявления  акцен- 
 туаций характера и симптомов пограничных психических расстройств (невроти- 
 ческих реакций, состояний, психопатий и др.);                              
      соотнесения результатов обследования с психиатрическими диагностичес- 
 кими критериями 5-о раздела Международной классификации болезней 10-о  пе- 
 ресмотра (МКБ-10).                                                         
      Методика ПДО "Модуль" позволяет выявить акцентуации характера,  симп- 
 томы пограничных психических расстройств, чтобы учесть риск возможных дез- 
 адаптационных нарушений и их характер в каждом конкретном случае. Диагнос- 
 тические "модули" (шкалы) методики позволяют выявить  nпсихопатологические 
 симптомы (единичный, частный признак неблагополучия  в  психической  сфере 
 человека), определить вектор возможных дезадаптационных нарушений,  а  так 
 же дают дополнительную информацию для последующего  углубленного  психоло- 
 гического, патопсихологического и психиатрического обследования.           
      Опросник может использоваться как самостоятельно в  процедурах  скри- 
 нинг-обследований, так и в качестве дополнительной шкалы методики СМИЛ.    
      ПДО "Модуль", в первую очередь, предназначен для специалистов подраз- 
 делений профессионального отбора (ППО) с целью выявления лиц с  признаками 
 нервно-психической неустойчивости (пограничных психических расстройств)  в 
 ходе мероприятий  профессиональной  ориентации,  профессионального  отбора 
 (подбора) кадров, а также сопровождения учебной и   профессиональной  дея- 
 тельности специалистов различного профиля.                                 
 
      Структура психодиагностического опросника "Модуль".                   
      ПДО "Модуль" содержит 200 утверждений, с которыми  респондент  должен 
 выразить согласие или несогласие.                                          
      Все вопросы ПДО "Модуль" соотнесены с психиатическим  разделом  "Меж- 
 дународной классификации болезней? 10-го пересмотра (МКБ-10):              
 
      F00-F09.                                                              
      Органические, включая соматические, психические расстройства (включе- 
 ны расстройства, развитие которых отчетливо связано с наличием  морфологи- 
 ческих изменений в тканях головного мозга).                                
 
      F10-F19.                                                              
      Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления пси- 
 хоактивных веществ.                                                        
 
      F20-F29.                                                              
      Психотические синдромы (шизофренические,  шизотипические  и  бредовые 
 расстройства).                                                             
 
      F30-F39.                                                              
      Аффективные расстройства настроения.                                  
 
      F40-F48.                                                              
      Невротические, обусловленные стрессом, и  соматоформные  расстройства 
 
      F50-F59.                                                              
      Поведенческие синдромы, связанные с  физиологическими  нарушениями  и 
 физическими факторами.                                                     
 
      F60-F69.                                                              
      Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.                  
 
      F7.                                                                   
      Умственная отсталость.                                                
 
      F80-F89.                                                              
      Нарушения психического развития.                                      
 
      F90-F98.                                                              
      Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в     
 детском и подростковом возрасте                                            
 
      Для выявления наличия той или иной группы расстройств в ходе  матема- 
 тико-статистической обработки результатов обследования были выделены 3 ос- 
 новных психодиагностических модуля,  которые  учитывают  наличие  наиболее 
 часто встречающихся психопатологических проявлений (симптомов и  синдромов 
 категорий F0-F6):                                                          
 
      M1 - "Психотические синдромы и аффективные расстройства",  включающий 
 66 утверждений, отвечающих критериям диагностических рубрик:               
      F20-F29/F30-F39;                                                      
 
      M2 - "Невротические, соматоформные расстройства и поведенческие  син- 
 дромы", включающий 77 утверждений,  отвечающих  критериям  диагностических 
 рубрик:                                                                    
      F40-F48/F50-F59;                                                      
 
      M3 - "Расстройства личности и поведения у  взрослых",  включающий  23 
 утверждения, отвечающие критериям диагностической рубрики:                 
      F60-F69.                                                              
 
