МЕТОДИКА:                                  
                     Исследование социального интеллекта                    
                         (Дж. Гилфорд, М. Салливен).                        
 
      Социальный интеллект является профессионально  важным  качеством  для 
 профессий типа "человек-человек" и позволяет прогнозировать успешность де- 
 ятельности педагогов, психологов, психотерапевтов,  журналистов,  менедже- 
 ров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.                
      Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.     
      Стимульный материал представляет собой набор из 4 тестовых  тетрадей. 
 Из них 3 субтеста составлены на невербальном стимульном материале  и  один 
 субтест - на вербальном. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Вре- 
 мя проведения субтестов ограничено.                                        
      Процедура тестирования.                                               
      В зависимости от целей исследования методика допускает как проведение 
 полной батареи, так и использование отдельных субтестов. Возможны  индиви- 
 дуальный и групповой варианты тестирования.                                
      При использовании полного варианта методики субтесты предъявляются  в 
 порядке их нумерации. Вместе с тем эти рекомендации  авторов  методики  не 
 являются непреложными.                                                     
      Время, отведенное на каждый субтест, ограничено и составляет 6  минут 
 (1 субтест - "Истории с завершением"), 7 минут (2 субтест -  "Группы  экс- 
 прессии"), 5 минут (3 субтест - "Вербальная экспрессия"), 10 минут (4 суб- 
 тест - "Истории с дополнениями"). Общее время  тестирования,  включая  ин- 
 струкцию, составляет 30-35 минут.                                          
      Правила тестирования.                                                 
      1. Раздавать тестовые тетради только в момент проведения данного суб- 
 теста.                                                                     
      2. Убеждаться каждый раз, что обследуемые правильно поняли инструкцию 
 к субтестам.                                                               
      3. Добиваться от обследуемых усвоения описанных в инструкциях  сведе- 
 ний о Барни и Фердинанде - действующих лицах первого и последнего  субтес- 
 тов.                                                                       
      4. Ориентировать испытуемых на выбор ответов, отражающих наиболее ти- 
 пичное поведение персонажей в данной  ситуации,  исключая  оригинальные  и 
 юмористические трактовки.                                                  
      5. Предупреждать обследуемых, что  в  случае  исправлений  необходимо 
 четко вычеркивать в бланке неправильные ответы.                            
      6. В целом не поощряя ответы наугад, следует указать обследуемым, что 
 лучше все же давать ответы, даже если они не совсем уверены в их  правиль- 
 ности.                                                                     
      7. При возникновении вопросов по ходу тестирования необходимо адресо- 
 вать обследуемых к письменной инструкции, не допуская обсуждения вслух.    
      8. Точно измерять время и следить за тем, чтобы обследуемые не  начи- 
 нали работать раньше времени.                                              
      Перед началом тестирования обследуемым выдаются  бланки  ответов,  на 
 которых они фиксируют некоторые сведения о себе. После этого они  получают 
 тестовые тетради с первым субтестом и начинают знакомиться  с  инструкцией 
 по ходу ее зачитывания экспериментатором. В процессе чтения инструкции эк- 
 спериментатор делает паузу после знакомства с примером,  чтобы  убедиться, 
 что обследуемые правильно его поняли. По  окончании  инструкции  отводится 
 время для ответов на вопросы. После  этого  экспериментатор  дает  команду 
 "Переверните страницу. Начали" и включает  секундомер.                     
      За минуту до окончания работы над субтестом обследуемых предупреждают 
 об этом. По истечении времени работы дается команда "Стоп.  Отложите  ваши 
 ручки", обследуемые отдыхают в течение нескольких минут и переходят к  вы- 
 полнению следующего субтеста.                                              
      Обработка результатов.                                                
      Бланки ответов обрабатываются с помощью специальных ключей. Результа- 
 ты подсчитываются по каждому субтесту в отдельности и по всему тесту в це- 
 лом. Результаты по отдельным субтестам отражают  уровень  развития  одной  
 (или нескольких) способностей фактора  познания  поведения.  Результат  по 
 тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий уровень раз- 
 вития социального интеллекта.                                              
      Суммы "сырых баллов" за каждый субтест, подсчитанные с помощью  "клю- 
 чей", записываются в первую строку Итоговой таблицы на Бланке ответов.  За 
 каждый правильный ответ обследуемому начисляется один балл. "Сырые  баллы" 
 переводятся в стандартные с помощью нормативных таблиц и  записываются  во 
 вторую строку Итоговой таблицы. Композитная оценка представляет собой сум- 
 му "сырых баллов" по каждому субтесту. Полученная сумма тоже переводится в 
 стандартное значение.                                                      
 
