МЕТОДИКА:                                  
                    Многофакторный опросник лидерства                       
       (Multifactor leadership questionnaire - MLQ Form 5X-Short)           
                     (Bass B.M., Avolio B.J., 1995).                        
 
      Методика предназначена для оценки частоты, с которой лидеры  вовлека- 
 ются в специфические действия в отношении своих подчиненных.               
      Лидер (от англ. lead - вести) - человек, обладающий  высоким  личным  
 статусом, оказывающий сильное влияние на мнение  и  поведение  окружающих  
 его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий ком-  
 плекс функций.                                                             
      Лидерство - это способность влиять на индивидуумов и  группы  людей,  
 чтобы побудить их работать для достижения целей.                           
      Трансформационное лидерство основано на нахождении и продвижении но-  
 вых идей и направлено на удовлетворение возникающих у последователей пот-  
 ребностей самоактуализации и одновременно на расширение интересов  подчи-  
 ненных за пределы самореализации, побуждение к достижению коллективных     
 целей.                                                                     
      Транзакционное лидерство основано на взаимодействии, и для такого ли- 
 дера характерно поощрять усилия, контролировать качество и выполнение пра- 
 вил, давать обещания и предоставлять ресурсы в обмен на поддержку.         
      Не-транзакционное лидерство. Невмешательство является  осуществлением  
 лидерства без каких-либо транзакций. Этот тип лидера  избегает  каких-либо 
 транзакций или соглашений с подчиненными и фактически самоустраняется от   
 лидерства. Такой лидер не осуществляет вмешательства в выполнение, не пре- 
 доставляет обратной связи, не пытается мотивировать подчиненных, понимать  
 или удовлетворять их потребности.                                          
 
      45-пунктовый Многофакторный опросник лидерства  (MLQ  Form  5X-Short) 
 разработан Бассом и Аволио в 1995 году в результате модификации и  усовер- 
 шенствования более ранней 73-пунктовой версии (MLQ Form 5R) (Bass, 1985).  
      Для сбора таких сведений могут привлекаться сами руководители или эк- 
 сперты (подчиненные, равные по статусу руководители или руководители более 
 высокого ранга).                                                           
      Для оценки высказываний используется пятибалльный лайкертовский  фор- 
 мат выбора ответов от 0 = никогда до 4 = часто.                            
      В ходе опроса собираются также сведения о том, к каким  подразделени- 
 ям принадлежат респонденты, о должностях, которые занимают  респонденты  и 
 те, кого они оценивают.                                                    
      Обработка результатов производится для каждой подшкалы отдельно путем 
 усреднения ответов на соответствующие пункты.                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Диаграмма и интерпретация интегральных показателей основаны на число- 
 вых значених, выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.             
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий тестовый показатель;                               
      21% -  40%  пониженный тестовый показатель;                           
      41% -  60%  средний тестовый показатель;                              
      61% -  80%  повышенный тестовый показатель;                           
      81% - 100%  высокий тестовый показатель.                              
 
      Опросник состоит из 45 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Многофакторный опросник лидерства (MLQ Form 5X-Short).           
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
               *                                                            
             4 ┼──────────────────────▄▄──────────────                      
               ┼                      ██                                    
             3 ┼────▄▄───────▄▄─▄▄────██───────▄▄─▄▄──                      
               ┼    ██       ██ ██ ▄▄ ██    ▄▄ ██ ██                        
             2 ┼─▄▄─██─▄▄─▄▄─██─██─██─██────██─██─██──                      
               ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██                        
             1 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██──                      
               ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                        
             0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                      
                 A  B  C  D  E  F  G  H  I  J  K  L                         
                 ────────────── ──────── ── ────────                        
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
   Трансформационное лидерство:                                             
    1. Идейное влияние (поведенческое)       - A =  8  50%  2.00            
    2. Идейное влияние (личностное)          - B = 12  75%  3.00            
    3. Вдохновляющее мотивирование           - C =  9  56%  2.25            
    4. Интеллектуальное стимулирование       - D =  8  50%  2.00            
    5. Индивидуальный подход                 - E = 12  75%  3.00            
 
   Транзакционное лидерство:                                                
    6. Зависимые вознаграждения              - F = 13  81%  3.25            
    7. Управление по отклонениям (активное)  - G = 10  62%  2.50            
    8. Управление по отклонениям (пассивное) - H = 16 100%  4.00            
 
   Не-транзакционное лидерство:                                             
    9. Невмешательство                       - I =  6  38%  1.50            
 
   Последствия лидерства:                                                   
   10. Дополнительные усилия                 - J =  8  67%  2.67            
   11. Удовлетворенность лидером             - K =  6  75%  3.00            
   12. Индивидуальная, групповая и                                          
       организационная эффективность         - L = 13  81%  3.25            
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                    ТРАНСФОРМАЦИОННОЕ ЛИДЕРСТВО.                            
 
