МЕТОДИКА:                                  
                 Исследование ролевых паттернов отношения                   
                     к Другому взрослого человека                           
                                  (МИРП)                                    
                          (Ю.В. Александрова).                              
 
      Методика предназначена для диагностики трех основных ролевых  паттер- 
 нов, осваиваемых человеком в период взрослости: супружеского, родительско- 
 го и профессионального. Она позволяет выявить степень  освоения  человеком 
 данного ролевого паттерна, а также проанализировать причины  трудностей  в 
 его освоении.                                                              
      Методика может применяться при анализе причин неадекватного отношения 
 взрослого к окружающим его людям (в семье и на работе) и трудностей,  воз- 
 никающих у взрослых людей в общении с другими.                             
      Тестовым материалом методики является 91 утверждение, где представле- 
 ны различные варианты человеческих отношений в распространенных семейных и  
 производственных ситуациях.                                                
 
      Опросник состоит из трех частей.                                      
 
      1. Родительские паттерны отношений.                                   
      Эта часть включает 37 утверждений по следующим аспектам  родительских  
 паттернов отношений:                                                       
      эмоциональное отношение к ребенку (принятие - отвержение);            
      форма отношения (сотрудничество, симбиоз, отстраненность);            
      отношение к родительским обязанностям и уровень знаний о нормах       
 воспитания ребенка.                                                        
 
      2. Супружеские паттерны отношений.                                    
      Эта часть включает в себя 31 утверждение по следующим аспектам супру- 
 жеских паттернов отношений:                                                
      эмоциональное отношение к браку и партнеру по  браку  (принятие - от- 
 вержение);                                                                 
      форма отношения (сотрудничество, симбиоз, отстраненность);            
      отношение к супружеским обязанностям.                                 
 
      3. Профессиональные паттерны отношений.                               
      Эта часть включает в себя 28 утверждений о таких аспектах  профессио- 
 нального отношения, как коммуникативный и деловой тип отношения к  Другому 
 (с целью личного успеха - успеха дела), а также модель отношения  выдающе- 
 гося в своей области профессионала к другому человеку.                     
 
      Методика может быть использована как для  индивидуального  обследова- 
 ния, так и в группе.                                                       
      Процедура тестирования занимает в среднем 15-20 мин.                  
      Время ответа для испытуемого не ограничивается.                       
 
      Обработка результатов.                                                
      В результате анализа всех возможных вариантов ответов  испытуемых  на 
 каждую из частей опросника с помощью экспертной оценки было  выделено  два 
 критерия:                                                                  
      1) освоенность "нормального" ролевого паттерна;                       
      2) освоение ролевого паттерна по невротическому типу.                 
 
      На основе данных критериев было сгруппировано 6 шкал.                 
      1. Отношение к Другому профессионала (Оп).                            
      2. Невротические паттерны профессионального отношения к Другому (Пп). 
      3. Отношение к ребенку опытного родителя (Ор).                        
      4. Невротические паттерны родительского отношения (Пр).               
      5. Отношение к партнеру по браку "хорошего семьянина" (Ос).           
      6. Невротические паттерны супружеского отношения (Пс).                
 
      Количество вопросов, вошедших в соответствующие шкалы, оказалось  су- 
 щественно разным - от 6 до 22.                                             
 
      Краткое описание шкал.                                                
 
      1. Отношение к Другому профессионала (Оп).                            
      Высокий показатель по этой шкале соответствует  отношению  к  Другому 
 профессионала. Такие люди обычно сами подбирают свое  окружение,  придавая 
 этому большое значение, так как считают, что близкие люди во многом влияют 
 на их жизнь. Они и требовательны к другим, и считают своим долгом им помо- 
 гать. От других людей они прежде всего ждут, чтобы те  постоянно  развива- 
 лись, духовно обогащались. Испытуемые такого типа устанавливают с  людьми, 
 являющимися их сотрудниками и добросовестно выполняющими свои обязанности, 
 доброжелательные личные отношения, за которые не отступают на второй  план 
 интересы дела. Им свойственны жесткость по отношению к противникам  и  ак- 
 тивное преодоление их сопротивления.                                       
 