      Помимо диагностических модулей в ПДО "Модуль" входит:                 
      шкала искренности(шкала лжи- 13 утверждений);                         
      анамнестический блок вопросов, включающий в себя 21 утверждение.      
      Каждому утверждению ПДО "Модуль"  присвоено  определенное  количество 
 баллов (от 1 до 5), при этом:                                              
      5 баллов - вопрос полностью соответствует  диагностическому  вектору, 
 т.е. выступает "симптомом-маркером" и требует  обязательного  уточнения  в 
 ходе индивидуального собеседования и углубленного психологического  обсле- 
 дования кандидата, или консультации психиатра;                             
      4 балла - вопрос соответствует диагностическому вектору, характеризу- 
 ет наличие того или иного диагностического критерия, требует  уточнения  в 
 ходе индивидуального собеседования и углубленного психологического  обсле- 
 дования кандидата, или консультации психиатра;                             
      3 балла - вопрос в  большей  степени  соответствует  диагностическому 
 вектору, может характеризовать наличие  того  или  иного  диагностического 
 критерия. В ходе индивидуального собеседования и  углубленного  психологи- 
 ческого обследования кандидата желательно уточнение позиции респондента;   
      2 балла - вопрос отвечает тому или иному  диагностическому  критерию, 
 при учете контекста ответа и требует расшифровки его смысла;               
      1 балл - вопрос отвечает критериям сопутствующей симптоматики, встре- 
 чающейся при данных расстройствах. При прочих равных, может быть игнориро- 
 ван.                                                                       
      При обработке результатов подсчитывается количество совпадающих  оце- 
 нок в ответах обследуемого и "ключе" по каждому модулю. В  соответствии  с 
 весовым коэффициентом (балльная оценка вопроса)  подсчитывается  сумма  по 
 каждому модулю и сумма баллов по  всем  диагностическим  модулям,  включая 
 анамнестический блок.                                                      
      Общая сумма баллов, переведенная в стеновые значения,  позволяет  от- 
 нести респондента к одному из 4-х уровней  (категорий)  нервно-психической 
 устойчивости (НПУ) в диапазоне:                                            
      "высокая нервно-психическая устойчивость -  нервно-психическая  неус- 
 тойчивость:                                                                
      1-я категория - высокий уровень нервно-психической устойчивости, про- 
 гнозируемый риск дезадаптационных нарушений - минимальный;                 
      2-я категория - средний уровень нервно-психической  устойчивости,  не 
 сформирован вектор возможных дезадаптационных нарушений;                   
      3-я категория - удовлетворительный (несколько ниже среднего)  уровень 
 нервно-психической устойчивости, индивидуально-психологические  характеро- 
 логические особенности достигают уровня выраженных акцентуаций, выявляются 
 отдельные психопатологические симптомы, сформирован вектор возможных  дез- 
 адаптационных нарушений - желательна консультация психиатра;               
      4-я категория - неудовлетворительный (низкий)  уровень  нервно-психи- 
 ческой устойчивости (нервно-психическая неустойчивость), выявленная психо- 
 патологическая симптоматика соответствует  определенному  диагностическому 
 модулю, высокий риск дезадаптационных нарушений, для исключения  психичес- 
 кой патологии требуется консультация психиатра.                            
 
      Помимо отнесения обследуемого к той или иной группе  нервно-психичес- 
 кой устойчивости следует обращать внимание на ведущий психодиагностический 
 модуль, определяющий характер возможных дезадаптационных нарушений.        
 
      Описание диагностических модулей.                                     
 