      Идейное влияние (поведенческое).                                      
      Средний уровень способности сформировать уважение и доверие к         
 себе, выступать в качестве авторитета при необходимости транслиро-         
 вать свои идеи, вызывать желание подражать лидеру на поведенческом         
 уровне.                                                                    
 
      Идейное влияние (личностное).                                         
      Повышенный уровень способности сформировать уважение и  дове-         
 рие к себе, выступать  в  качестве  авторитета  при  необходимости         
 транслировать свои идеи,  вызывать  желание  подражать  лидеру  на         
 личностном уровне.                                                         
 
      Вдохновляющее мотивирование.                                          
      Средний уровень способности мотивировать и  вдохновлять  кол-         
 лег, внося во все, что те делают, новый смысл, оптимизм, энтузиазм         
 и стремление заглянуть в будущее.                                          
 
      Интеллектуальная стимуляция.                                          
      Средний уровень склонности к поощрению других к творческому и         
 креативному подходу при решении задач, проверке исходных  посылок,         
 положенных в основу решений, переформулированию проблемы, рассмот-         
 рению ее с разных сторон.                                                  
 
      Индивидуальный подход.                                                
      Повышенный уровень склонности развивать потенциал  последова-         
 телей путем создания новых возможностей  для  развития,  обучения,         
 наставничества и уделять внимание потребностям и желаниям последо-         
 вателей. Хорошее знание своих коллег, умение их слушать и  с  ними         
 общаться и тенденция скорее поощрять, нежели контролировать усилия         
 последователей.                                                            
 
                     ТРАНЗАКЦИОННОЕ ЛИДЕРСТВО.                              
 
      Зависимые вознаграждения.                                             
      Высокий уровень склонности к  использованию  позитивных  под-         
 креплений - тенденции вознаграждать  последователя  за  надлежащие         
 действия и наказывать за неодобряемые действия.                            
 
      Управление по отклонениям (активное).                                 
      Повышенный уровень склонности к использованию негативных под-         
 креплений - тенденции отслеживать выполнение,  чтобы  убедиться  в         
 отсутствии ошибок и осуществлению вмешательства лишь в том случае,         
 если такие ошибки возникают.                                               
 
      Управление по отклонениям (пассивное).                                
      Высокий уровень склонности к  использованию  негативных  под-         
 креплений - тенденции отслеживать выполнение,  осуществляя  вмеша-         
 тельство лишь тогда, когда возникают серьезные проблемы.                   
 
                    НЕ-ТРАНЗАКЦИОННОЕ ЛИДЕРСТВО.                            
 
      Невмешательство.                                                      
      Пониженный уровень склонности к осуществлению  лидерства  без         
 каких-либо транзакций, избеганию каких-либо транзакций или  согла-         
 шений с подчиненными и фактическому самоустранению от лидерства.           
 
                       ПОСЛЕДСТВИЯ ЛИДЕРСТВА.                               
 
      Дополнительные усилия.                                                
      Повышенный уровень дополнительных усилий, прикладываемых под-         
 чиненным под влиянием своего лидера.                                       
 
      Удовлетворенность лидером.                                            
      Повышенный уровень удовлетворенности подчиненного методами  и         
 стилем лидера, а также самим лидером в целом.                              
 
      Индивидуальная, групповая и организационная эффективность.            
      Высокий уровень эффективности лидера в четырех следующих  об-         
 ластях: удовлетворении связанных с работой потребностей своих под-         
 чиненных; представлении интересов и потребностей подчиненных перед         
 высшим руководством; вкладе в организационную  эффективность;  эф-         
 фективности группы, возглавляемой данным лидером.