      2. Невротические паттерны профессионального отношения к Другому (Пп). 
      Наличие высоких баллов по этой шкале говорит о существовании у  испы- 
 туемого невротических паттернов профессионального отношения к Другому. Это 
 могут быть чрезмерный конформизм или, наоборот, жесткость по  отношению  к 
 другим, а также неадекватная зависимость от других или попытки полной изо- 
 ляции.                                                                     
 
      3. Отношение к ребенку опытного родителя (Ор).                        
      Высокий показатель по этой шкале соответствует  отношению  к  ребенку 
 опытного родителя. Такому родителю нравится ребенок таким, какой он  есть. 
 Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Он стремится 
 проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и  планы. 
 Родитель старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему,  поощряет  его 
 инициативу и самостоятельность. Воспитание  ребенка  доставляет  родителям 
 большую радость. Дом и счастье ребенка являются для них важными  ценностя- 
 ми. Уровень знания о нормах развития ребенка высокий.                      
 
      4. Невротические паттерны родительского отношения (Пр).               
      Наличие высоких баллов по этой шкале говорит о существовании у  испы- 
 туемого невротических паттернов родительского отношения.  Это  проявляется 
 или в том, что родитель воспринимает ребенка плохим  и  неприспособленным. 
 По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду и обиду.  Он 
 не доверяет ребенку и не уважает его. Это может проявляться и в  том,  что 
 родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все  
 потребности ребенка. Или, наоборот, он требует от ребенка  безоговорочного 
 послушания, старается во всем навязать свою точку зрения. Или в  том,  что 
 родитель старается как можно меньше вникать в дела ребенка, оправдывая это 
 "приучением ребенка к самостоятельной жизни".                              
 
      5. Отношение к партнеру по браку "хорошего семьянина" (Ос).           
      Высокий показатель по этой шкале соответствует отношению  к  партнеру 
 по браку "хорошего семьянина". Такому человеку общество супруга доставляет 
 удовольствие. Человек гордится, что такой человек, как его супруг, рядом с 
 ним. Жизнь без семьи для  него  непривлекательна.  Он,  принимая  решение, 
 всегда советуется с супругом(ой), может признать его (ее) правоту во  вре- 
 мя ссоры.                                                                  
 
      6. Невротические паттерны супружеского отношения (Пс).                
      Наличие баллов по этой шкале говорит о  существовании  у  испытуемого 
 невротических паттернов супружеского отношения. Это проявляется или в том, 
 что семья испытуемым рассматривается как конец "хорошей" жизни, так как  в 
 ней притупляются творческие возможности человека, теряется взаимопонимание 
 и любовь, в конце концов нет ни одного светлого момента. Или в том, что он 
 ощущает, что жизнь в семье не зависит от его воли.  Его  чрезвычайно  рас- 
 страивает, когда он не может выполнить просьбу своего партнера.  Или,  на- 
 оборот, в том, что он считает, что его супруг(а) часто делает  глупости  и 
 нуждается в постоянном присмотре, как ребенок.                             
 
      Шкальные значения подсчитываются по 6 шкалам с помощью "ключей".      
      Интерпретация проводится путем анализа профиля 6 показателей, которые 
 совместно дают целостную картину ролевых паттернов отношения к Другому ис- 
 пытуемого.                                                                 
 
      Основные психометрические характеристики опросника МИРП.              
      Как показали проведенные исследования [Александрова Ю.В., 1998],  все  
 шкалы опросника имеют распределения, близкие к нормальному.                
      Средние, стандартные отклонения и интеркорреляции шкал, полученные на 
 выборке из 100 испытуемых (35 мужчин и 65 женщин), средний возраст которых 
 29,6 лет.                                                                  
 
        Первичные статистические характеристики опросника МИРП:             
  Показатели                           Оп    Пп    Ор    Пр    Ос    Пс     
  Средние (25-29 лет)                  5,4   4,4   8,2   4,5   6,5   3,4    
  Стандартные отклонения (25-29 лет)   2,1   2,1   2,8   1,9   2,3   1,6    
  Средние (30-35 лет)                  8,0   4,9  10,3   4,3   8,8   3,4    
  Стандартные отклонения (30-35 лет)   2,1   2,1   2,5   2,0   2,2   2,4    
 
