МЕТОДИКА:                                  
                   Шкала внимательности и осознанности                      
                               (Р.А. Баер)                                  
               (Mindful Attention Awareness Scale - MAAS)                   
                       (Baer R.A. et al., 2005)                            
         (Предварительная русскоязычная адаптация: А.М. Голубев).           
	                                                                           
      Методика предназначена для субъективной оценки уровня  внимательности 
 и осознанности в повседневной жизни.                                       
      Осознанность (Mindfulness) - это сложносоставная характеристика орга- 
 низации психической деятельности, базирующаяся на контроле внимания и  ог- 
 раничении мыслительного и эмоционального автоматизма, и  характеризующаяся 
 увеличением осведомленности о текущих психических и  физиологических  про- 
 цессах.                                                                    
      С английского языка термин Я "mindfulness" можно  дословно  перевести 
 как "полная осознанность". В свою очередь, в английском языке  оно  появи- 
 лось в качестве перевода древнеиндийского понятия  Sati  (Silananda  1990; 
 Андросов 2008) которое исходит из ранних базовых  Буддистских  текстов,  и 
 которое на русский язык традиционно переводится как "памятование". В  поле 
 зрения западного научного сообщества осознанность попала благодаря феноме- 
 ну терапевтического эффекта, оказываемого медитацией осознанности (памято- 
 вания) на людей, находящихся в состоянии тяжелого физического и  психичес- 
 кого неблагополучия.                                                       
 
      Понятие "Mindfulness" уходит корнями в буддизм и связано  со  способ- 
 ностью достигать определенного качества внимания и сознания,  которое  по- 
 зволяет чувствовать каждый момент настоящего. В буддистских традициях "Mi- 
 ndfulness" рассматривается как путь, прекращающий страдания личности.      
      Метод снижения стресса, основанный на "Mindfulness"  (MBSR / Mindful- 
 ness-Based Stress Reduction), является ярким примером адаптации  восточных 
 медитативных техник к нуждам психологии.                                   
 
      S.R. Bishop и др. предлагают  двухкомпонентную  модель  "mindfulness" 
 [Bishop et al., 2004].                                                     
      Первый компонент представляет собой саморегулирование  внимания,  при 
 котором внимание поддерживается на непосредственном впечатлении, обеспечи- 
 вая непрерывность отслеживания мыслей, чувств, ощущений. Фокус внимания не 
 вовлекается в раздумья, ассоциативные мысленные потоки, связанные с преды- 
 дущим опытом, поиском причин или результатов.  "Mindfulness"  поддерживает 
 состояние бдительности в течение длительного периода времени и имеет непо- 
 средственное отношение к гибкости внимания, способности  перемещать  фокус 
 от одного объекта к другому.                                               
      Полнота сознания не является навыком подавления  мыслей  или  чувств. 
 "Mindfulness" соответствует такому качеству осознания и внимания, при  ко- 
 тором мысли, чувства, ощущения отслеживаются в уме без  сверхидентификации 
 с ними, без привычного паттерна реагирования, без фильтрации  через  убеж- 
 дения, ожидания и желания. Другими словами, полнота сознания  имеет  отно- 
 шение к сдерживанию вторичных процессов переработки информации  и  поддер- 
 жанию непосредственного впечатления (объекты воспринимаются, как в  первый 
 раз). А поскольку внимание имеет ограниченный объем, освобождаясь  от  де- 
 тальных размышлений, оно получает больше ресурсов для  обработки  информа- 
 ции, связанной с текущими впечатлениями. Таким   образом,  "Mindfulness" - 
 это саморегулирование внимания, состоящее из двух взаимосвязанных  процес- 
 сов - мониторинга (непрерывное внимание, переключаемость внимания) и  кон- 
 троля (торможение процессов переработки).                                  
      Второй компонент "Mindfulness" - это ориентация на текущие  впечатле- 
 ния, поддержание любопытствующей позиции, открытость к новому опыту.       
      Что касается негативных мыслей и чувств, исследователи обращают  вни- 
 мание на то, что позиция принятия изменяет  субъективное  значение  ситуа- 
 ции, и, таким образом, дистресс переживается как менее неприятный или  уг- 
 рожающий.                                                                  
      Недостаточность полноты сознания проявляется в виде  постоянных  раз- 
 мышлений, погруженности в прошлое, фантазировании, беспокойстве о будущем, 
 автоматических действиях, в попытке делать сразу множество дел одновремен- 
 но или поглощенности проблемами. В таких состояниях люди  чаще  испытывают 
 неудовлетворенность жизнью, разочаровываются, сожалеют.                    
      Узость сознания (как противоположность "Mindfulness") характерна  при 
 обсессивных расстройствах, депрессиях, при суицидальных тенденциях  ("тун- 
 нельное видение") и т.д.                                                   
 