      Модуль M1.                                                            
      При выявлении 4-й группы НПУ (НПН) с  преимущественным  преобладанием 
 показателей по первому модулю дальнейшее  определение  наличия  и  тяжести 
 развития психического расстройства является задачей обязательного дополни- 
 тельного психиатрического обследования. Выявленные симптомы, могут  харак- 
 теризовать ту или иную патологию (определяет врач-психиатр). Вопросы, вхо- 
 дящие в данный модуль отражают психопатологию  восприятия,  представления, 
 мышления и эмоций.                                                         
      У респондентов, отнесенных к 3-й группе НПУ с преобладанием показате- 
 лей по данному модулю,  характерологические  особенности  могут  достигать 
 уровень акцентуации: шизоидной при преобладании ответов группы А, и  неус- 
 тойчивой или циклоидной при преобладании ответов группы В. В  повседневной 
 жизни шизоидная акцентуация характера  проявляется  своеобразием  мышления 
 (индивидуалистичное, своеобразие построения логических связей), восприятия 
 (через индивидуальную систему внутреннего мира), характерологических  черт 
 (замкнутость, специфичность интересов), эмоциональных проявлений  (неадек- 
 ватность, эмоциональная уплощенность), социального  взаимодействия  (труд- 
 ность в установлении социальных контактов, межличностных  отношений).  При 
 воздействии неблагоприятных условий среды могут возникнуть  дезадаптацион- 
 ные нарушения, проявляющиеся неадекватными  эмоциональными  реакциями  (от 
 аффективных вспышек до эмоционального отчуждения,  замкнутости,  ухода  от 
 реальности), навязчивыми мыслями, неадекватными действиями, поступками.    
      Неустойчивая и циклоидная акцентуации характеризуются нестабильностью 
 эмоционального фона (от реакций на незначительные  внешние  воздействия  у 
 неустойчивой до циклически меняющейся у циклоидной). Наиболее  неблагопри- 
 ятными являются фазы сниженного фона настроения, характеризующиеся  сниже- 
 нием работоспособности, потерей интереса ко всему, субъективным ухудшением 
 самочувствия. В этот период очень плохо переносят смену уклада жизни  (на- 
 пример, перевод на другое место службы, смена вида деятельности).  Воздей- 
 ствия социального окружения, особенно унижающие самолюбие, способны навес- 
 ти на мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к су- 
 ицидальному поведению.                                                     
      С лицами, отнесенными к 3-й категории НПУ необходимо проводить  инди- 
 видуальное собеседование  и  углубленное  психологическое  обследование  с 
 участие психиатра  (психоневролога).  Данная  категория  военнослужащих  в 
 дальнейшем должна состоять на динамическом наблюдении и,  по  возможности, 
 не подвергаться интенсивным внешним воздействиям. Одновременно в отношении 
 этих лиц необходимо осуществление психокоррекционных и воспитательных  ме- 
 роприятия.                                                                 
 
      Модуль M2.                                                            
      Симптомы, выявляемые с помощью данного модуля, могут входить в струк- 
 туру различных синдромов, быть обусловлены  различными  причинами.  Группа 
 расстройств, описанная в рубриках F40-48, в отечественной психиатрии соот- 
 ветствует психогенно обусловленным психическим расстройствам (группе забо- 
 леваний, причинно связанных  с  психотравмирующим  фактором).  Обязательна 
 связь имеющихся расстройств с психотравмой. Содержание расстройств вытека- 
 ет из характера травмы. Психогении непсихотического уровня по степени  тя- 
 жести подразделяются на:                                                   
      1. психогенные реакции длительностью от нескольких часов до  несколь- 
 ких дней;                                                                  
      2. неврозы (неврастения, истерический невроз, невроз навязчивых  сос- 
 тояний) длительностью более 30 дней;                                       
      3. психосоматические заболевания.                                     
      Наиболее распространенным расстройствами являются неврозы, психосома- 
 тические и соматоформные расстройства.                                     
      Невроз - психогенно обусловленное (как правило конфликтогенное) нерв- 
 но-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особо зна- 
 чимых жизненных отношений человека,  проявляющееся  преимущественно  коли- 
 чественными, невыраженными пограничными и  сомато-вегетативными  расстрой- 
 ствами, не приводящими  к  выраженной  социальной  дезадаптаций.  Характер 
 предъявляемых жалоб  разнообразен,  затрагивает  различные  функциональные 
 системы и органы, наиболее высокую эффективность показывают  психотерапев- 
 тические методы лечения.                                                   
      Соматоформные расстройства выступают как  сопутствующие  расстройства 
 основной патологии (органического заболевания).                            
      У лиц с преимущественным преобладанием показателей по второму  модулю 
 (4-я группа НПУ)  дезадаптационные  нарушения  выражаются  в  соматической 
 симптоматике и оказывают опосредованное воздействие на поведение  и  соци- 
 альную адаптацию. Наиболее распространенным синдромом в психиатрии, невро- 
 логии, общей врачебной  практике,  является  астенический.  Это  состояние 
 нервно-психической слабости, ведущим проявлением которого является  психи- 
 ческая астения. Классическая  триада  астенического  синдрома:  повышенная 
 психическая и физическая истощаемость (слабость, апатия, физическая затор- 
 моженность) висцеро-вегетативные  расстройства  (головокружения,  мигрень, 
 "мушки" перед глазами), нарушения сна.  Данное  состояние  характеризуется 
 резким снижением работоспособности, повышенной утомляемостью. Наиболее не- 
 благоприятны затяжные невротические состояния, отражающиеся на  соматичес- 
 ком состоянии и социальной успешности, требуют психотерапевтического  вме- 
 шательства.                                                                
      При выявлении 4-й группы НПУ с преимущественным преобладанием показа- 
 телей по второму модулю дальнейшее определение наличия и тяжести  развития 
 психического расстройства является задачей  обязательного  дополнительного 
 психиатрического обследования.                                             
      У лиц из 3-й группы НПУ преобладание значений по второму модулю может 
 характеризовать астено-невротический тип акцентуации  характера,  отличаю- 
 щийся повышенной утомляемостью, раздражительностью и склонностью к необос- 
 нованным переживаниям по поводу личного здоровья. Утомляемость обычно про- 
 является при умственных занятиях и в обстановке соревнования. При  утомле- 
 нии вспышки гнева возникают по ничтожному поводу. Самооценка обычно  отра- 
 жает необоснованные переживания по поводу личного здоровья.                
      Данные дезадаптационные нарушения наиболее неблагоприятны для  самого 
 обследуемого, чем для социального окружения.                               
     С лицами, отнесенными к 3-й категории НПУ необходимо проводить  инди- 
 видуальное собеседование  и  углубленное  психологическое  обследование  с 
 участие психиатра  (психоневролога).  Данная  категория  военнослужащих  в 
 дальнейшем должна состоять на динамическом наблюдении, постоянном контроле 
 со стороны командиров (возможны действия суицидального  характера).  Одно- 
 временно в отношении этих лиц необходимо осуществление  психотерапевтичес- 
 ких и воспитательных мероприятия.                                          
 