      Все показатели основных шкал (Oп, Ор, Ос) достаточно выраженно  отри- 
 цательно коррелируют с соответствующими показателями  дополнительных  шкал 
 (Пп, Пр, Пс). То есть это действительно взаимно противоположные  показате- 
 ли. Также имеется корреляция средней степени значимости (0,28) между пока- 
 зателями шкалы паттернов супружеских отношений (Ос)  и  показателями  шкал 
 паттернов родительских (Ор) и профессиональных (Оп) отношений. Это показы- 
 вает наличие в супружеских отношениях ряда общих моментов и с родительски- 
 ми, и с профессиональными отношениями, подтверждая значимость в  становле- 
 нии взрослого человека именно института брака, в котором максимально  про- 
 является способность человека к построению своих отношений с другими людь- 
 ми.                                                                        
 
      Опросник состоит из 91 вопроса.                                       
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма и интерпретация  результатов  тестирова- 
 ния основана на абсолютных числовых значениях выраженных в процентах.      
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
      Рекомендуется уточнить степень выраженности тестовых показателей ори- 
 ентируясь первичные статистические характеристики опросника МИРП  получен- 
 ные автором методики.                                                      
      Текстовая интерпретация шкал методики предусмотрена только для  высо- 
 ких показателей результатов тестирования.                                  
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ----                                     
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Исследование ролевых паттернов отношения                         
           к Другому взрослого человека (МИРП).                             
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                       % *                                                  
                     100 ┼───────────────────                               
                      90 ┼                                                  
                      80 ┼───────██──────────                               
                      70 ┼       ██                                         
                      60 ┼─██────██──────────                               
                      50 ┼ ██    ██                                         
                      40 ┼─██────██────██────                               
                      30 ┼ ██ ██ ██    ██                                   
                      20 ┼─██─██─██────██────                               
                      10 ┼ ██ ██ ██ __ ██ ██                                
                       0 ┼─+──+──+──+──+──+──*                              
                           Оп Пп Ор Пр Ос Пс                                
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
 1. Отношение к Другому профессионала              - Оп = 14  64%           
 2. Невротические паттерны профессионального                                
    отношения к Другому                            - Пп =  2  33%           
 3. Отношение к ребенку опытного родителя          - Ор = 18  82%           
 4. Невротические паттерны родительского отношения - Пр =  1   7%           
 5. Отношение к партнеру по браку "хорошего                                 
    семьянина"                                     - Ос =  9  41%           
 6. Невротические паттерны супружеского отношения  - Пс =  1  11%           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Отношение к Другому профессионала.                                 
      Абсолютный тестовый показатель: повышенный.                           
      Такие люди обычно сами  подбирают  свое  окружение,  придавая         
 этому большое значение, так как считают, что близкие люди во  мно-         
 гом влияют на их жизнь. Они и требовательны к  другим,  и  считают         
 своим долгом им помогать. От других людей они прежде  всего  ждут,         
 чтобы те постоянно развивались, духовно обогащались. Они  устанав-         
 ливают с людьми, являющимися их сотрудниками и  добросовестно  вы-         
 полняющими свои обязанности, доброжелательные личные отношения, за         
 которые не отступают на второй план интересы дела. Им  свойственны         
 жесткость по отношению к противникам и активное преодоление их со-         
 противления.                                                               
 
      2. Невротические паттерны профессионального отношения к  Дру-         
 гому.                                                                      
      Абсолютный тестовый показатель: пониженный.                           
 
      3. Отношение к ребенку опытного родителя.                             
      Абсолютный тестовый показатель: высокий.                              
      Такому родителю нравится ребенок таким, какой он есть.  Роди-         
 тель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Он стре-         
 мится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его  ин-         
 тересы и планы. Родитель старается во всем помочь ребенку,  сочув-         
 ствует ему, поощряет его инициативу и самостоятельность.  Воспита-         
 ние ребенка доставляет родителям большую радость.  Дом  и  счастье         
 ребенка являются для них важными ценностями. Уровень знания о нор-         
 мах развития ребенка высокий.                                              
 
      4. Невротические паттерны родительского отношения.                    
      Абсолютный тестовый показатель: низкий.                               
 
      5. Отношение к партнеру по браку "хорошего семьянина".                
      Абсолютный тестовый показатель: средний.                              
 
      6. Невротические паттерны супружеского отношения.                     
      Абсолютный тестовый показатель: низкий.