  Нормативные таблицы для определения стандартных значений (для возрастной  
                         группы 18-55 лет):                                 
 
 Стандзначения          Субтесты          Композитная оценка                
                 1      2      3      4                                     
      1         0-2    0-2    0-2    0-1         0-12                       
      2         3-5    3-5    3-5    2-4        13-26                       
      3         6-9    6-9    6-9    5-8        27-37                       
      4        10-12  10-12  10-11   9-11       38-46                       
      5        13-14  13-15    12   12-14       47-55                       
 
 
                                Интерпретация результатов.                  
 
      Интерпретация отдельных субтестов.                                    
      После завершения процедуры обработки результатов получаются  стандар- 
 тные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень развития  соответствую- 
 щих способностей к познанию поведения. При этом  общий  смысл  стандартных 
 баллов можно определить следующим образом:                                 
      1 балл - низкие способности к познанию поведения;                     
      2 балла - способности к познанию поведения ниже среднего (средне сла- 
 бые);                                                                      
      3 балла - средние способности к познанию поведения (средне выборочная 
 норма);                                                                    
      4 балла - способности к  познанию  поведения  выше  среднего  (средне 
 сильные);                                                                  
      5 баллов - высокие способности к познанию поведения.                  
      При получении стандартной оценки 1 балл по какому-либо субтесту необ- 
 ходимо прежде всего проверить, правильно ли обследуемый понял инструкцию.  
 
      Субтест №1 - "Истории с завершением".                                 
      Лица с высокими оценками по субтесту умеют предвидеть последствия по- 
 ведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки  людей  на  основе 
 анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), пред- 
 сказывать события, основываясь  на  понимании  чувств,  мыслей,  намерений 
 участников коммуникации. Их прогнозы могут оказаться ошибочными, если  они 
 будут иметь дело с людьми, ведущими самым неожиданным, нетипичным образом. 
 Такие люди умеют четко выстраивать стратегию  собственного  поведения  для 
 достижения поставленной цели. Успешное  выполнение  субтеста  предполагает 
 умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и 
 знание нормо-ролевых моделей и правил, регулирующих поведение людей        
      Лица с низкими оценками по субтесту плохо понимают связь между  пове- 
 дением и его последствиями. Такие люди могут часто совершать ошибки (в том 
 числе и противоправные действия), попадать в конфликтные, а возможно, и  в 
 опасные ситуации потому, что неверно представляют  себе  результаты  своих 
 действий или поступков других. Они плохо ориентируются в общепринятых нор- 
 мах и правилах поведения.                                                  
      Успешность выполнения данного субтеста  положительно  коррелируют  со 
 следующими психологическими особенностями:                                 
      - способностью полно и точно описывать личность незнакомого  человека 
 по фотографии;                                                             
      - способностью к расшифровке невербальных сообщений;                  
      - дифференцированностью Я-концепции, насыщенностью Я-образа понимани- 
 ем интеллектуальных, волевых характеристик, а также описанием особенностей 
 духовной организации личности.                                             
 
