МЕТОДИКА:                                  
                     Интервью для диагностики насилия                       
                     (М.В. Фадеева, Е.В. Шапошникова).                      
 
      Данная методика разработана  сотрудниками  Нижегородского  ресурсного 
 центра "Детство без насилия и жестокости М.В. Фадеевой,  Е.В. Шапошниковой 
 под руководством профессора Е.Н. Волковой, и применяется  для  диагностики 
 распространенности случаев насилия и жестокого обращения среди подростков. 
 
      Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляется два основ- 
 ных понятия: собственно насилие над детьми  (англ.  abuse - насилие,  зло- 
 употребление) и "жестокое обращение с детьми"  (англ.  maltreatment - пло- 
 хой, недостаточный уход). Эти термины применяются в Х Международной  клас- 
 сификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечеб- 
 ных учреждений в России.                                                   
 
      В 1999 году Всемирная организация здравоохранения предложила  следую- 
 щее определение насилия по отношению к детям:                              
      Насилие - это все формы физического  и/или  эмоционального  жестокого 
 обращения, сексуальное насилие, пренебрежение или пренебрежительное  отно- 
 шение, коммерческая или иная эксплуатация, которая ведет к  реальному  или 
 потенциальному урону здоровью ребенка, его жизни, развитию или достоинству 
 в контексте отношений ответственности, доверия или силы.                   
 
      По отношению к насилию над детьми различают четыре основных вида  на- 
 силия - физическое насилие, сексуальное насилие,  психологическое  (психо- 
 эмоциональное) насилие и пренебрежение основными нуждами детей.  Эти  виды 
 насилия включают широкий диапазон различных действий.                      
 
      Физическое насилие - это нанесение физических повреждений ребенку или 
 риск таких повреждений. Физическое насилие включает в себя такие действия, 
 как удары кулаком, избиение, удары ногой, "трясение", кусание, поджигание, 
 удушение, погружение в горячую воду, и  любые  иные  действия,  вызывающие 
 внешние (синяки, переломы костей, шрамы,  ожоги,  кровоизлияния  сетчатки) 
 или внутренние повреждения.                                                
 
      Психологическое насилие - это постоянно повторяющиеся  унижения,  ос- 
 корбления, издевательства или терроризирования (угрозы, подвергание  опас- 
 ностям) ребенка. Часто психологическое насилие обозначают как  эмоциональ- 
 ное насилие (по направленности на эмоциональную сферу психического) и вер- 
 бальное насилие (по способу нанесения травмы).                             
      Эмоциональное и вербальное насилие характеризуется  присвоением  кли- 
 чек, оскорблениями, угрозой физической расправы или ущерба, криком и  про- 
 явлением гнева, отказом во взаимоотношениях  (эмоциональная  и  вербальная 
 изоляция), давлением или принуждением выполнять то, что человек  выполнять 
 не хочет.                                                                  
 
      Сексуальное насилие - это сексуальное поведение взрослого,  вовлекаю- 
 щее в сексуальные действия ребенка, или сексуальная эксплуатация  ребенка. 
 Сексуальное насильственное поведение включает в себя не только изнасилова- 
 ние, но и другие действия. Его диапазон  широк  и  включает  нежелательные 
 сексуальные комментарии и взгляды; словесные оскорбления и скабрезные  за- 
 мечания; эксгибиционизм (демонстрация половых органов); нежелательные при- 
 косновения и ощупывания частей тела; вуайеризм (систематическое  подгляды- 
 вание); обман (особенно в отношении детей  и  подростков)  и  запугивание, 
 шантаж и принуждение к близости через физический  вред  или  угрозу  вреда 
 семье и друзьям; настойчивое давление и принуждение к проституции; сообще- 
 ние информации, несоответствующей возрасту и инцест; демонстрация порно  и 
 развратные действия, а также непристойные телефонные звонки.               
      Крайней степенью сексуального насилия является изнасилование.         
      Сексуальное насилие в отношении  детей  включает  большее  количество 
 действий и дополняется такими из них, как принуждение или поощрение ребен- 
 ка совершать сексуально окрашенные прикосновения к телу взрослого или  ре- 
 бенка, принуждение ребенка к обнажению, вовлечение в оргии и ритуалы,  со- 
 провождаемые сексуальными действиями. Отметим, что не все сексуальные  на- 
 сильственные действия включают раздевание и  прикосновения.  Принципиально 
 важным при определении сексуального насилия является  тот  факт,  что  при 
 сексуальном насилии вовлечение ребенка в  ситуацию  производится  взрослым 
 человеком или кем-то значительно старшим по возрасту или положению,  нахо- 
 дящимся в позиции власти или доверия. Ребенок не способен  осознанно  дать 
 согласие на какие-либо сексуальные отношения со взрослым и часто  не  вос- 
 принимает ситуацию сексуального насилия как насильственную. Более того,  и 
 многие взрослые люди, считают, что если нет физического ущерба ребенку,  и 
 если ребенок сам согласился на сексуальные действия со взрослыми, то такие 
 случаи не относятся к сексуальному насилию.                                
 
      Пренебрежение нуждами детей - это неисполнение  родителем  или  лицом 
 его заменяющим обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных пот- 
 ребностей ребенка, наносящее значительный вред нормальному развитию ребен- 
 ку или серьезный риск такого вреда.                                        
      Различают пренебрежение физическими потребностями (потребность в  пи- 
 ще, одежде, приюте, недостаток присмотра или защиты от опасности), пренеб- 
 режение медицинскими нуждами, пренебрежение потребности  в  образовании  и 
 психологическое пренебрежение. Психологическое пренебрежение - это  посто- 
 янное невыполнение родителем или лицом его заменяющим потребности  ребенка 
 в поддержке, внимании и любви. Насилие - это также пренебрежение родителя- 
 ми своими обязанностями, невнимание, эмоциональная холодность, грубость по 
 отношению к детям, унижение человеческого достоинства  и  любое  нарушение 
 внутренней границы личностных переживаний.                                 
 
      Методика существует в двух вариантах: для подростков 11-12 лет и  для 
 подростков 13-14 лет.                                                      
      Методика интервью проводится индивидуально.                           
 
      Интерпретация результатов проходит путем подсчета ответов на  вопросы 
 к ситуациям с I по XII.                                                    
      Если ребенок дает большинство ответов под номером 1 (на XII  вопрос - 
 "да"), то, скорее всего, он периодически переживает ситуацию насилию.      
      Если большинство ответов под номером 2 (на XII вопрос - "трудно  ска- 
 зать"), то в жизни ребенка, возможно, был эпизод насилия.                  
      Если же большинство ответов под номером 3 (на XII вопрос - "нет"), то 
 ребенок, скорее всего, ситуацию насилия не переживал.                      
 
 
      Опросник состоит из 12 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Интервью для диагностики насилия.                                
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
     1 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██───────────────────╢>              
 
     2 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────╢>              
 
     3 ╟─▒▒▒▒───────────────────────────────────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
      1. Сумма ответов №1 (полное согласие)    - "1" = 28  64%              
      2. Сумма ответов №2 (частичное согласие) - "2" = 12  27%              
      3. Сумма ответов №3 (отрицание)          - "3" =  4   9%              
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенная вероятность того, что ребенок периодически пережи-         
 вает ситуацию насилию.