      Модуль 3.                                                             
      Симптомы, выявляемые с помощью данного модуля, отражают  расстройства 
 зрелой личности и поведения у  взрослых,  что  соответствуют  психопатиям. 
 Психопатии - это аномальная структура личности с  эмоционально-волевыми  и 
 мыслительными нарушениями, определенными законами динамики  и  аномальными 
 типами реагирования на стрессовые ситуации.  Приравнены  к  нозологической 
 единице, затрагивают не менее трех сфер.                                   
      Характерные признаки:                                                 
      интеллект сохранен;                                                   
      резко снижена критика к себе и своему поведению;                      
      плохо используют жизненный опыт;                                      
      плохо прогнозируют последствия деятельности;                          
      завышенный уровень притязаний;                                        
      сила ответной реакции превышает силу раздражителя.                    
      Диагноз психопатии ставится после 25 лет. До этого  используется  за- 
 ключение "транзиторные расстройства личности", введенное в 90-е года прош- 
 лого века В.В. Нечипоренко. Лица  с  психопатиями  признаются  ограниченно 
 годными и негодными к военной службе в завимости от степени  декомпенсации 
 психического состояния. Для подтверждения данного  расстройства  требуются 
 анамнестические данные, дополнительные методы исследований.  Диагностичес- 
 кие критерии описаны в подрубриках F 60.0-60.8.                            
      Превышение показателей по данному модулю требует сбора  анамнестичес- 
 ких данных, подтверждающих нарушения социального взаимодействия,  соверше- 
 ние асоциальных поступков. В случаях, когда психопатия не выявлена,  имеет 
 место высокая склонность к девиантным формам поведения, совершению  непро- 
 гнозируемых действий. Такие лица требуют дополнительного контроля  поведе- 
 ния (поведение практически не поддается коррекции), могут негативно влиять 
 на климат в коллективе, совершать асоциальные поступки, склонны к  зависи- 
 мым формам поведения (алкоголь, наркотики, азартные игры). Характеризуются 
 такими личностными особенностями как инфантильность, ригидность, злопамят- 
 ность, мстительность, импульсивность, неконформность.                      
      В отношении лиц, отнесенных к 4-й и  3-й  категориям  НПУ  необходимо 
 обязательное проведение индивидуального собеседования и углубленного  пси- 
 хологического обследования с участием психиатра (психоневролога).          
      В ходе обработки данных и интерпретации результатов обследования  не- 
 обходимо помнить, что в условиях военной службы, наиболее неблагоприятны в 
 плане военно-профессиональной адаптации, особенно в экстремальных  услови- 
 ях, являются расстройства, манифестируемые  респондентами  преимущественно 
 по первому и третьему модулю.                                              
 
