МЕТОДИКА:                                  
                   Шкала внимательности и осознанности                      
                               (Р.А. Баер)                                  
               (Mindful Attention Awareness Scale - MAAS)                   
                       (Baer R.A. et al., 2005)                            
                        (перевод с английского).                            
 
      Методика предназначена для субъективной оценки уровня  внимательности 
 и осознанности в повседневной жизни.                                       
      Осознанность (Mindfulness) - это сложносоставная характеристика орга- 
 низации психической деятельности, базирующаяся на контроле внимания и  ог- 
 раничении мыслительного и эмоционального автоматизма, и  характеризующаяся 
 увеличением осведомленности о текущих психических и  физиологических  про- 
 цессах.                                                                    
      С английского языка термин Я "mindfulness" можно  дословно  перевести 
 как "полная осознанность". В свою очередь, в английском языке  оно  появи- 
 лось в качестве перевода древнеиндийского понятия  Sati  (Silananda  1990; 
 Андросов 2008) которое исходит из ранних базовых  Буддистских  текстов,  и 
 которое на русский язык традиционно переводится как "памятование". В  поле 
 зрения западного научного сообщества осознанность попала благодаря феноме- 
 ну терапевтического эффекта, оказываемого медитацией осознанности (памято- 
 вания) на людей, находящихся в состоянии тяжелого физического и  психичес- 
 кого неблагополучия.                                                       
      Идея избавления от страдания путем развития Осознанности дала  начало 
 практике использования медитации для облегчения жизни людей с хроническими 
 болями, которые не поддаются медикаментозному лечению  (Kabat-Zinn  1982). 
 Со временем методика лечения медитацией стала также использоваться для по- 
 мощи людям с депрессиями, тревожными расстройствами, нарушениями  пищевого 
 поведения, посттравматическими стрессовыми расстройствами.                 
      Одновременно с попытками операционализации понятия "осознанность"  на 
 основе выдвинутых теорий начали появляться различные методики оценки  рас- 
 сматриваемой характеристики, а сама она пере стала восприниматься как  ис- 
 ключительная особенность восточных гуру,  возвышающая  их  над  остальными 
 людьми, и стала трактоваться как  врожденная  характеристика,  развитая  у 
 разных людей в большей или меньшей степени  и  поддающаяся  тренировке.  К 
 настоящему моменту западное научное сообщество подходит к новому пересмот- 
 ру понятия Осознанности, в то время как на русском языке  и  тем  более  в 
 отечественной науке работы на эту тему к  настоящему  моменту  практически 
 отсутствуют.                                                               
 
      Методика часто используются в различных исследованиях практики внима- 
 тельности для субъективной оценки участниками своего уровня внимательности 
 до и после курса медитации. Обычно тест дается участникам исследования  до 
 начала программы, а затем проводится повторно через две недели-месяц  пос- 
 ле окончания программы - для того, чтобы выявить долгосрочные изменения  в 
 образе жизни.                                                              
 
      Опросник содержит 15 пунктов, которые оцениваются  по  шкале  от  1 - 
 "почти всегда", до 6 - "почти никогда".                                    
      Оценивается лишь один параметр - осознанность в повседневной жизни.   
      Используется для самостоятельной оценки испытуемыми и поэтому подвер- 
 жен всем недостатком инструментов самооценки.                              
 
      Оценка результатов:                                                   
      Для оценки необходимо суммировать ответы по каждому пункту. Чем  выше 
 сумма тем более осознанными в повседневной жизни являетеся испытуемый.     
 
      Опросник состоит из 15 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Шкала внимательности и осознанности (MAAS).                      
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
                Тестовый показатель - "ВО" = 75  80%                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенный уровень субъективной оценки уровня  внимательности         
 и осознанности в повседневной жизни.                                       
      Повышенная тенденция к контролю внимания и ограничения мысли-         
 тельного и  эмоционального  автоматизма,  который  характеризуется         
 увеличением осведомленности о текущих психических и  физиологичес-         
 ких процессах.                                                             
      Тенденция достигать определенного качества внимания и  созна-         
 ния, которое позволяет чувствовать каждый момент настоящего.               
      Первый компонент представляет собой саморегулирование  внима-         
 ния, при котором внимание поддерживается на непосредственном  впе-         
 чатлении, обеспечивая непрерывность отслеживания  мыслей,  чувств,         
 ощущений. Фокус внимания не вовлекается в раздумья,  ассоциативные         
 мысленные потоки, связанные с предыдущим  опытом,  поиском  причин         
 или результатов. Внимательность и осознанность в повседневной жиз-         
 ни поддерживает состояние бдительности в течение  длительного  пе-         
 риода времени и имеет непосредственное отношение к гибкости внима-         
 ния, способности перемещать фокус от одного объекта к другому.             
      Полнота сознания не является навыком  подавления  мыслей  или         
 чувств и соответствует такому качеству осознания и  внимания,  при         
 котором мысли, чувства, ощущения отслеживаются в  уме  без  сверх-         
 идентификации с ними, без привычного  паттерна  реагирования,  без         
 фильтрации через убеждения, ожидания и желания.  Полнота  сознания         
 имеет отношение к сдерживанию вторичных процессов переработки  ин-         
 формации и поддержанию непосредственного впечатления (объекты вос-         
 принимаются, как в первый раз). А поскольку внимание имеет ограни-         
 ченный объем, освобождаясь от детальных размышлений, оно  получает         
 больше ресурсов для обработки  информации,  связанной  с  текущими         
 впечатлениями.                                                             
      Таким образом, это саморегулирование внимания,  состоящее  из         
 двух взаимосвязанных процессов - мониторинга  (непрерывное  внима-         
 ние, переключаемость внимания) и  контроля  (торможение  процессов         
 переработки).                                                              
      Второй компонент - это  ориентация  на  текущие  впечатления,         
 поддержание любопытствующей позиции, открытость к новому опыту.            
      Позиция принятия негативных мыслей и чувств изменяет  субъек-         
 тивное значение ситуации, и, таким образом, дистресс  переживается         
 как менее неприятный или урожающий.