      Субтест №2 - "Группы экспрессии".                                     
      Лица с высокими оценками по  субтесту  способны  правильно  оценивать 
 состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям,  мими- 
 ке, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое значение  не- 
 вербальному общению,  обращают  много  внимания  на  невербальные  реакции 
 участников коммуникации. Чувствительность к  невербальной  экспрессии  су- 
 щественно усиливает способность понимать других. Способность читать невер- 
 бальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с  вербальны- 
 ми, по мнению А. Пиза, лежит в основе "шестого чувства" - интуиции. В пси- 
 хологии широко известны исследования, доказывающие большое значение невер- 
 бальных средств общения. Так, Р. Бедсвилл обнаружил, что в беседе  словес- 
 ное общение занимает менее 35%, а более 65% информации  передается  невер- 
 бально.                                                                    
      Лица с низкими оценками по субтесту плохо владеют  языком  телодвиже- 
 ний, взглядов и жестов, который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает 
 больше доверия, чем вербальный язык). В общении такие люди в большей  сте- 
 пени ориентируются на вербальное содержание сообщений. И  они  могут  оши- 
 баться в понимании смысла слов собеседника потому, что не  учитывают  (или 
 неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции.             
      Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует:              
      - с точностью, полнотой, нестереотипностью и пластичностью при описа- 
 нии личности незнакомого человека по фотографии;                           
      - с чувствительностью к эмоциональным состояниям других  в  ситуациях 
 делового общения;                                                          
      - с разнообразием экспрессивного репертуара в общении;                
      - с открытостью и проявлением дружелюбия в общении;                   
      - с эмоциональной стабильностью;                                      
      - с сенситивностью к обратной связи  в  общении,  восприимчивостью  к 
 критике, совестливостью;                                                   
      - с высокой самооценкой и степенью принятия себя;                     
      - с насыщенностью Я-образа описанием волевых характеристик  личности, 
 активности, стеничности;                                                   
      - с глубиной рефлексии;                                               
      - с точностью понимания того, каким образом собственное эмоциональное 
 состояние человека воспринимается его партнерами по общению, что  является 
 показателем конгруэнтности коммуникативного поведения, предпосылкой успеш- 
 ной самопрезентации;                                                       
      - с эмпатией, с невербальной чувствительностью.                       
 
      Субтест N 3 - "Вербальная экспрессия".                                
      Лица с высокими оценками по субтесту обладают высокой чувствительнос- 
 тью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что  помогает  им 
 быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую  экс- 
 прессию) в контексте определенной  ситуации,  конкретных  взаимоотношений. 
 Такие люди способны находить соответствующий тон общения с  разными  собе- 
 седниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого  поведения 
 (то есть они проявляют ролевую пластичность).                              
      Лица с низкими оценками по субтесту плохо распознают различные  смыс- 
 лы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимос- 
 ти от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения.  Такие 
 люди часто "говорят невпопад" и ошибаются в интерпретации слов  собеседни- 
 ка.                                                                        
      Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует:              
      - с точностью описания личности незнакомого человека по фотографии;   
      - с насыщенностью Я-образа описанием духовных ценностей;              
      - со шкалой эмпатии.                                                  
 
      Субтест N 4 "Истории с дополнением".                                  
      Лица с высокими оценками по субтесту способны распознавать  структуру 
 межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать сложные  ситуа- 
 ции взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение 
 смысла ситуации при включении в коммуникацию различных  участников.  Путем 
 логических умозаключений они могут  достраивать  неизвестные,  недостающие 
 звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя 
 в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения.  Например,  суб- 
 тест позволяет прогнозировать успешность построения следователем целостной 
 картины преступления на основе неполных данных. Успешное  выполнение  суб- 
 теста предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, потреб- 
 ности участников коммуникации,  предсказывать  последствия  их  поведения. 
 Кроме этого, требуется умение ориентироваться в невербальных реакциях  че- 
 ловека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе.      
      Лица с низкими оценками по субтесту испытывают  трудности  в  анализе 
 ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируют- 
 ся к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным,  деловым,  дру- 
 жеским и другим).                                                          
      Субтест является наиболее комплексным и информативным по общему  фак- 
 торному весу в структуре социального интеллекта.                           
      Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует:              
      - с точностью, полнотой, дифференцированностью и  гибкостью  описания 
 незнакомого человека по фотографии;                                        
      - с дифференцированностью Я-концепции;                                
      - c глубиной рефлексии;                                               
      - с принятием себя;                                                   
      - c чувством собственного достоинства;                                
      - с интересом к социальным проблемам;                                 
      - c общественной активностью;                                         
      - с экзаменационной успешностью.                                      
 