      Идея избавления от страдания путем развития Осознанности дала  начало 
 практике использования медитации для облегчения жизни людей с хроническими 
 болями, которые не поддаются медикаментозному лечению  (Kabat-Zinn  1982). 
 Со временем методика лечения медитацией стала также использоваться для по- 
 мощи людям с депрессиями, тревожными расстройствами, нарушениями  пищевого 
 поведения, посттравматическими стрессовыми расстройствами.                 
      Одновременно с попытками операционализации понятия "осознанность"  на 
 основе выдвинутых теорий начали появляться различные методики оценки  рас- 
 сматриваемой характеристики, а сама она пере стала восприниматься как  ис- 
 ключительная особенность восточных гуру,  возвышающая  их  над  остальными 
 людьми, и стала трактоваться как  врожденная  характеристика,  развитая  у 
 разных людей в большей или меньшей степени  и  поддающаяся  тренировке.  К 
 настоящему моменту западное научное сообщество подходит к новому пересмот- 
 ру понятия Осознанности, в то время как на русском языке  и  тем  более  в 
 отечественной науке работы на эту тему к  настоящему  моменту  практически 
 отсутствуют.                                                               
 
      Методика часто используются в различных исследованиях практики внима- 
 тельности для субъективной оценки участниками своего уровня внимательности 
 до и после курса медитации. Обычно тест дается участникам исследования  до 
 начала программы, а затем проводится повторно через две недели-месяц  пос- 
 ле окончания программы - для того, чтобы выявить долгосрочные изменения  в 
 образе жизни.                                                              
 
      При создании опросника пункты отбирались таким образом, чтобы они от- 
 ражали переживание полноты или узости сознания в обычных  и  специфических 
 ежедневных ситуациях. Поскольку полнота сознания не характерна для  запад- 
 ных культур, разработчики стремились отбирать только  те  пункты,  которые 
 были бы понятны обычному человеку (исключалась специальная терминология, а 
 также пункты, предполагающие очень высокие уровни). Исследователи  так  же 
 исключали утверждения, которые содержали установочные  компоненты  (напри- 
 мер, терпение, доверие, принятие) и такие состояния, как спокойствие, эмо- 
 циональное или физическое благополучие. В итоге в опросник вошли  обратные 
 утверждения, т.е. отражающие менее выраженную полноту сознания,  поскольку 
 состояния узости внимания являются намного  более  распространенными,  чем 
 состояния полноты сознания и, таким образом, более понятны большинству лю- 
 дей. В окончательном варианте опросника все пункты имели достаточную  дис- 
 криминативность.  Эксплораторный  факторный  анализ  (метод  максимального 
 правдоподобия) показал мощное однофакторное решение, где пункты имели  до- 
 пустимые факторные нагрузки. Были получены достаточно  высокие  показатели 
 внутренней согласованности и ретестовой надежности. Разработчики повторили 
 исследование психометрических свойств опросника  на  нескольких  выборках, 
 тем самым показав их стабильность. Было проведено также  изучение  конвер- 
 гентной, дискриминантной и критериальной валидностей. Как было  установле- 
 но, полнота сознания имеет некоторое отношение к другим  конструктам,  на- 
 пример, эмоциональному интеллекту, как отражающему перцептивную ясность  о 
 своих эмоциональных состояниях. Полнота сознания также связана с аспектами 
 личностного измерения открытости к новому опыту, которое включает  воспри- 
 имчивость и интерес к новым переживаниям.                                  
 