      Опросник состоит из 200 вопросов.                                     
      Примерное время тестирования 20-30 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Патопсихологический психодиагностический опросник                
           "МОДУЛЬ".                                                        
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                 Структура тестовых показателей:                            
 
     L ╟─░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████─╢>              
 
    АБ ╟─░░░░░──────────────────────────────────────────────╢>              
 
    М1 ╟─░░░░░──────────────────────────────────────────────╢>              
 
    М2 ╟─░░░░░░░░░░─────────────────────────────────────────╢>              
 
    М3 ╟─░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢>              
 
         <──[4]───><──[3]───><─────[2]─────><─────[1]─────>                 
 
 
                      Интегральный показатель:                              
 
    ИП ╟─░░░░░──────────────────────────────────────────────╢>              
 
         <──[4]───><──[3]───><─────[2]─────><─────[1]─────>                 
 
 
                       Tестовые показатели:                                 
 
 1. Шкала лжи                                       - L  =   1 10           
 
 2. Анамнестический блок                            - АБ =  11  1           
 
 3. Психотические синдромы и аффективные                                    
    расстройства настроения                         - М1 =  43  1           
    Шизотипические и бредовые расстройства (F20-29)      =  10   9%         
    Аффективные расстройства настроения (F30-39)         =  31  51%         
 
 4. Невротические и соматоформные расстройства                              
    и поведенческие синдромы                        - М2 =  54  2           
    Тревожно-фобические и другие тревожные                                  
    расстройства (F41)                                   =  35  73%         
    Изолированные фобии (F40.2)                          =   2  11%         
    Соматические и астенические симптомы (F44, F48)      =  16  27%         
 
 5. Расстройства личности и поведения                                       
    у взрослых                                      - М3 =  19  3           
    Параноидные расстройства личности (F60.0)            =   6  33%         
    Диссоциальне расстройства личности (F60.2)           =   7  28%         
    Тревожные расстройства личности (F60.6)              =   2  50%         
 
    Интегральный тестовый показатель                - ИП = 127  1           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенная открытость и откровенность в раскрытии своих проб-         
 лем, отсутствие сознательного намерения приукрасить свой характер.         
 
      Модуль M1.                                                            
      Психотические синдромы и аффективные расстройства настроения:         
 психопатология восприятия, представления, мышления и эмоций.               
      Группа НПУ: 4.                                                        
      Низкий уровень нервно-психической устойчивости (нервно-психи-         
 ческая неустойчивость).                                                    
 
      Модуль M2.                                                            
      Невротические и соматоформные  расстройства  и  поведенческие         
 синдромы: психогенно обусловленные психические расстройства (груп-         
 па зазаболеваний причинно связанных с психотравмирующим фактором).         
      Группа НПУ: 4.                                                        
      Низкий уровень нервно-психической устойчивости (нервно-психи-         
 ческая неустойчивость).                                                    
 
      Модуль M3.                                                            
      Расстройства личности  и  поведения  у  взрослых:  аномальная         
 структура личности с эмоционально-волевыми и мыслительными наруше-         
 ниями, определенными законами динамики и аномальными типами реаги-         
 рования на стрессовые ситуации.                                            
      Группа НПУ: 3.                                                        
      Пониженный уровень нервно-психической устойчивости.                   
 
                  Интегральный тестовый показатель.                         
      4-я категория - неудовлетворительный (низкий) уровень нервно-         
 психической устойчивости (нервно-психическая неустойчивость),  вы-         
 явленная психопатологическая симптоматика соответствует определен-         
 ному диагностическому модулю, высокий риск дезадаптационных  нару-         
 шений.