      Интерпретация композитной оценки социального интеллекта.              
      Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального  фактора 
 познания поведения) определяется на основе композитной оценки. Смысл  ком- 
 позитной оценки, выраженной в стандартных баллах, можно определить следую- 
 щим образом:                                                               
      1 балл - низкий социальный интеллект;                                 
      2 балла - социальный интеллект ниже среднего (среднеслабый);          
      3 балла - средний социальный интеллект (средневыборочная норма);      
      4 балла - социальный интеллект выше среднего (среднесильный);         
      5 баллов - высокий социальный интеллект.                              
      Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных спо- 
 собностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. По  мнению 
 авторов методики, способности, отражающиеся на уровне композитной  оценки, 
 "вероятно, перекрывают собой традиционные понятия социальной  чувствитель- 
 ности, эмпатии, восприятия другого и то, что можно назвать социальной  ин- 
 туицией". Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении,  социаль- 
 ный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, "гладкость в от- 
 ношениях с людьми".                                                        
      Лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь  максимум  ин- 
 формации о поведении людей, понимать язык невербального общения,  высказы- 
 вать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их  реакции 
 в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с други- 
 ми, что способствует их успешной социальной адаптации.                     
      Лица с высоким социальным интеллектом, как правило, бывают  успешными 
 коммуникаторами. Им  свойственны  контактность,  открытость,  тактичность, 
 доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической  близости  в 
 общении.                                                                   
      Высокий социальный интеллект связан с интересом к социальным  пробле- 
 мам, наличием потребности воздействовать на других и  часто  сочетается  с 
 развитыми организаторскими способностями. Люди с развитым  социальным  ин- 
 теллектом обычно имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую  спо- 
 собность к рефлексии.                                                      
      Уровень развития социального интеллекта в большей степени  определяет 
 успешность адаптации при поступлении на работу, чем уровень развития обще- 
 го интеллекта. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживают- 
 ся в коллективе, способствуют  поддержанию  оптимального  психологического 
 климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе. 
      Лица с низким социальным интеллектом могут испытывать трудности в по- 
 нимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и 
 снижает возможности социальной адаптации.                                  
      Низкий уровень социального интеллекта может  в  определенной  степени 
 компенсироваться другими психологическими характеристиками (например, раз- 
 витой эмпатией, некоторыми чертами характера, стилем  общения,  коммуника- 
 тивными навыками), а также может быть скорректирован в ходе активного  со- 
 циально-психологического обучения.                                         
 
      Примечания к компьютерной версии.                                     
      1. Предъявление графического стимульного материала на экране монитора 
 отличается от обычного варианта, что может повлиять на результаты тестиро- 
 вания. Рекомендуется подбирать размер окна программы таким образом,  чтобы 
 он примерно соответствовал размеру бумаги стандарта А4. В крайнем  случае, 
 стимульный материал можно вывести на печать и использовать  компьютер  для 
 для обработки и оформления результатов тестирования.                       
      2. При экспертном тестировании следует помнить, что стимульный  мате- 
 риал и "ключи" к данной методике можно достаточно легко найти в Интернете, 
 что не исключает предварительную "подготовку" отдельных испытуемых.        
      3. Данная программа позволяет  проводить  тестирование  по  отдельным 
 субтестам. В этом случае композитная оценка не подсчитывается и не  интер- 
 претируется.                                                               
      4. Существует несколько нормативных таблиц для определения  стандарт- 
 ных значений. В данной программе используется таблица предложенная  Михай- 
 ловой. Служебный файл с норматиными данным можно заменить на другой, одна- 
 ко делать это следует только после консультации с разработчиком программы. 
      5. В зависимости от результатов тестирования в  тексте  интерпретации 
 могут встречаться фразы типа "СПОСОБНОСТЬ ... РАЗВИТА НА  НИЗКОМ  УРОВНЕ". 
 Подобные фразы могут наненсти психологическую травму испытуемыми и в  слу- 
 чае, если Вы намерены передавать текст интерепретации  самим  тестируемым, 
 такие фразы следует предвательно удалять.                                  
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ----                                     
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.                            
 