     Для перевода пунктов опросника на русский язык  были  приглашены  три 
 специалиста по английскому языку.                                          
      Использовался метод прямого и обратного перевода. В дальнейшем  неко- 
 торые пункты корректировались для более точной передачи смыслового  содер- 
 жания утверждения. В задание 12 были включены некоторые дополнения, учиты- 
 вающие российскую социально-экономическую специфику.                       
 
      Предварительная адаптация MAAS.                                       
      В исследованиях А.М. Голубева были получены умеренные значения  альфа 
 Кронбаха (0,76) и коэффициента Спирмена - Брауна  (0,74),  что  свидетель- 
 ствует об удовлетворительной внутренней согласованности пунктов опросника. 
 Структуры корреляций оригинальной и русскоязычной версии шкалы  достаточно 
 похожи, что может косвенно указывать на сохранение основного смысла  пере- 
 веденных на русский язык вопросов. Были получены значимые связи с психоло- 
 гическим благополучием, продуктивностью и переключаемостью  внимания,  об- 
 ратные корреляции с вербально-перцептивной интерференцией.                 
 
      Опросник содержит 15 пунктов, которые оцениваются  по  шкале  от  1 - 
 "почти всегда", до 6 - "почти никогда".                                    
      Оценивается лишь один параметр - осознанность в повседневной жизни.   
      Используется для самостоятельной оценки испытуемыми и поэтому подвер- 
 жен всем недостатком инструментов самооценки.                              
 
      Оценка результатов:                                                   
      Для оценки необходимо суммировать ответы по каждому пункту. Чем  выше 
 сумма тем более осознанными в повседневной жизни являетеся испытуемый.     
 
      Опросник состоит из 15 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Шкала внимательности и осознанности (MAAS).                      
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████████─────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
                Тестовый показатель - "ВО" = 83  91%                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий уровень субъективной оценки уровня  внимательности  и         
 осознанности в повседневной жизни.                                         
      Выраженный контроль внимания и  ограничения  мыслительного  и         
 эмоционального автоматизма,  который  характеризуется  увеличением         
 осведомленности о текущих психических и физиологических процессах.         
      Способность достигать определенного качества внимания и  соз-         
 нания, которое позволяет чувствовать каждый момент настоящего.             
      Первый компонент представляет собой саморегулирование  внима-         
 ния, при котором внимание поддерживается на непосредственном  впе-         
 чатлении, обеспечивая непрерывность отслеживания  мыслей,  чувств,         
 ощущений. Фокус внимания не вовлекается в раздумья,  ассоциативные         
 мысленные потоки, связанные с предыдущим  опытом,  поиском  причин         
 или результатов. Внимательность и осознанность в повседневной жиз-         
 ни поддерживает состояние бдительности в течение  длительного  пе-         
 риода времени и имеет непосредственное отношение к гибкости внима-         
 ния, способности перемещать фокус от одного объекта к другому.             
      Полнота сознания не является навыком  подавления  мыслей  или         
 чувств и соответствует такому качеству осознания и  внимания,  при         
 котором мысли, чувства, ощущения отслеживаются в  уме  без  сверх-         
 идентификации с ними, без привычного  паттерна  реагирования,  без         
 фильтрации через убеждения, ожидания и желания.  Полнота  сознания         
 имеет отношение к сдерживанию вторичных процессов переработки  ин-         
 формации и поддержанию непосредственного впечатления (объекты вос-         
 принимаются, как в первый раз). А поскольку внимание имеет ограни-         
 ченный объем, освобождаясь от детальных размышлений, оно  получает         
 больше ресурсов для обработки  информации,  связанной  с  текущими         
 впечатлениями.                                                             
      Таким образом, это саморегулирование внимания,  состоящее  из         
 двух взаимосвязанных процессов - мониторинга  (непрерывное  внима-         
 ние, переключаемость внимания) и  контроля  (торможение  процессов         
 переработки).                                                              
      Второй компонент - это  ориентация  на  текущие  впечатления,         
 поддержание любопытствующей позиции, открытость к новому опыту.            
      Позиция принятия негативных мыслей и чувств изменяет  субъек-         
 тивное значение ситуации, и, таким образом, дистресс  переживается         
 как менее неприятный или урожающий.