 Методика: Исследование социального интеллекта.                             
 Ф.И.О.: ___________                                                        
 Дата: 18.07.11      Время: 14:18:10                                        
 Доп.данные: _______                                                        
 
                         Тестовые показатели:                               
 
                        1. Субтест 1  - 11  4                               
                        2. Субтест 2  -  9  3                               
                        3. Субтест 3  - 10  4                               
                        4. Субтест 4  -  6  3                               
                        ---------------------                               
                     Композитная оценка КО - 36  3                          
 
                       Протокол тестирования:                               
 
            1  2  3  4  5  6  7  8  9 10 11 12 13 14 15                     
        С1  2  2  2  3  1  3  3  3  3  3  3  2  2  1                        
        С2  1  3  3  4  2  2  1  3  1  4  1  1  4  4  4                     
        С3  3  3  3  1  1  2  2  1  1  3  1  2                              
        С4  4  3  3  2  1  4  4  2  4  -  -  -  -  -                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
             СПОСОБНОСТЬ ПОНИМАТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОВЕДЕНИЯ                     
                    РАЗВИТА НА УРОВНЕ ВЫШЕ НОРМЫ.                           
      Обследуемый хорошо понимает связь между поступками людей и их         
 последствиями, умеет предвосхищать межличностные  события,  доста-         
 точно хорошо ориентируется в общепринятых нормах и правилах  пове-         
 дения.                                                                     
 
          СПОСОБНОСТЬ ПОНИМАТЬ НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ПОВЕДЕНИЯ                  
              СООТВЕТСТВУЕТ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОЙ НОРМЕ.                     
      Способность понимать состояния, чувства, намерения  людей  по         
 невербальным проявлениям (позам, мимике, жестам),  умение  улавли-         
 вать смысл невербальных реакций при интерпретации ситуаций   обще-         
 ния соответствуют норме.                                                   
 
     СПОСОБНОСТЬ ПОНИМАТЬ СМЫСЛ СЛОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА             
     ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РАЗВИТА НА УРОВНЕ ВЫШЕ НОРМЫ.             
      Обследуемый хорошо понимает характер и  оттенки  человеческих         
 взаимотношений, поэтому успешно интерпретирует слова собеседника в         
 зависимости от контекста ситуации общения.  Можно  прогнозировать,         
 что обследуемый умеет найти соответствующий тон общения с  разными         
 собеседниками в различных ситуациях, имеет большой репертуар роле-         
 вого поведения.                                                            
 
       СПОСОБНОСТЬ ПОНИМАТЬ ЛОГИКУ РАЗВИТИЯ СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЙ                
     ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  СООТВЕТСТВУЕТ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОЙ НОРМЕ.              
      Способность понимать динамику межличностных отношений - путем         
 логических рассуждений уяснять мотивы поведения людей, выстраивать         
 недостающие звенья в развитии событий,  предсказывать  последствия         
 поведения участников взаимодействия соответствует норме.                   
 
             КОМПОЗИТНАЯ ОЦЕНКА ТЕСТОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ:                       
      УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СООТВЕТСТВУЕТ                 
                   СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОЙ НОРМЕ.                              
      В целом способность понимать и прогнозировать поведение людей         
 соответствует норме. Можно предположить, что обследуемый достаточ-         
 но эффективен в межличностных отношениях и нормально адаптирован в         
 социуме.